Первые комбайны в Порецком
Ежегодно в страдную пору на поля республики выходит множество комбайнов. Приятно видеть, особенно в хорошую погоду, как они, похожие на степные корабли, штурмуют хлебные массивы. Ставшая привычной эта картина вряд ли теперь кого-либо приведет в удивление. Комбайновая уборка давно стала делом обычным. Но, наверное, немногие, включая механизаторов, знают, когда и где впервые в нашей республике начали трудиться эти сложные зерноуборочные машины.
В 1934 году в первом номере журнала «Социалистическое строительство», издававшегося в Чувашии, сообщалось, что на наших полях первый комбайн (тогда он был прицепным) «появился не в аппаратном порядке через наркомзем, а по линии общественности, в порядке непосредственного укрепления производственной смычки между городом и деревней. Подарили его колхозникам Порецкого paйона шефы — рабочие Саратовского завода комбайнов».
Разумеется, и труженики полей не оставались в долгу — они продавали комбайностроителям по конвенционным ценам сельскохозяйственную продукцию.
Подарок саратовцев был доставлен в Порецкое весной 1934 года. Первыми комбайнерами, своего рода первопроходцами, стали поречане Александр Николаевич Маркин и Степан Иванович Ступаков. Бывшие кузнецы, они вместе работали трактористами, а затем в Саратове окончили трехмесячные курсы комбайнеров.
Когда в райцентре, у базарной площади, собирали эту «диковинную машину» под заводским № 212, около них всегда бывало много людей, особенно молодежи. Интерес к комбайну был огромен. Один из жителей Порецкого в письме другу откровенничал о том, как его отец — старый колхозник, растерявшись при виде этой огромной незнакомой машины, «взволнованно щупал каждый ее винтик, гайку, мотор, передаточные валы и шестеренки. А когда загрохотал комбайн, и трактор повез его на буксире по участку ржи, в новые колхозные фургоны полилось янтарное зерно, отец не по-старчески, вприпрыжку бежал за машиной, что-то радостно кричал, и на его морщинистых щеках я заметил светлые слезы...»
Не обошлось тогда и без скептиков: они не могли поверить, что комбайн одновременно может жать и молотить. Некоторые сельчане встретили машину с неприязнью, дескать, оставит людей без работы, а из-за больших потерь зерна — без хлеба.
С наступлением жатвы комбайн, буксируемый трактором, 20 (по другим данным 21-го) июля приступил к уборке урожая. В первые дни не все получалось. Случались мелкие неполадки, которые быстро устранялись. Однако вскоре произошла серьезная поломка. На озимом клину, где работал агрегат, ночью тайком кем-то был вбит дубовый кол, и случилось неприятное: «заскрежетали зубья у ножа, и весь хедер затрясло, как в лихорадке». На несколько часов машина была выведена из строя. Но никакие препятствия уже не могли помешать слаженной работе комбайна. Маркин и Ступаков трудились исключительно добросовестно, с огоньком, не считаясь со временем, как говорится, с честью оправдывали оказанное им доверие. В работу они вкладывали всю свою душу.
Первый комбайн сразу же привлек внимание прессы. 1 августа 1934 года «Красная Чувашия» этому событию посвятила целую страницу под броским заголовком «На полях республики — первый комбайн».
«Первые шесть дней работы комбайна в порецком колхозе «Передовик», — отмечалось в газете, — показали высокое качество работы этой сложной машины, высокую производительность проделанных ею работ, облегчающих труд колхозника и освобождающих рабочую и гужевую силу для других участков уборочных работ».
В том же году в Порецкое из Саратова был доставлен второй комбайн. В его освоении также участвовали первые комбайнеры. Будучи мастерами своего дела, А. И. Маркин и С. И. Ступаков пользовались среди сельских тружеников большим уважением. О них знали не только в Чувашии, но и в Москве, в Наркомате земледелия СССР.