Талант в народе
Совсем недавно, в начале сентября сего года, в передаче Нижегородско-Московского радио в последних известиях о культурной жизни г. Нижний Новгород было сообщено, что в этом году ко Дню города во всех театрах начинается театральный сезон. В театре оперы и балета этот сезон открывается постановкой народной драмы «Борис Годунов» Модеста Петровича Мусоргского. Это все обычно. Но то, что прозвучало далее, всколыхнуло во мне какие-то грустно-торжественные чувства, разбудило в памяти приятные воспоминания об увиденном, услышанном и пережитом мной в прошлом в театрах Москвы, Горького, Чебоксар, Казани, Ростова-на-Дону. В эфире прозвучало: «Заглавную роль царя Бориса Годунова будет впервые исполнять молодой артист Михаил Наумов».
И я вспомнил того мальчика Михаила Наумова из с. Мишуково, который со своей учительницей и наставницей Ольгой Валентиновной Корсаковой участвовал в концерте в районном Дворце культуры. Это было, наверное, в 1995 году. Тогда прозвучал еще детский неокрепший, но настолько чистый, богатый бас! И неудивительно, что он остался в памяти. Но это не все.
В 1997 году в г. Чебоксары в День Порецкого района во Дворце Культуры тракторостроителей мне вновь посчастливилось послушать уже окрепший великолепный бас. Кажется, исполнялась ария Мельника из оперы Даргомыжского «Русалка» - «Ох, так-то все вы девки молодые…». В это время Михаил учился в Чебоксарском музыкальном училище.
Я хорошо знаю его родителей, особенно отца, Николая Наумова – механизатора колхоза «Новь». Неоднократно нам приходилось встречаться в поле во время жатвы с комбайнерами, курить, отдыхать и говорить «за жизнь». А ведь в это время среди них работал помощником комбайнера у отца и Михаил.
Как часто бывает в жизни, мы порой не замечаем, кто с нами рядом идет, какой талант или способный, одаренный человек живет и растет среди нас. И дай бог счастья тому, у кого вовремя рядом появится учитель, друг, наставник. Он поможет раскрыться таланту, обрести силу и даже расправить крылья, поможет преодолеть трудности в этой жизни.
Таким наставником, учителем и руководителем для Михаила стала О. Корсакова. Затем потекли нелегкие годы учебы в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф. Павлова, где получил профессиональные навыки вокалиста. И здесь сложилась не совсем благополучная обстановка. Но нет худа без добра. Поступил учиться в Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Однако закончить это училище ему не позволили материальные обстоятельства. И, скрипя сердцем, Михаил вернулся в Чебоксарское училище опять на третий курс.
Но талант он всегда талант. В Чувашию на экзамены в училище приехал профессор из Горьковской консерватории. Он сразу же обратил внимание на этот бас и пригласил его к себе в консерваторию продолжать обучение. А далее учеба, становление голоса, обучение сложному мастерству актера, артиста. Ведь одного природного дара - голоса – далеко не достаточно, чтобы создать музыкальный образ, передать характер, нравы и обычаи персонажей произведения, создать и донести до зрителя не только образ героя, но и дух того времени, нравы и порядки в обществе, когда и где происходят события.
Беседую с Ольгой Валентиновной в районном Дворце культуры, рассказываю ей о своих чувствах радости и гордости за нашу Порецкую землю, рождающую и воспитывающую знатных и великих людей для нашей родины России.
Я далеко не знаток и не специалист театрального искусства, не знаток музыки. В силу обстоятельств невольно возникает в мысли параллель.
Мне посчастливилось в детстве и юности дважды видеть и слушать, присутствовать на выступлении всемирно известного баса, народного артиста СССР Максима Дармидонтовича Михайлова. Он родом из д. Кольцовка Вурнарского района и поэтому посещал свою родину в 1947 году и примерно в 1949-50 гг. Его чудный бас звучал в колхозном саду и на сенокосе в лугах…
«Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек…».
А затем слушал в Большом Государственном академическом театре. А ведь даже Михайлов не сразу подошел к исполнению роли Бориса Годунова, как не сразу исполнил арию Мельника из «Русалки» или роль Кончака из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина.
Насколько сложно создать образ Бориса Годунова на сцене можно судить по воспоминаниям Ф. Шаляпина, который уже в зените своей славы только смог триумфально исполнить Бориса Годунова в Миланском театре «Ла Скала». А наш знаменитый бас Борис Штоколов, народный артист СССР, посвятил годы, чтобы подойти к исполнению этой роли.
Так подробно останавливаюсь на отдельных понятиях и явлениях, сравнениях с известными артистами только потому, что понимаю, насколько сложно оперное искусство и в то же время всем доступно, потому что музыка становится «зримой». В опере все искусства – музыка, пение, поэзия, живопись, скульптура, танцы, мимика, мастерство актера и режиссера – слиты воедино. И все одухотворено великолепными мелодиями. Впечатление от оперы ни с чем несравнимо! В опере средствами музыки выражены глубокие философские мысли – о цели и назначении жизни, о подвиге, о всепокоряющей силе любви.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что Михаил Наумов уже достиг многого в музыкальном и артистическом творчестве. Нижегородский театр оперы и балета один из немногих театров России, коллектив которого смог донести до зрителя народное произведение, дорогое настоящему русскому сердцу, обливавшемуся кровью при виде произвола и беззакония на Руси.
Наверное, скоро придет время, и Михаил Наумов порадует нас своим талантом и в Порецком, и, безусловно, в Мишукове.
И хочется пожелать ему успехов в новых поисках в сложном творчестве оперного певца.
Вот такое повествование посвящаю 80-летию Порецкого района. И сколько мы еще узнаем о наших юных дарованиях, лишь бы находился рядом умный и добрый, и мудрый земляк наш! Я так думаю.