Милая женщина с доброй душой
«Моя жизнь началась в 1927 году в с. Сыреси. Я родилась девятой в нашей большой семье Вавиловых, никому ненужная, одним словом, мешалка. Мать уходила на работу, оставляя меня на печи под приглядом сестер», – с этих слов начала повествование о своей жизни Антонина Александровна Прытченкова, очень приятная, милая женщина с удивительно добрыми, но вместе с тем печальными глазами.
На ее долю выпала нелегкая судьба. Семья Вавиловых была из числа небедных по тем временам крестьян, имела свою землю и лошадь. Но когда в 1929 году отец Александр Григорьевич вступил в колхоз, и земельный участок, и лошадь отошли колхозу. Так семья из 12 человек осталась без подспорья. Благо отец имел образование переплетчика (окончил Ленинградский техникум) и мог заработать, выполняя различные заказы по переплетному делу. Занимался он этим исключительно по ночам, а целыми днями они вместе с женой работали в колхозе.
Время шло. Дети один за другим стали покидать родительский дом. Первой после окончания педагогического училища уехала к тетке в Москву сестра Лидия. Спустя пять лет оставили отчий дом Мария и Люба. А еще через год в дом пришла беда – умер одиннадцатилетний брат Виктор. В этом же году на долгих пять лет забрали в армию Валентина, который служил в танковых войсках. А еще один брат Георгий попал в тюрьму.
Не обошла стороной дом Вавиловых война. В конце 1942 года пришла похоронка на Валентина, он сгорел в танке. В 43-ем погиб брат Костя, которому было всего-навсего 18 лет. Всю войну прошел еще один брат Антонины Александровны Николай. Он водил грузовик – на фронт доставляли продукты, а обратно с фронта вывозили раненых. Николай Александрович умер в возрасте 88 лет.
Так А. Вавилова, можно сказать, осталась у родителей одна. В годы войны ей было 14 лет. Весной, летом и осенью работали на полях, а зимой вместе с девчатами она училась, а по ночам вязали носки, варежки для бойцов, писали письма. В 1945 году она прошла курсы медсестер скорой помощи и осенью должна была быть мобилизована на фронт, но, к счастью, весной 45-го страна отпраздновала Победу. Ликовали и девчата, которые остались дома.
После окончания педагогического училища Антонина Александровна уехала учить детей в Алатырский район, село Ахматово. А уже через год в 1948 вновь вернулась в родное село: после смерти матери не захотела оставлять отца одного. Здесь она продолжила педагогическое дело – работала учительницей начальных классов и преподавала труды в Сыресинской школе. Она ни разу не изменила выбранной профессии и окончила свой трудовой путь в 1995 году, имея без малого 50 лет педагогического стажа, а также множество Почетных грамот за безупречную многолетнюю и плодотворную работу по воспитанию подрастающего поколения. Хотя был в ее жизни период, когда по болезни на некоторое время пришлось оставить школу и воспитанников – она вышла на пенсию. Но как только здоровье позволило, Антонина Александровна снова влилась в учебный процесс.
1950 год стал поворотным в ее жизни: Антонина вышла замуж за учителя истории Алексея Ивановича Прытчёнкова. Она подарила мужу трех сыновей. Вся забота о воспитании детей легла на плечи свекрови, которая прожила с ними 20 лет. Она растила внуков в то время, пока родители работали, кочевали по квартирам. Только в 1959 году Прытчёнковы обзавелись собственным жильем. Два года до покупки дома они берегли каждую копеечку, оставляя семью на хлебе и капусте. Зарплата тогда у них в среднем выходила по 700-800 рублей, да корову держали.
Семья Прытченковых никогда не отличалась богатством, здесь были другие ценности. Но как говорится, где тонко, там и рвется. Антонина Александровна рассказала случай из жизни, когда в 1992 году ее вызвали в школу и попросили выручить – поработать в качестве учителя домоводства, она согласилась. Зарплату предложили перечислять на книжку. Антонина Александровна не была против: хоть какие- никакие, а накопления будут. Но по истечении трех лет все накопления пропали, осталось лишь 12 копеек. До сих пор женщина не может понять: почему так? Обидно, получается, все это время работала бесплатно, причем в бухгалтерии не осталось никаких документов. Описанный случай – это лишь неприятный факт из жизни, мелочь по сравнению с тем, что произошло в ее судьбе дальше. Как она сама говорит, наступили страшные времена: дети выросли, уехали кто куда, больно было расставаться с ними, но это участь всех родителей. В 1997 году умер муж, в 98-ом утонул сын Лева, а младший Саша уехал далеко в Сургут. «Вот так осталась я одна в старом доме», – сокрушается А. Прытчёнкова.
Теперь ее жизнь проходит между селом Сыреси и городом Чебоксары. Зимой живет в городе у сына, который похоронил жену, а летом возвращается на родину, в свой старенький дом, стены которого наполнены воспоминаниями о счастливых годах, прожитых здесь.