Чувашия - лидер по реализации нацпроектов
Президент России В. Путин в ходе своего последнего визита в республику дал высокую оценку работе чувашских учителей и назвал Чувашию лидером по реализации нацпроектов. О том, что уже сделано и что предстоит сделать, министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Галина Петровна Чернова рассказывает нашей районной газете.
– Галина Петровна, что, на Ваш взгляд, стало основой для успешной реализации приоритетного национального проекта «Образование» в республике?
– Поставленная в национальном проекте цель – обеспечение доступности качественного образования – суть образовательной политики в республике. Мы реализуем ее в течение ряда лет, причём, в масштабах, зачастую гораздо больших, чем заявлено в проекте.
Сегодня все осознают, что двигаться вперёд, рассчитывая только на сырьевые запасы, невозможно, это отражено и в проекте, и в Послании Президента России. С этой точки зрения у Чувашии нет шансов разбогатеть – она расположена на географически и экономически невыгодной территории. Стимулирование инновационной деятельности, развитие интеллектуального капитала стало одним из важнейших приоритетов еще с
В республике с 2002 года вместо почти 700 мелких, высокозатратных, зачастую с низкими образовательными результатами школ, создана образовательная сеть из 544 школ различных моделей: «школа-детский сад», социокультурно-образовательный комплекс, кустовая базовая (с подвозом учащихся), ресурсный центр. К примеру, в вашем районе, с учетом местных условий действует своя модель оптимизации сети образовательных учреждений. Серьезные изменения, внесенные в районную программу реструктуризации в прошлом учебном году, позволили увеличить среднюю наполняемость классов - до 13,6 учеников (по республике – 19,9, в сельской местности – 16). Создана необходимая образовательная и воспитательная среда, в классе учатся не три-пять человек, а столько, сколько положено по психолого-педагогическим рекомендациям.
В 138 крупных базовых школах (в Порецком районе - это Кудеихинская школа) и ресурсных центрах (Порецкая и Напольновская школы) республики сконцентрировались финансовые, материально-технические, педагогические ресурсы. Это дало возможность организовать в них полноценное предпрофильное и профильное обучение. Почему это так важно? Потому что одна из важнейших задач школы — воспитать в ученике самостоятельную личность, четко представляющую свой дальнейший жизненный путь. Сегодня главное дать ребенку не только знания в конкретной предметной области – математике, химии, физике и т.д., а научить использовать их на практике, применять в повседневной жизни, сформировать потребности к непрерывному образованию или, как сейчас принято говорить, «образование через всю жизнь». Именно поэтому с 2005 года в девятых классах всех школ организована предпрофильная подготовка. Учащиеся знакомятся с различными профессиями, проходят психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и получают консультацию по выбору профиля обучения в старшей школе. Это должно помочь ребятам в дальнейшем профессиональном самоопределении. В городе профильное обучение реализуется, в основном, за счет создания профильных школ, лицеев, гимназий или профильных классов, индивидуализации обучения. Чаще всего в городских учебных заведениях 2-4 профиля. Старшеклассники углубленно изучают школьные дисциплины, которые соответствуют их интересам и потребностям для получения выбранной профессии. На селе профильное обучение ведется на базе кустовых крупных школ. В каждой из них созданы 2-3 профиля, а для учащихся из отдаленных школ отрабатываются другие модели. Например, в одном случае, для углубленного изучения отдельных предметов учащиеся на школьных автобусах подвозятся в ресурсный центр, как это практикуется в вашем районе. На базе Порецкой средней школы организовано сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Дети из всех средних школ района приезжают в неё для прохождения профильного обучения. А где-то работает вариант, когда учитель для ведения учебных предметов на профильном уровне сам приезжает в школу.
Сейчас, с подключением всех школ к широкополосному Интернету, стоит задача активно развивать и использовать дистанционные формы обучения.
Напомню, что для обеспечения доступности к получению качественного образования с 2002 года действует республиканская программа «Школьный автобус». Сегодня в республике на 273 автобусах подвозят более 11 тыс. детей из 780 деревень, в Порецком районе на 8 школьных автобусах подвозят более 170 детей из 22 селений.
Все эти меры проводились для того, чтобы решить проблему достижения качественного образования. Удалось ли нам это? В основном – да. В крупных базовых сельских школ (а в них обучается 46,8% детей) результаты образовательной деятельности практически сравнялись с результатами городских школ. Об этом свидетельствуют победы детей, педагогов, самих школ на разных конкурсах, олимпиадах, результаты ЕГЭ (например, средний балл ЕГЭ по математике у учащихся городских школ 54,83, у учащихся сельских – 54,08) и т.д. Соответствие базовых школ самым высоким требованиям подтвердили и итоги конкурсного отбора на гранты Президента России и Президента Чувашии. Победителями стали 96 базовых школ, то есть 70% от общего числа грантополучателей. Именно на такие результаты мы и рассчитывали.
Реструктуризация сети школ в сочетании с введением единого госэкзамена увеличили возможности выпускников школ, особенно сельских, для поступления в учреждения высшего профессионального образования. Если в 2000 году, до ЕГЭ, в вузы поступали единицы, то в 2006 году – более 45 процентов сельских школьников, в Порецком районе – 55 процентов (по республике – 63%).
