От добра – добро
Мазееву Евдокию Михайловну все в Бахмутове называют бабой Дуней. Она по возрасту многим не то, что в бабушки, в прабабушки годится. «Давно живу, много чего за свой век повидала», – говорит баба Дуня. А исполнилось ей в этом году 97 лет. Но по-прежнему мелькают озорные огоньки в глазах – не поддается годам Евдокия Михайловна. Веселая, заводная, шутница – такой ее знали в молодости. А в работе ей и вовсе равных не было.
Много испытаний выпало на ее долю, ведь почти век прожила. Было все: революции, войны, голод, холод, потери близких. Но Евдокия Михайловна всегда оставалась оптимисткой.
Родилась она в большой крестьянской семье в Анастасове. Вышла замуж за красивого, статного парня Василия. «Самого видного завлекла,» - шутит баба Дуня. Счастью, казалось, не будет конца. Василию доверили возглавить колхоз. Сколько планов, сколько счастливых дней впереди, да война, проклятая, помешала им осуществиться. Сложил свою голову Василий, защищая Отечество. Жила Евдокия, как все, работала. Разве у одной такое горе?! Сколько по России таких вдов осталось!
Только душа у Евдокии Михайловны, может быть, была чуточку добрее и отзывчивее. Вот и горе семьи Горзиных восприняла, как свое. Голод и тиф кругом. Свалил тиф молодую женщину, вдову. Умерла она, оставив кучу детей мал-мала меньше сиротами. Старших определили в интернат, а младшей Шуре всего 9 месяцев от роду. «Сгинет дитя без матери. Куда такую кроху?» – причитали женщины на деревне. А Евдокия Михайловна молча завернула Шурочку в одеяло и принесла домой. Так появилась у нее первая дочка, своих детей с Василием не успели завести. Дом Евдокии Михайловны стал родным и для всех детей Горзиных. Сюда они из интерната приезжали на каникулы, сюда они возвращаются и до сих пор.
Шло время, Шурочке исполнилось три года, когда к Евдокии Михайловне посватался овдовевший Андрей. Жена у него умерла, двое малолетних детей на руках. Без хозяйки в доме не обойтись, да и детям мать нужна. Не смогла ему отказать Евдокия, потому что знала, что нужна Андрею, нужна его детям. Переехали они с Шурой в пос. Ручьи Сеченовского района в новую семью, забота о которой не была в тягость для Евдокии.
Подрастали дети. Вот уже и самостоятельно на ноги встали. А тут у сестры горе: умер муж, а детей малолетних пятеро. Как одной поднять их на ноги? Вот младшенькую-то Танечку, которой было всего 7 месяцев, взяли на воспитание Евдокия и Андрей. «За сиротушек мне Бог долгие годы дает,» - говорит Евдокия Михайловна.
Баба Дуня в Бахмутово переехала в 70-е годы. Я хорошо помню, как заболела у нас безродная глухонемая старушка. Тогда не уделялось такого внимания престарелым, как сейчас, больная лежала одна в своем доме. Баба Дуня не могла к этому отнестись равнодушно. Перевезла она бедную старушку к себе, ухаживала за ней, та так и умерла в ее доме. Баба Дуня по всем христианским обычаям похоронила ее.
Не перестаешь удивляться широте души этого человека. За воспитание чужих детей никто не платил ей денег, от безродной старухи не получала она наследства. Просто все делала бескорыстно, по доброте души, по зову доброго сердца. Это, пожалуй, и есть истинное милосердие.
Ее доброту помнят приемные дети. Часто навещают ее, привозят подарки. Их приезд – праздник для бабы Дуни. Ее любят внуки и правнуки. Особенно летом дом Евдокии Михайловны всегда полон гостей. Вот и этим летом совсем недавно навестил ее сын Александр, который проживает в Нижнем Новгороде. А сейчас приехала погостить Танечка с семьей. Она теперь уже бабушка.
От добра рождается добро. Это всем давно известная мудрость. Евдокия Михайловна воспитала замечательных детей, которые ласково называют ее мамой Дуней. В этом и состоит ее женское счастье.