Рождение районов Чувашии
Восемьдесят лет назад в Чувашии произошла одна из крупнейших реорганизаций органов власти и управления – проведено районирование республики взамен существующей уездно-волостной системы.
После преобразования Чувашской автономной области в Чувашскую АССР постановлением Президиума ВЦИК от 25 сентября 1925 года и передачи в ее состав города Алатыря и трех волостей Алатырского уезда Ульяновской губернии постановлением Президиума ВЦИК от 20 июля 1925 года республика включила в себя 5 уездов с 61 волостью. В 1925 – 1926 гг. Президиум ВЦИК ЧАССР принял ряд постановлений, впоследствии утвержденных Президиумом ВЦИК решением от 14 июля 1927 года «Об изменениях в административном делении Чувашской АССР». Этими решениями упразднялись небольшие волости.
В итоге преобразований в республике осталось 53 волости,1167 сельских советов. По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, в Чувашской АССР проживало 894 478 человек. Интересна статистика численности населения по уездам (за исключением городов): Алатырский – 95375 человек, Батыревский – 156198, Чебоксарский – 178140, Цивильский 195 329, Ядринский – 224 263. По городам и уездным центрам были такие данные о количестве жителей: Алатырь – 19787 человек, Ямской Посад –2650, Чебоксары – 8831, Мариинский Посад – 4580, Ибреси – 817, Цивильск – 2 661, Канаш – 2223, Ядрин – 3524. Всего здесь проживало 45173 человека.
Республика имела к тому времени четырехзвенную систему управления – республиканские органы, уисполкомы, волисполкомы и сельсоветы. У этой системы, по тогдашним оценкам, был ряд “крупных недостатков, ставших большим тормозом в работе по строительству края”. В течение ряда лет Наркомат финансов РСФСР при рассмотрении прилагаемых к местному бюджету производственных планов обращал внимание органов власти Чувашской АССР на громоздкость административного, управленческого аппарата республики. Штат низового управленческого советского аппарата состоял из 3600 единиц, в том числе 17 проц. составляли уездные, 19 проц. – волостные, 64 проц. – сельские. Стоимость содержания аппарата выражалось суммой в 1 млн. 272 тыс. рублей в год, из них на уездную власть до 50 проц., волостную – 25 проц. и сельскую – 25 проц. Расходы по низовым управленческим аппаратам в отношении ко всем административно-хозяйственным расходам составляли до 60 проц., а ко всем расходам по государственному и местным бюджетам – до 15 проц. Если по РСФСР в среднем один сотрудник административного аппарата приходился на 443 человека населения, то по Средневолжскому региону, включавшему Чувашию, – на 344 человека. В самой же Чувашии “плотность” управленцев была одной из самых высоких – по одному чиновнику на каждую 261 душу населения. Следствием этого стали переобременение местного бюджета административными расходами, низкая оплата труда и недостаточная квалификация низовых работников. Множественность инстанций порождала отсутствие оперативности, гибкости и неизбежную волокиту в работе всего советского аппарата. Практика показала, что уездные исполкомы во многих случаях при существующей системе стали как бы передаточными звеньями от центрального аппарата к волисполкомам.
Кроме того, адми-нистративное деление республик на уезды и волости не соответствовало и экономическому районированию. Уездные центры по большей части были расположены на окраине территорий уездов. Например, от Цивильска до южной границы Цивильского уезда было 56 верст, а до северной – 4, от Ядрина до южной границы уезда – 80 верст, а до северной – 6, от поселка Ибреси до юго-восточной границы было 60 верст, а до противоположной – всего 2 версты. Это создавало большие трудности для большинства населения, принимая во внимание плохое состояние дорог республики и высокий процент безлошадных хозяйств (около 30 процентов). А в то же время не было возможности перенести уездные центры в другие населенные пункты.
Экономика различных районов одного и того же уезда вместе с тем существенно отличалась друг от друга. Так, большая часть Чебоксарского уезда в сельскохозяйственном отношении являлась типичным потребляющим районом, тогда как меньшая западная часть – производящим. В одном районе этого уезда были развиты отхожие промыслы, в другом – кустарная промышленность, а в третьем почти все население занималось земледелием. Подобные явления наблюдались и в других уездах.
Поэтому в процессе работы уездные учреждения не могли в достаточной степени учитывать это разнообразие. Существующая четырехзвенная система не соответствовала задачам развития народного хозяйства, стала обременительной для бюджета.
