Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Чувашия - лидер по реализации нацпроектов

Президент  России  В. Путин в ходе своего последнего визита в республику дал высокую оценку работе чувашских учителей и назвал Чувашию лидером по реализации нацпроектов. О том, что уже сделано и что  предстоит сделать, министр образования  и молодежной политики Чувашской Республики Галина Петровна Чернова рассказывает нашей районной газете.

– Галина Петровна, что, на Ваш взгляд,  стало  основой для  успешной  реализации  приоритетного  национального  проекта «Образование» в республике? 

– Поставленная в национальном проекте цель – обеспечение доступности качественного образования – суть образовательной политики в республике. Мы реализуем ее в течение ряда лет, причём, в масштабах,  зачастую гораздо больших,  чем заявлено в проекте.

Сегодня все осознают, что двигаться вперёд,  рассчитывая только на  сырьевые запасы, невозможно, это отражено и в проекте, и в Послании Президента России. С этой точки зрения у Чувашии нет шансов разбогатеть – она расположена на географически  и экономически невыгодной территории. Стимулирование инновационной деятельности, развитие интеллектуального капитала стало одним из важнейших приоритетов еще с 1996 г.,  когда была принята первая постсоветская  республиканская программа – Президентская программа «Новая школа». Мы пошли  по пути создания эффективной  сети современных  базовых школ и не  ошиблись.  Базовые  школы существенно  увеличили возможности для получения качественного  образования  для всех  детей  вне зависимости  от места проживания.

В республике с 2002 года вместо почти 700 мелких, высокозатратных, зачастую с низкими образовательными результатами школ, создана образовательная сеть из 544 школ различных моделей: «школа-детский сад», социокультурно-образовательный комплекс, кустовая базовая (с подвозом учащихся), ресурсный центр. К примеру, в вашем районе, с учетом  местных условий  действует  своя модель  оптимизации  сети образовательных учреждений. Серьезные изменения, внесенные в районную программу реструктуризации в прошлом учебном году,  позволили увеличить среднюю наполняемость классов - до 13,6 учеников (по республике – 19,9, в сельской местности – 16). Создана необходимая образовательная и воспитательная среда, в классе учатся не три-пять человек, а столько, сколько положено по психолого-педагогическим рекомендациям.

В 138 крупных базовых школах (в Порецком районе - это  Кудеихинская  школа) и ресурсных центрах (Порецкая и Напольновская школы)  республики сконцентрировались финансовые, материально-технические, педагогические ресурсы. Это дало возможность  организовать в них полноценное предпрофильное и профильное обучение. Почему  это так  важно? Потому  что одна  из  важнейших задач школы — воспитать в ученике самостоятельную личность, четко представляющую свой дальнейший жизненный путь.  Сегодня  главное дать ребенку  не  только знания в конкретной  предметной области – математике, химии, физике и т.д., а научить использовать  их на практике, применять в повседневной жизни, сформировать  потребности  к непрерывному  образованию или, как  сейчас  принято говорить, «образование через всю жизнь». Именно поэтому  с 2005 года в девятых классах всех школ организована предпрофильная подготовка. Учащиеся знакомятся с различными профессиями, проходят психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и получают консультацию по выбору профиля обучения в старшей школе. Это должно помочь  ребятам  в  дальнейшем профессиональном самоопределении. В городе  профильное  обучение реализуется,  в основном, за счет создания профильных школ, лицеев, гимназий или профильных классов, индивидуализации обучения. Чаще всего  в городских  учебных заведениях 2-4 профиля. Старшеклассники углубленно изучают школьные дисциплины, которые соответствуют их интересам и потребностям для получения  выбранной профессии.  На селе  профильное  обучение  ведется на базе кустовых крупных школ.  В каждой из них созданы 2-3 профиля, а для учащихся из отдаленных школ отрабатываются другие модели. Например,  в одном  случае, для  углубленного  изучения отдельных предметов учащиеся на школьных автобусах подвозятся в ресурсный  центр, как это  практикуется в  вашем районе. На базе Порецкой средней школы  организовано сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Дети из всех средних школ района приезжают в неё для прохождения профильного  обучения.  А где-то работает вариант, когда  учитель для ведения  учебных предметов на профильном уровне сам  приезжает в школу. 