Еще одним традиционным показателем качества образования являются результаты участия учащихся на различных интеллектуальных конкурсах, состязаниях. В республике сформирована многоуровневая система развития одаренных и талантливых детей. Действует сеть инновационных образовательных учреждений, проводятся интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней. Создан республиканский банк данных детей, проявивших себя в интеллектуальных и творческих состязаниях. Для талантливых школьников разработаны индивидуальные программы, с ними работают ведущие ученые и педагоги республики, в том числе в дистанционной форме, организуются профильные смены в лагерях, стипендиальная поддержка юных дарований. Конечно же, все эти меры дают результаты.
В последние годы в образовательный процесс активно внедряются информационные технологии. На начало нового учебного года в республике один современный компьютер приходится на 21 учащегося (в районе – на 10). Все школы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» подключены к широкополосному бесплатному Интернету, средние школы имеют собственные сайты, обеспечиваются современным интерактивным и мультимедийным оборудованием. Для нас важно, что школы с подключением к широкополосному Интернету вышли совершенно на новый информационный уровень. Интернет дает возможность учителям и детям получить доступ к разным информационным образовательным ресурсам, он также позволяет осознать, что просто запоминать информацию – уже не столь важно. Учителя все активнее используют Интернет практически во всех аспектах своей работы: и как средство коммуникации, и как средство для получения информации, и как помощник в самообразовании. Таким образом, ребятами осваиваются такие способы деятельности как умение искать, систематизировать и использовать информацию.
Особо хочу подчеркнуть, что все вопросы образования решаются не сами по себе, а комплексно в совокупности с иными социально-экономическими проблемами. Так, закупили специализированные школьные автобусы – появилась потребность строить дороги, а следом – открывать новые рейсы и, как следствие, для сельчан стали доступными современные социальные услуги, стал развиваться малый бизнес, в село приходит другой уровень культуры.
Замечу, что именно комплексность решения всех проблем позволила нам в этом году выиграть конкурс на реализацию Комплексного проекта модернизации образования (КПМО). На конкурс подали заявки 53 региона, а выиграл 21. Благодаря участию в проекте республика получила из федерального бюджета более 209 млн. рублей. Большая часть этих средств направлена на модернизацию материально-технической и учебной базы наших школ, в том числе на закупку современной мебели для начальных классов, оборудования для школьных столовых, художественной и учебно-методической литературы на русском и чувашском языках, а также на переподготовку и обучение кадров.
Ещё один приоритет, связанный с созданием равных условий для обеспечения доступного качественного образования – перевод образовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование.
Известно, что денег при любом финансировании образованию всегда не хватает, даже в экономически сильных странах. Например, итальянская учительница на мой вопрос «о чём бы она хотела попросить своего министра, будь у неё возможность», ответила: «увеличить зарплату и средства на финансирование школы». Значит, стоит задача – эффективно и прозрачно использовать то, что есть. На нормативное подушевое финансирование в общем образовании мы перешли ещё в 2001 году. С 2006 года финансирование по нормативу введено в системе начального профессионального образования, с этого – в дошкольном образовании. В ближайшее время планируем перевести на нормативное подушевое финансирование школы-интернаты, детские дома и учреждения среднего профессионального образования.
Что реально изменило в жизни школы введение подушевого нормативно-бюджетного финансирования? В первую очередь, они стали экономически самостоятельнее, научились формировать и исполнять бюджет. За счёт экономии средств и привлечения дополнительных средств появились возможности расширения диапазона образовательных услуг, стимулирования повышения качества работы. Этим созданы предпосылки к формированию здоровой конкуренции образовательных учреждений. Чем больше привлечёт школа учеников, тем больше у неё денег. Плохо работать становится невыгодно. Так на деле реализуется принцип «следования денег за учеником».
Вот, на мой взгляд, та основа, которая позволила нам успешно реализовывать приоритетный национальный проект «Образование» и выиграть конкурс на реализацию Комплексного проекта модернизации образования.
– В образовании задействованы три составляющие – учитель, школа и подрастающее поколение. Что делается в республике для стимулирования и поддержки их деятельности?
– За прошедшие годы в Чувашии накоплен большой опыт по поддержке инновационной активности: учреждены более тысячи президентских премий и стипендии для молодёжи, введены специальные гранты для педагогических работников и образовательных учреждений, для студентов и учащихся. Конкурсность, состязательность стали основными принципами нашей деятельности.
Несомненно, реализация национального проекта стала мощным стимулом для нового всплеска инновационного развития школ, творческой активности учителей. Победителями становятся лучшие – по содержанию и организации работы, по концентрации передового опыта отечественного и международного образования.
За два года государственную поддержку из федерального бюджета получили 66 школ и 224 учителя, 40 образовательных учреждений и 60 педагогов – гранты и премии Президента Чувашии. В числе лауреатов – 3 школы и 5 педагогов Порецкого района. Полученные средства школы направили на модернизацию и развитие материально-технической базы, а также на повышение квалификации педагогических работников.