С начала 20-х годов, и особенно в 1924 – 1925 гг. при преобразовании автономной области в республику, на съездах и собраниях трудящихся неоднократно обсуждался вопрос о переходе на трехзвенную систему управления. Однако в то время еще не был подготовлен достаточно продуманный проект районирования. Развернувшиеся в 1925 – 1927 гг. индустриализация и коллективизация сельского хозяйства поставили государственные органы РСФСР перед необходимостью ускорить работы по районированию страны, максимально учитывающему задачи экономики. XV съезд ВКП(б), состоявшийся в феврале 1927 года, провозгласил – “в течение предстоящего пятилетия окончить районирование всей страны”. Вслед за этим II Всечувашский съезд Советов в марте 1927 года постановил: “В целях упрощения, удешевления и приближения госаппарата к трудящимся, признать необходимым упразднить уезды и волости, установить трехзвенную систему управления (сельсоветы, кантонные исполкомы и республиканские органы)...
В тех же целях действительного предоставления большей самодеятельности и инициативы местному трудовому населению расширить права сельсоветов и постепенно перейти к сельскому бюджету, начать эту работу в первую очередь с крупных сельсоветов.
– Поручить правительству на основе указанных принципиальных положений разработать вопрос о районировании (границ и центра кантонов, положения о кантисполкомах, сельсоветах, структуру, штаты и т. п.), с тем, чтобы своевременно получить соответствующее утверждение ВЦИК, принять все меры к осуществлению к началу 1927 – 1928 бюджетного года фактического перехода к новому административному делению и управлению ЧАССР”.
Правительственные органы Чувашской АССР, приступая к разработке проекта районирования республики, разбивки территории, стремились разрешить такие задачи: район (кантон) должен быть целостной экономи-ческой зоной; также должен быть способным организовать свое хозяйство, построить свой бюджет и охватить ведомственные территории; район должен быть экономически цельным, иметь по возможности однородную перспективу развития всех своих частей.
На этих принципах, с учетом экономического и культурного потенциала отдельных населенных пунктов, удобства для населения, разработали проект административно-территориального районирования Чувашской АССР, предусматривающий выделение 17 районов. Центрами районов намечалось сделать населенные пункты – традиционные торговые центры, с рынками, к которым тяготело население ближних сел и деревень. Расстояние от отдаленных селений до райцентра допускалось до 25 верст. Проект был рассмотрен и принят Административной комиссией ЦИК ЧАССР, 23 мая согласован с Госпланом республики. А 24 мая Административная комиссия приняла постановление о согласовании проекта районирования республики с населением, для чего рекомендовала уисполкомам выделить для этой цели особых представителей земельных обществ и членов сельсоветов. Для широ-кого ознакомления людей с проектом в “Трудовой газете” и газете “Канаш” периодически публиковались материалы с обоснованием образования каждого района.
В июне–июле 1927 года прошло обсуждение, собрания трудящихся состоялись практически во всех населенных пунктах, уездные исполкомы выявили мнение жителей. Проект был в основном одобрен на местах. Лишь некоторые приграничные селения в силу тех или иных причин пожелали перейти из одного района в другой.
В начале июня ЦИК Чувашской АССР предложил Административной комиссии в связи с районированием начать работу по укреплению сельсоветов. Эти органы местной власти, несмотря на густонаселенность республики, были очень мелкими и охватывали от 99 до 180 хозяйств, или от 463 до 853 человек. К мнению о необходимости укрупнения сельсоветов пришли не только центральные органы республики, но и исполкомы, волисполкомы, местное население. Без укрупнения сельсоветов не могло быть и речи о районировании. В основу укрупнения сельских советов легли следующие принципы: посчитали возможным и целесообразным сократить их количество наполовину (затем, после уточнения, не более как на одну треть от общего их числа), придать им радиус не более трех верст, объединяющим несколько селений сельсоветам иметь не более 1500 жителей на территории. При выборе центра сельсовета учитывались географическое положение села, его культурно-экономическая мощность, тяготение к нему населения, пути сообщения, национальный состав и другие особенности.
Согласованный с местными органами и населением проект административно-территориального деления Чувашии на 17 кантонов был принят Административной комиссией при Президиуме ЦИК республики 20 июля 1927 года. XI сессия ЦИК Чувашской АССР, состоявшаяся 21-23 июля 1927 года, вынесла постановление: “Проект административно-территориального деления ЧАССР на 17 кантонов, как отвечающий жизненным требованиям в условиях Чувашреспублики и запросам населения в культурном, экономическом и национальном отношениях, в основном утвердить, предложить перейти на трехзвенную систему управления к новому бюджетному году (с 1 октября), и провести мероприятия к постепенному переходу более экономически мощных сельсоветов на самостоятельный бюджет, предусмотреть организацию национальных сельсоветов.