Сейчас, с подключением всех школ  к  широкополосному Интернету, стоит  задача  активно развивать и использовать  дистанционные формы обучения.

Напомню,  что для обеспечения доступности к получению качественного образования  с 2002 года действует республиканская  программа «Школьный автобус». Сегодня в республике на 273 автобусах  подвозят  более 11 тыс. детей из 780 деревень, в Порецком районе на 8 школьных автобусах подвозят более 170  детей из 22 селений.

Все эти меры проводились  для того, чтобы решить проблему достижения качественного  образования. Удалось ли нам  это? В основном  – да. В крупных  базовых сельских школ (а в них обучается 46,8% детей) результаты  образовательной  деятельности практически  сравнялись с результатами городских школ.  Об этом свидетельствуют победы детей, педагогов, самих школ на разных конкурсах, олимпиадах, результаты ЕГЭ (например,  средний балл  ЕГЭ по математике  у учащихся городских школ 54,83, у учащихся сельских  – 54,08) и т.д. Соответствие  базовых школ  самым  высоким  требованиям подтвердили  и итоги  конкурсного отбора на гранты Президента России и Президента Чувашии. Победителями  стали 96 базовых школ, то есть 70% от общего числа  грантополучателей.  Именно на  такие результаты  мы и рассчитывали.

Реструктуризация сети школ в сочетании  с введением  единого  госэкзамена  увеличили  возможности выпускников школ, особенно сельских, для поступления в учреждения высшего профессионального образования. Если в 2000 году, до ЕГЭ,  в вузы поступали единицы, то в 2006 году – более 45 процентов сельских школьников,  в  Порецком районе – 55 процентов (по республике – 63%).

Еще одним традиционным показателем качества  образования являются результаты участия учащихся на различных интеллектуальных конкурсах, состязаниях. В республике сформирована многоуровневая система развития одаренных и талантливых детей. Действует сеть инновационных образовательных учреждений, проводятся интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней. Создан республиканский банк данных детей, проявивших  себя в интеллектуальных  и творческих состязаниях.  Для талантливых школьников разработаны  индивидуальные программы,  с ними работают ведущие  ученые  и педагоги  республики, в том числе в дистанционной форме, организуются профильные смены в лагерях, стипендиальная  поддержка юных дарований.  Конечно же, все эти меры дают результаты.

В последние годы  в образовательный процесс активно внедряются информационные технологии. На начало нового учебного года в республике один  современный компьютер приходится на 21  учащегося (в районе – на 10).  Все школы в рамках реализации приоритетного национального  проекта «Образование» подключены  к широкополосному  бесплатному  Интернету,  средние школы  имеют собственные сайты, обеспечиваются современным интерактивным и мультимедийным оборудованием.  Для нас важно, что школы с подключением к широкополосному Интернету вышли совершенно на новый информационный уровень. Интернет дает возможность учителям и детям получить доступ к разным информационным образовательным ресурсам, он также позволяет осознать, что просто запоминать информацию – уже не столь важно. Учителя все активнее используют Интернет практически во всех аспектах своей работы: и как средство коммуникации, и как средство для получения информации, и как помощник в самообразовании. Таким образом, ребятами осваиваются такие способы деятельности как умение искать, систематизировать и использовать информацию. 

Особо хочу подчеркнуть, что  все вопросы образования решаются  не сами по себе, а комплексно в совокупности с иными социально-экономическими проблемами. Так, закупили специализированные школьные  автобусы – появилась потребность строить дороги, а следом – открывать новые  рейсы и, как следствие, для сельчан стали доступными современные социальные  услуги, стал развиваться малый бизнес, в село приходит  другой  уровень  культуры.

Замечу, что именно  комплексность решения всех проблем позволила  нам в этом году выиграть  конкурс  на реализацию Комплексного проекта модернизации образования (КПМО).  На конкурс подали заявки 53 региона, а выиграл 21. Благодаря участию в проекте республика получила из федерального  бюджета более 209 млн. рублей. Большая часть этих  средств  направлена  на  модернизацию  материально-технической и учебной базы наших школ, в том числе на закупку современной  мебели  для начальных классов, оборудования для школьных  столовых, художественной и учебно-методической литературы на  русском и чувашском  языках, а также на  переподготовку  и обучение кадров.

