Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Больше мяса, меньше сала

 

Национальный проект «Развитие АПК» подстегнул отрасль свиноводства. И на фоне небывалой активности инвесторов и рекордного роста производства свинины обнажилась серьезная проблема. Генетическая. Оказывается, отечественная селекция давно застряла на обочине прогресса и уже не способна обеспечивать прибыльное товарное производство. Российские породы свиней не отвечают требованиям современных стандартов. Свиноводы вынуждены закупать поголовье за рубежом, постепенно подсаживаясь на «генетическую иглу».

Российская генетика отстала на десятки лет. Современное свиноводство немыслимо без гибридизации. Только благодаря принципу раздельной селекции удается быстро совершенствовать исходные породы, успешно передавая весь букет хозяйственно полезных признаков товарным гибридам.

 Но в нашей стране практически не велась селекция мясных пород свиней. По мясным качествам обычно селекционируются отцовские линии, которые используются на завершающей стадии гибридизации, когда родительская свинка покрывается хряком мясной породы. В результате товарным гибридам, что пойдут на убой, передаются мясные свойства. Это, прежде всего, большой выход мяса, ярко выраженные мясные формы – большие окорока и широкая спина, низкое содержание жира в туше, низкий показатель конверсии корма. Как правило, мясные породы имеют отвратительные материнские качества и потому используются лишь на заключительной стадии гибридизации, чтобы не повлиять на многоплодие и молочность.

Материнские линии напротив селекционируются по таким признакам, как многоплодие, молочность, сохранность поросят, послушность свиноматок в управлении, продуктивность, количество сосков. Породы крупная белая и ландрас – традиционно материнские, а дюрок и пьетрен – отцовские.

Почему наши генетики отстали? Они выводили универсальные породы. Но когда процесс селекции ведется по всем направлениям, он стоит на месте. Самая главная беда российского свиноводства – большое содержание жира в тушах свиней. А ведь на образование жира идет в 3,5 раза больше кормов, чем на образование мяса. Вот причина, почему наши породы не могут быть конкурентоспособными. На выращивание сальных свиней тратится слишком много кормов. В 2004 году конверсия корма в среднем по России была 7,9 кг на килограмм прироста. Тогда многие неэффективные предприятия были вынуждены уйти с рынка. Сегодня на большинстве наших комплексов конверсия корма 4,5-5 кг на килограмм прироста. А, например, в Англии этот показатель не превышает 3 кг на килограмм прироста, в Германии – 3,1-3,2, в Дании – 2,7. В чем причина?

Россия отстает от мировых лидеров свиноводства прежде всего потому, что генетический потенциал наших пород не способен обеспечить низкую конверсию корма. Российские породы не способны обеспечивать конверсию корма ниже 4,5 кг на килограмм прироста.

Ежегодное обновление стада – это то, что в России некоторые называют «сесть на иглу». Вместе с тем это нормальный прием эффективного свиновода. Примерно 45% родительского стада нужно обновлять каждый год. Западные племенные компании действительно далеко ушли в области селекции свиней. Нынешние производственники прекрасно понимают, что, построив новые комплексы, оснастив их современным оборудованием и прогрессивными технологиями, но, запустив туда российских свиней, они никогда не будут иметь конкурентоспособное производство.

Сегодня цена на свинину упала. Проблемы у большинства свиноводов огромные. Но те, кто построил новые комплексы и использует в них современную генетику, имеют затраты корма 3 кг на килограмм привеса. Эти предприятия чувствуют себя нормально и даже при такой ситуации на рынке продолжают работать рентабельно. А свинокомплексы, где конверсия корма 4,5 кг и выше, уже еле сводят концы с концами. Они не смогут оставаться конкурентоспособными и рано или поздно уйдут с рынка. Если, конечно, не изменят свои взгляды на генетическое улучшение стада.

Все нынешние российские породы когда-то тоже завозились из-за рубежа. И они были лучшими на тот момент. Однако селекция велась устаревшими методами, в стране по-прежнему делали жирных свиней, тогда как во всем мире, ориентируясь на изменившиеся требования рынка, селекционеры работали над улучшением мясных качеств. Свиноводы знают, что крупная белая порода имеет английские корни. Но если в Европе ее селекция уже не одно десятилетие ведется в направлении сокращения сальности, то у нас она так и остается жирной. Другой пример – селекция завезенной в Россию 25 лет назад отцовской породы дюрок. За эти годы она потеряла свои мясные качества и, наоборот, приобрела неплохие материнские. Если в начале селекционного процесса многоплодие маток не превышало 7-8 поросят за один опорос, то сейчас оно увеличилось до 9-10 голов, и в родительских стадах промышленных комплексов сегодня можно увидеть чистопородных маток породы дюрок. Все это – результат того, что ремонт маточного стада велся по материнским качествам, не проводилась оценка по затратам корма, по качеству мяса.

Многие годы уйдут на то, чтобы возродить отечественное племенное дело.

«Развитие племенного ядра, как в свиноводстве, так и в скотоводстве – задача государственная. Но кроме денег, нужны еще квалифицированные специалисты. Нужен задел, которого в России почти не осталось», – пишет газета «Крестьянские ведомости».

 



"Порецкие вести"
21 июля 2007
00:00
Поделиться