Затем, 1 августа, постановление “О районировании Чувашской АССР” принято было на объединенном заседании Президиума ЦИК и Совнаркома ЧАССР, на котором решили внести проект для утверждения в Президиум ВЦИК. В Москве к его изучению привлекли и коллегии ряда наркоматов РСФСР, которые признали административную реформу в Чувашии “неотложно необходимой”. Проект реформ, разработанный ЦИК ЧАССР, был одобрен. Вместе с тем наименование “кантон” в комиссариатах посчитали неудачным и рекомендовали заменить на знакомое населению и более определенное по содержанию название “район”.
Представленный ЦИК ЧАССР проект 23 августа утвердила Административная комиссия при Президиуме ВЦИК, а 5 сентября Президиум ВЦИК принял постановление “О районировании Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики”. Упразднялось существовавшее административное деление на уезды и волости, вводилось новое деление Чувашии на 17 районов: Алатырский, Аликовский, Большебатыревский, Вурнарский, Ибресинский, Канашский, Козловский, Красночетайский, Мариинско-Посадский, Малояльчиковский, Порецкий, Татаркасинский, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шумерлинский, Ядринский. Ликвидацию уездного и волостного деления и переход на новую систему управления предписывалось завершить к 1 октября 1927 года. Одновременно ЦИК ЧАССР разрешили сократить сеть сельских советов. Постановлением Президиума ВЦИК «О выборах на районные съезды советов и о числе членов районных исполнительных комитетов в Чувашской АССР” от 12 сентября созыв первых районных съездов советов возложили на “районные организационные комиссии, действующие на основании постановления Центрального Исполнительного Комитета Чувашской АССР”. Состав районных исполкомов определили в количестве от 11 до 21 члена, «устанавливаемом для отдельных комитетов постановлением Центрального Исполнительного Комитета означенной республики».
Согласно директиве из Москвы ЦИК и СНК Чувашской АССР 15 сентября 1927 года вынесли решения “Об укрупнении сельских советов Чувашской АССР” и “О переходе на новое административное деление Чувашской АССР”, наметили сроки завершения подготовленной реформы. В результате укрупнения сельсоветов из 1167 существовавших образовано 812, что показывает таблица из архивных источников.
Уже в конце сентября в республике прошли организационные пленумы укрупненных сельсоветов, на которых, наряду с” информацией о районировании, состоялись выборы испол-нительных органов и делегатов на районные съезды советов. Для ликвидации уисполкомов и волисполкомов были созданы ликвидационные комиссии, а для подготовки районных съездов советов – организационные. Во всех районах 1 октября 1927 года состоялись эти первые районные съезды, на которых заслушивали отчет правительства ЧАССР, утверждали районные бюджеты и выбирали райисполкомы и ревизионные комиссии. С образованием районных исполкомов с 1 октября 1927 года были ликвидированы уездные и волостные исполкомы.
Таким образом, реформа власти, районирование и укрупнение сельсоветов дали возможность прежде всего сократить штат низового управленческого аппарата. В целом по республике сокращение составило 41 процент, или 1480 человек. В том числе сокращены все 400 работников уисполкомов, в волисполкомах – 690 человек. Во вновь учрежденных райисполкомах стали работать 500 чел., то есть штат сократился на 30 проц. В сельсоветах из 2130 работников осталось 1620, штат сократился на 24 проц. Понизилась и стоимость содержания управленческого аппарата на 23 проц. В ходе реформы были расширены права укрупненных сельсоветов, райисполкомам переданы в основном полномочия уисполкомов, а также часть обязанностей наркоматов. ЦИК и СНК Чувашской АССР, заслушав 9 февраля 1928 года отчет Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции ЧАССР по обследованию сельсоветов и райисполкомов, отметили: “1. Проведение районирования Чувашской Республики и передача райисполкомам прав уисполкомов, а сельсоветам большей части прав волисполкомов в значительной степени приблизили аппарат управления к массам.
В условиях нового административного деления райисполкомы и сельсоветы быстрее и лучше обслуживают практические нужды деревни (восстановление сельского хозяйства, организация бедноты и т.д.).
2. Сокращение и упрощение аппарата управления в результате районирования дали возможность лучшего подбора работников и установления большей индивидуальной их ответственности”.