Ещё один приоритет, связанный с созданием равных условий для обеспечения доступного качественного образования – перевод образовательных учреждений на нормативное подушевое  финансирование.

Известно, что денег при любом финансировании образованию всегда не хватает, даже в экономически сильных странах. Например, итальянская учительница на мой вопрос «о чём бы она хотела попросить своего министра, будь у неё возможность», ответила: «увеличить зарплату и средства на финансирование школы». Значит,  стоит задача – эффективно и прозрачно использовать то, что есть. На нормативное подушевое финансирование в общем образовании мы перешли ещё в 2001 году. С 2006 года  финансирование  по нормативу   введено в системе  начального профессионального образования, с этого –  в дошкольном образовании. В ближайшее  время планируем перевести на  нормативное  подушевое  финансирование школы-интернаты,  детские дома и  учреждения  среднего  профессионального  образования.

Что реально изменило в жизни школы введение  подушевого нормативно-бюджетного финансирования? В первую очередь, они стали экономически самостоятельнее, научились формировать и исполнять  бюджет. За счёт экономии средств и привлечения дополнительных средств  появились возможности расширения диапазона образовательных услуг, стимулирования повышения качества работы. Этим созданы предпосылки к формированию здоровой конкуренции образовательных учреждений. Чем больше привлечёт школа учеников, тем больше у неё денег. Плохо работать становится невыгодно. Так на деле реализуется принцип «следования денег за учеником».

Вот, на мой взгляд, та основа, которая позволила нам успешно реализовывать приоритетный национальный проект «Образование» и выиграть конкурс  на реализацию  Комплексного  проекта  модернизации  образования.

  В образовании  задействованы  три  составляющие – учитель, школа и подрастающее поколение.  Что  делается  в республике  для  стимулирования и поддержки их  деятельности?

– За прошедшие годы в Чувашии накоплен большой опыт по поддержке  инновационной активности: учреждены более тысячи президентских премий и стипендии для молодёжи, введены специальные гранты для педагогических работников и образовательных учреждений, для студентов и учащихся.  Конкурсность, состязательность стали  основными принципами нашей деятельности.

Несомненно, реализация национального проекта   стала  мощным стимулом для нового всплеска  инновационного развития школ, творческой активности  учителей. Победителями становятся  лучшие – по содержанию и организации работы, по концентрации передового опыта отечественного и международного образования.

За два года государственную поддержку из федерального бюджета получили 66 школ и 224 учителя, 40 образовательных учреждений и 60 педагогов – гранты и премии Президента Чувашии. В числе лауреатов – 3 школы и 5 педагогов Порецкого района. Полученные средства школы направили на модернизацию и развитие материально-технической базы, а также на повышение квалификации педагогических работников.

Отрадно, что  стремление продемонстрировать опыт инновационной деятельности и получить общественное признание проявляют всё большее  число учителей. Так, в 2007 году в конкурсном отборе на 112 грантов участвовали 470 учителей, среди  них 9 педагогов  из  Порецкого района.

Постановлением главы администрации Порецкого района учреждены два гранта лучшим школам и 5 – лучшим учителям,  лучшие ученики получают ежемесячную стипендию главы района в размере 300 рублей.

Безусловно, положительным моментом стало и  то, что в проекте большое внимание уделено теме воспитания. 7706 классных руководителей (в Порецком районе – 120) получают  дополнительное  вознаграждение за классное руководство. Учитывая, что до этого труд классного наставника оценивался  небольшой суммой, думаю, что это  должно изменить качество воспитательной работы в школе.

Разработаны и внедряются в практику различные проекты по организации воспитательной работы. За два года проведено более 15 конкурсов  на лучшие  инновационные проекты в области воспитания. Каждый четвёртый классный руководитель стал их участником.  Создана базовая сеть образовательных учреждений – пилотных площадок по распространению лучших воспитательных практик.