Отрадно, что стремление продемонстрировать опыт инновационной деятельности и получить общественное признание проявляют всё большее число учителей. Так, в 2007 году в конкурсном отборе на 112 грантов участвовали 470 учителей, среди них 9 педагогов из Порецкого района.
Постановлением главы администрации Порецкого района учреждены два гранта лучшим школам и 5 – лучшим учителям, лучшие ученики получают ежемесячную стипендию главы района в размере 300 рублей.
Безусловно, положительным моментом стало и то, что в проекте большое внимание уделено теме воспитания. 7706 классных руководителей (в Порецком районе – 120) получают дополнительное вознаграждение за классное руководство. Учитывая, что до этого труд классного наставника оценивался небольшой суммой, думаю, что это должно изменить качество воспитательной работы в школе.
Разработаны и внедряются в практику различные проекты по организации воспитательной работы. За два года проведено более 15 конкурсов на лучшие инновационные проекты в области воспитания. Каждый четвёртый классный руководитель стал их участником. Создана базовая сеть образовательных учреждений – пилотных площадок по распространению лучших воспитательных практик.
Показателей результативности воспитательной работы немного, все мы с вами хорошо понимаем, что воспитание имеет отсроченные результаты. Для примера, как один из показателей качества воспитания мы берем состояние преступности среди несовершеннолетних. Так, принимаемые меры позволили сократить уровень детской и подростковой преступности по итогам 6 месяцев 2007 года в целом по республике на 6,3 процента.
– Успех всех начатых реформ немыслим без талантливых учителей-лидеров. А чтоб удержать в школе таких людей, нужна в первую очередь достойная оплата труда. В рамках нацпроекта введены президентские премии лучшим учителям и доплаты за классное руководство. Что дальше?
– Я считаю, что одно из самых эффективных условий для дальнейшего продвижения вперед – введение новой отраслевой системы оплаты труда работников школ. Новая система оплаты труда работников общеобразовательных учреждений введена в республике с 1 сентября 2007 года и складывается из двух частей фонда оплаты труда: базовой и стимулирующей, определяющейся в зависимости от качества и результативности труда. Фонд стимулирования за эффективность и качество работы с т.г. введен во всех школах республики.
Полная схема новой системы оплаты труда в экспериментальном режиме введена в 30 школах, в частности, Напольновской школе. В них педагогическим работникам должностные оклады выплачиваются за 36-часовую рабочую неделю. В отличие от традиционного «поурочного» порядка оплаты труда новый механизм нормирования учительского труда учитывает не только уроки, но и все остальные виды деятельности учителя, что, конечно же, надеемся, начнет постепенно влиять на качество воспитательной работы в школе.
И президентские премии лучшим учителям, и финансовая поддержка лучших педагогов на уровне республики, района, и новая система оплаты труда должны усилить приток молодых педагогических кадров. Уверена, что приход подготовленной молодежи с новыми профессиональными компетенциями принесет и новые передовые методики и подходы. Инновации эти, помноженные на опыт работы наших педагогов-лидеров, дадут возможность поднять на новый уровень качество образования.
– Активное привлечение представителей общественности к школьным делам, к управлению системой образования – тоже одна из основных задач нацпроекта. Как у нас в республике складываются отношения образования и представителей общественности?
– Реализация нацпроекта повлияла на дальнейшее развитие государственно-общественной системы управления образованием в республике. Общественные организации проводили конкурсный отбор лучших школ и учителей. Возглавляет эту работу созданный в прошлом году Чувашский республиканский союз попечителей образования. В ходе конкурсного отбора школ был организован форум, на котором прошло обсуждение конкурсных заявок образовательных учреждений экспертами общественных организаций, выпускниками школ, родителями. Они имели возможность оценивать деятельность инновационных общеобразовательных учреждений с точки зрения потребителей образовательных услуг. В самом начале работы экспертов были сомнения – готовы ли люди «со стороны» к оценке качества работы школ и учителей. К счастью, опасения не оправдались. В выстроенном ими рейтинге школ и учителей лучшими названы те, которых признали таковыми и большинство детей, родителей, бывших учеников. Эта оценка в большинстве случаев совпала и с мнением педагогического сообщества.
Родительское сообщество – это колоссальная созидательная сила в создании серьезного общественного мнения. Всегда ли родители удовлетворены тем, что происходит в школе? Очевидно, не всегда и не всем. Но сегодня они больше не чувствуют себя сторонними наблюдателями, осознают, что могут реально повлиять на происходящие в школе внутренние процессы с тем, чтобы улучшить условия обучения и жизнедеятельности детей. На начало нового учебного года все школы республики имеют попечительские или управляющие советы, которые начали оказывать реальное влияние не только на организацию учебного процесса, но и распределение стимулирующей части оплаты труда за качество и эффективность работы.
Хотела бы еще раз подчеркнуть, что, только объединив усилия школы, родителей, общественности мы сможем воспитать достойных граждан нашей страны и помочь нашим детям в будущем достичь успехов и на профессиональном поприще, и в личной жизни.