Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Рождение районов Чувашии

Восемьдесят лет назад в Чувашии произошла одна из крупнейших реорганизаций органов власти и управления – проведено районирование республики взамен существующей уездно-волостной системы.

После преобразования Чувашской автономной области в Чувашскую АССР постановлением Президиума ВЦИК от 25 сентября 1925 года и передачи в ее состав города Алатыря и трех волостей Алатырского уезда Ульяновской губернии постановлением Президиума ВЦИК от 20 июля 1925 года республика включила в себя 5 уездов с 61 волостью. В 1925 – 1926 гг. Президиум ВЦИК ЧАССР принял ряд постановлений, впоследствии утвержденных Президиумом ВЦИК решением от 14 июля 1927 года «Об изменениях в административном делении Чувашской АССР». Этими решениями упразднялись небольшие волости.

В итоге преобразований в рес­публике осталось 53 волости,1167 сельских советов. По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, в Чувашской АССР проживало 894 478 человек. Ин­тересна статистика численности населения по уездам (за исключе­нием городов): Алатырский – 95375 человек, Батыревский – 156198, Чебоксарский – 178140, Цивильский 195 329, Ядринский – 224 263. По городам и уездным центрам были такие данные о количестве жителей: Алатырь – 19787 человек, Ямской Посад –2650, Чебоксары – 8831, Мариинский Посад – 4580, Ибреси – 817, Цивильск – 2 661, Канаш – 2223, Ядрин – 3524. Всего здесь прожи­вало 45173 человека.

Республика имела к тому вре­мени четырехзвенную систему управления – республиканские органы, уисполкомы, волисполкомы и сельсоветы. У этой систе­мы, по тогдашним оценкам, был ряд “крупных недостатков, став­ших большим тормозом в работе по строительству края”. В тече­ние ряда лет Наркомат финансов РСФСР при рассмотрении при­лагаемых к местному бюджету производственных планов обра­щал внимание органов власти Чу­вашской АССР на громоздкость административного, управленчес­кого аппарата республики. Штат низового управленческого совет­ского аппарата состоял из 3600 единиц, в том числе 17 проц. составляли уездные, 19 проц. – волостные, 64 проц. – сельские. Стоимость содержания аппарата выражалось суммой в 1 млн. 272 тыс. рублей в год, из них на уездную власть до 50 проц., воло­стную – 25 проц. и сельскую – 25 проц. Расходы по низовым уп­равленческим аппаратам в отно­шении ко всем административно-хозяйственным расходам состав­ляли до 60 проц., а ко всем расходам по государственному и местным бюджетам – до 15 проц. Если по РСФСР в среднем один сотрудник административного ап­парата приходился на 443 челове­ка населения, то по Средневолжскому региону, включавшему Чу­вашию, – на 344 человека. В са­мой же Чувашии “плотность” уп­равленцев была одной из самых высоких – по одному чиновнику на каждую 261 душу населения. Следствием этого стали переобременение местного бюджета административными расходами, низ­кая оплата труда и недостаточная квалификация низовых работни­ков. Множественность инстанций порождала отсутствие оператив­ности, гибкости и неизбежную волокиту в работе всего советско­го аппарата. Практика показала, что уездные исполкомы во мно­гих случаях при существующей системе стали как бы передаточ­ными звеньями от центрального аппарата к волисполкомам.

Кроме того, адми-нистратив­ное деление республик на уезды и волости не соответствовало и эко­номическому районированию. Уездные центры по большей час­ти были расположены на окраине территорий уездов. Например, от Цивильска до южной границы Цивильского уезда было 56 верст, а до северной – 4, от Ядрина до южной границы уезда – 80 верст, а до северной – 6, от поселка Ибреси до юго-восточной грани­цы было 60 верст, а до противопо­ложной – всего 2 версты. Это создавало большие трудности для большинства населения, прини­мая во внимание плохое состоя­ние дорог республики и высокий процент безлошадных хозяйств (около 30 процентов). А в то же время не было возможности пере­нести уездные центры в другие населенные пункты.

Экономика различных райо­нов одного и того же уезда вместе с тем существенно отличалась друг от друга. Так, большая часть Чебоксарского уезда в сельскохозяйственном отношении явля­лась типичным потребляющим районом, тогда как меньшая западная часть – производящим. В одном районе этого уезда были развиты отхожие промыслы, в другом – кустарная промышлен­ность, а в третьем почти все насе­ление занималось земледелием. Подобные явления наблюдались и в других уездах.

Поэтому в процессе работы уездные учреждения не могли в достаточной степени учитывать это разнообразие. Существующая четырехзвенная система не соот­ветствовала задачам развития народного хозяйства, стала обременительной для бюджета.