Показателей результативности воспитательной работы немного, все мы с вами хорошо понимаем, что воспитание имеет отсроченные результаты. Для примера, как один из показателей качества воспитания мы берем состояние преступности среди несовершеннолетних. Так, принимаемые меры позволили сократить уровень детской и подростковой преступности по итогам 6 месяцев 2007 года в целом по республике на 6,3 процента.

– Успех всех начатых реформ немыслим без талантливых учителей-лидеров. А чтоб удержать в школе таких людей, нужна в первую очередь достойная оплата труда. В рамках нацпроекта введены президентские премии лучшим учителям и доплаты за классное руководство. Что дальше?

– Я считаю, что одно  из самых эффективных  условий для дальнейшего продвижения  вперед – введение новой отраслевой системы оплаты труда работников школ. Новая система оплаты труда работников общеобразовательных учреждений введена в республике с 1 сентября 2007 года и складывается из двух частей фонда оплаты труда: базовой и стимулирующей, определяющейся в зависимости от качества и результативности труда.  Фонд стимулирования за эффективность и качество работы с т.г.  введен во всех школах республики.

Полная схема новой системы оплаты труда в экспериментальном режиме введена в 30 школах, в частности, Напольновской школе. В них педагогическим работникам  должностные оклады выплачиваются за 36-часовую  рабочую неделю. В отличие от традиционного «поурочного» порядка оплаты труда новый механизм нормирования учительского труда учитывает не только уроки, но и все остальные виды деятельности учителя, что, конечно же, надеемся, начнет постепенно влиять на качество воспитательной работы  в школе.

И президентские премии лучшим учителям, и финансовая поддержка лучших педагогов на уровне республики, района, и новая система оплаты труда  должны  усилить приток молодых педагогических кадров. Уверена, что приход подготовленной молодежи с новыми профессиональными компетенциями принесет и новые передовые методики и подходы. Инновации эти, помноженные на опыт работы наших педагогов-лидеров, дадут возможность поднять на новый уровень качество образования.

– Активное привлечение представителей общественности к школьным делам, к управлению системой образования – тоже одна из основных задач нацпроекта.  Как  у нас в республике  складываются отношения  образования  и представителей общественности?

– Реализация нацпроекта повлияла на дальнейшее развитие государственно-общественной системы управления образованием в республике. Общественные  организации  проводили конкурсный отбор лучших школ и учителей. Возглавляет  эту работу созданный в прошлом году Чувашский республиканский союз попечителей образования. В ходе конкурсного отбора школ был организован форум, на котором прошло обсуждение конкурсных заявок образовательных учреждений экспертами общественных организаций, выпускниками школ, родителями. Они имели возможность оценивать деятельность инновационных общеобразовательных учреждений с точки зрения потребителей образовательных услуг.  В самом начале работы экспертов были сомнения – готовы ли люди «со стороны» к оценке качества работы школ и учителей. К счастью, опасения не оправдались. В выстроенном ими рейтинге школ и учителей лучшими названы те, которых признали таковыми и большинство детей, родителей, бывших учеников. Эта оценка в большинстве случаев совпала и с мнением педагогического сообщества.

Родительское сообщество – это колоссальная созидательная сила в создании серьезного общественного мнения. Всегда ли родители удовлетворены тем, что происходит в школе? Очевидно, не всегда и не всем. Но сегодня они больше не чувствуют себя сторонними наблюдателями, осознают, что могут реально повлиять на происходящие в школе внутренние процессы с тем, чтобы улучшить условия обучения и жизнедеятельности детей.  На начало нового  учебного  года все школы республики имеют попечительские или управляющие советы, которые начали оказывать реальное влияние не только на организацию учебного процесса, но и распределение стимулирующей части оплаты труда за качество и эффективность работы. 

Хотела бы еще раз подчеркнуть, что, только объединив  усилия школы, родителей, общественности мы сможем воспитать достойных граждан нашей страны и помочь нашим детям в будущем достичь успехов и на профессиональном поприще, и в личной жизни.



"Порецкие вести"
19 октября 2007
00:00
Поделиться