С начала 20-х годов, и особен­но в 1924 – 1925 гг. при преобра­зовании автономной области в республику, на съездах и собра­ниях трудящихся неоднократно обсуждался вопрос о переходе на трехзвенную систему управления. Однако в то время еще не был подготовлен достаточно проду­манный проект районирования. Развернувшиеся в 1925 – 1927 гг. индустриализация и коллективи­зация сельского хозяйства поста­вили государственные органы РСФСР перед необходимостью ускорить работы по районирова­нию страны, максимально учитывающему задачи экономики. XV съезд ВКП(б), состоявшийся в феврале 1927 года, провозгласил – “в течение предстоящего пятиле­тия окончить районирование всей страны”. Вслед за этим II Всечувашский съезд Советов в марте 1927 года постановил: “В целях упрощения, удешев­ления и приближения госаппара­та к трудящимся, признать необ­ходимым упразднить уезды и во­лости, установить трехзвенную систему управления (сельсоветы, кантонные исполкомы и респуб­ликанские органы)...

В тех же целях действительного предоставления большей самодеятельности и инициативы мест­ному трудовому населению расши­рить права сельсоветов и постепен­но перейти к сельскому бюджету, начать эту работу в первую очередь с крупных сельсоветов.

– Поручить правительству на основе указанных принципиаль­ных положений разработать воп­рос о районировании (границ и центра кантонов, положения о кантисполкомах, сельсоветах, струк­туру, штаты и т. п.), с тем, чтобы своевременно получить соответству­ющее утверждение ВЦИК, при­нять все меры к осуществлению к началу 1927 – 1928 бюджетного года фактического перехода к но­вому административному делению и управлению ЧАССР”.

Правительственные органы Чувашской АССР, приступая к разработке проекта районирова­ния республики, разбивки терри­тории, стремились разрешить та­кие задачи: район (кантон) дол­жен быть целостной экономи-чес­кой зоной; также должен быть способным организовать свое хо­зяйство, построить свой бюджет и охватить ведомственные терри­тории; район должен быть эконо­мически цельным, иметь по воз­можности однородную перспек­тиву развития всех своих частей.

На этих принципах, с учетом экономического и культурного потенциала отдельных населенных пунктов, удобства для насе­ления, разработали проект адми­нистративно-территориального районирования Чувашской АССР, предусматривающий вы­деление 17 районов. Центрами районов намечалось сделать на­селенные пункты – традиционные торговые центры, с рынками, к которым тяготело население ближ­них сел и деревень. Расстояние от отдаленных селений до райцент­ра допускалось до 25 верст. Про­ект был рассмотрен и принят Административной комиссией ЦИК ЧАССР, 23 мая согласован с Гос­планом республики. А 24 мая Административная комиссия при­няла постановление о согласова­нии проекта районирования рес­публики с населением, для чего рекомендовала уисполкомам вы­делить для этой цели особых пред­ставителей земельных обществ и членов сельсоветов. Для широ-ко­го ознакомления людей с проек­том в “Трудовой газете” и газете “Канаш” периодически публиковались материалы с обосновани­ем образования каждого района.

В июне–июле 1927 года про­шло обсуждение, собрания трудя­щихся состоялись практически во всех населенных пунктах, уездные исполкомы выявили мнение жите­лей. Проект был в основном одоб­рен на местах. Лишь некоторые приграничные селения в силу тех или иных причин пожелали пе­рейти из одного района в другой.

В начале июня ЦИК Чувашс­кой АССР предложил Админист­ративной комиссии в связи с рай­онированием начать работу по укреплению сельсоветов. Эти органы местной власти, несмотря на густонаселенность республи­ки, были очень мелкими и охва­тывали от 99 до 180 хозяйств, или от 463 до 853 человек. К мнению о необходимости укрупнения сель­советов пришли не только цент­ральные органы республики, но и исполкомы, волисполкомы, мест­ное население. Без укрупнения сельсоветов не могло быть и речи о районировании. В основу ук­рупнения сельских советов легли следующие принципы: посчитали возможным и целесообразным со­кратить их количество наполови­ну (затем, после уточнения, не более как на одну треть от общего их числа), придать им радиус не более трех верст, объединяющим несколько селений сельсоветам иметь не более 1500 жителей на территории. При выборе центра сельсовета учитывались геогра­фическое положение села, его культурно-экономическая мощ­ность, тяготение к нему населе­ния, пути сообщения, нацио­нальный состав и другие особен­ности.

Согласованный с местными органами и населением проект административно-территориаль­ного деления Чувашии на 17 кан­тонов был принят Администра­тивной комиссией при Президиу­ме ЦИК республики 20 июля 1927 года. XI сессия ЦИК Чувашской АССР, состоявшаяся 21-23 июля 1927 года, вынесла постановле­ние: “Проект административно-территориального деления ЧАССР на 17 кантонов, как отве­чающий жизненным требованиям в условиях Чувашреспублики и запросам населения в культур­ном, экономическом и националь­ном отношениях, в основном ут­вердить, предложить перейти на трехзвенную систему управления к новому бюджетному году (с 1 октября), и провести мероприя­тия к постепенному переходу бо­лее экономически мощных сель­советов на самостоятельный бюд­жет, предусмотреть организацию национальных сельсоветов.

Затем, 1 августа, постановле­ние “О районировании Чувашс­кой АССР” принято было на объе­диненном заседании Президиума ЦИК и Совнаркома ЧАССР, на котором решили внести проект для утверждения в Президиум ВЦИК. В Москве к его изучению привлекли и коллегии ряда нар­коматов РСФСР, которые при­знали административную рефор­му в Чувашии “неотложно необ­ходимой”. Проект реформ, раз­работанный ЦИК ЧАССР, был одобрен. Вместе с тем наименова­ние “кантон” в комиссариатах посчитали неудачным и рекомен­довали заменить на знакомое на­селению и более определенное по содержанию название “район”.

Представленный   ЦИК ЧАССР проект 23 августа утвер­дила Административная комис­сия при Президиуме ВЦИК, а 5 сентября Президиум ВЦИК при­нял постановление “О райониро­вании Чувашской Автономной Советской Социалистической Рес­публики”. Упразднялось суще­ствовавшее административное де­ление на уезды и волости, вводи­лось новое деление Чувашии на 17 районов: Алатырский, Аликовский, Большебатыревский, Вурнарский, Ибресинский, Канашский, Козловский, Красночетайский, Мариинско-Посадский, Малояльчиковский, Порецкий, Татаркасинский, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шумерлинский, Ядринский. Ликвида­цию уездного и волостного деле­ния и переход на новую систему управления предписывалось за­вершить к 1 октября 1927 года. Одновременно ЦИК ЧАССР разрешили сократить сеть сельских советов. Постановлением Президиума ВЦИК «О выборах на районные съезды советов и о числе членов районных исполнительных комитетов в Чувашской АССР” от 12 сентября созыв первых рай­онных съездов советов возложи­ли на “районные организацион­ные комиссии, действующие на основании постановления Цент­рального Исполнительного Ко­митета Чувашской АССР”. Со­став районных исполкомов опре­делили в количестве от 11 до 21 члена, «устанавливаемом для от­дельных комитетов постановле­нием Центрального Исполнитель­ного Комитета означенной республики».

Согласно директиве из Моск­вы ЦИК и СНК Чувашской АССР 15 сентября 1927 года вынесли решения “Об укрупнении сельс­ких советов Чувашской АССР” и “О переходе на новое админист­ративное деление Чувашской АССР”, наметили сроки заверше­ния подготовленной реформы. В результате укрупнения сельсове­тов из 1167 существовавших образовано 812, что показывает таб­лица из архивных источников.

Уже в конце сентября в рес­публике прошли организацион­ные пленумы укрупненных сель­советов, на которых, наряду с” информацией о районировании, состоялись выборы испол-нитель­ных органов и делегатов на рай­онные съезды советов. Для лик­видации уисполкомов и волисполкомов были созданы ликвида­ционные комиссии, а для подго­товки районных съездов советов – организационные. Во всех районах 1 октября 1927 года состоялись эти первые районные съезды, на кото­рых заслушивали отчет правитель­ства ЧАССР, утверждали район­ные бюджеты и выбирали райис­полкомы и ревизионные комиссии. С образованием районных испол­комов с 1 октября 1927 года были ликвидированы уездные и волост­ные исполкомы.

Таким образом, реформа вла­сти, районирование и укрупнение сельсоветов дали возможность прежде всего сократить штат ни­зового управленческого аппара­та. В целом по республике сокра­щение составило 41 процент, или 1480 человек. В том числе сокра­щены все 400 работников уиспол­комов, в волисполкомах – 690 человек. Во вновь учрежденных райисполкомах стали работать 500 чел., то есть штат сократился на 30 проц. В сельсоветах из 2130 работников осталось 1620, штат сократился на 24 проц. Понизи­лась и стоимость содержания управленческого аппарата на 23 проц. В ходе реформы были рас­ширены права укрупненных сельсоветов, райисполкомам переда­ны в основном полномочия уисполкомов, а также часть обязан­ностей наркоматов. ЦИК и СНК Чувашской АССР, заслушав 9 февраля 1928 года отчет Народ­ного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции ЧАССР по обследованию сельсоветов и райисполкомов, отметили: “1. Про­ведение районирования Чувашс­кой Республики и передача рай­исполкомам прав уисполкомов, а сельсоветам большей части прав волисполкомов в значительной степени приблизили аппарат уп­равления к массам.

В условиях нового админист­ративного деления райисполко­мы и сельсоветы быстрее и лучше обслуживают практические нуж­ды деревни (восстановление сель­ского хозяйства, организация бед­ноты и т.д.).

2. Сокращение и упрощение аппарата управления в результате районирования дали возможность лучшего подбора работников и установления большей индивидуаль­ной их ответственности”.



"Порецкие вести"
08 сентября 2007
00:00
Поделиться