Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Реформа ЖКХ – реальность и необходимость, но с непосредственным участием собственников жилья

В течение ряда лет после начала проводимых реформ многие критиковали правительство, парламент страны за отсутствие нового Жилищного кодекса, т.к. действующий с 1983 г. Кодекс настолько устарел, что уже не мог являться документом, отражающим реальное положение дел в жилищно-коммунальной сфере. Или люди смирились с таким положением вещей, или устали ждать, но введение в действие с 1 января 2005 года нового Жилищного кодекса прошло как-то само по себе. К этому времени все поняли, что бесплатного жилья уже не будет, и начали копить деньги на него, используя различные механизмы накоплений, в т.ч. банковские кредиты, помощь государства в виде субсидий и субвенций и т.д. С жильем все понятно, а вот предоставление коммунальных услуг, управление жилищным фондом остались как-то в стороне от умов граждан, хотя новый Жилищный кодекс существенно изменил, в отличие от старого, понятия управления домами, как и саму структуру платежей за коммунальные услуги. Эти вопросы настолько сложны и объемны, что их вряд ли раскроешь в небольшой статье, но, в преддверии проведения в районе (особенно в райцентре) работы по выбору способа управления жилищным фондом, хотелось бы объяснить людям, почему это делается и для чего.

Если до принятия нового Жилищного кодекса действующий с 1983 года Кодекс декларировал возможность участия в управлении жилищным фондом общественных организаций, трудовых коллективов, граждан, домовых комитетов и других органов общественной самодеятельности, не являющихся собственниками жилищного фонда, то новый Кодекс не называет указанных выше субъектов среди участников деятельности по управлению объектами жилищного фонда. Основными участниками управления являются собственники жилых помещений, правила их управления установлены в статье 161 Кодекса. Именно на них, собственников, Кодекс возлагает обязанность и одновременно предоставляет право самостоятельно выбирать наиболее удобный для них способ управления соответствующим многоквартирным домом. Таких способов три:

1. Непосредственное  управление  домом  собственниками  помещений  в многоквартирном доме;

2. Управление домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3. Управление домом управляющей организацией (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель).

Если собственники помещений многоквартирного дома сочтут избранный ими ранее способ управления недостаточно эффективным, то они вправе своим решением изменить его. Принять решение о выборе способа управления многоквартирным домом вправе только общее собрание собственников помещений в этом доме.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано, органы местного самоуправления обязаны в период с 1 января 2007 года до 1 мая 2008 года провести в порядке, установленном постановлением, открытый конкурс по выбору управляющей организации. Порядок проведения открытых конкурсов определен Постановлением Правительства РФ № 75 от 2 февраля 2006 года. Принимая во внимание сложность созыва собраний, с учетом опыта других районов и городов Чувашской Республики, в июне-июле 2007 года администрацией Порецкого сельского поселения совместно с администрацией Порецкого района решено инициировать проведение собраний путем заочного голосования. Для этого инициативная группа жильцов из соответствующего дома раздает листки голосования. Решение по тому или иному вопросу собственник делает путем проставления своей подписи напротив соответствующей графы в бюллетене. После сбора листков голосования производится подсчет голосов и оформляется протокол. На основании протокола выбирается способ управления домом и заключается договор управления. Если же собственники не выберут способ управления жилым домом, то администрация Порецкого сельского поселения проведет конкурс, о котором сказано выше. Очень бы хотелось, чтобы люди с пониманием отнеслись к этому вопросу, активно поучаствовали в голосовании и выразили свое мнение. Главное необходимо понять, если собственники не сделают это сами, за них это сделает администрация Порецкого сельского поселения, а другого варианта Жилищный кодекс РФ не предоставляет. Надеяться на то, что все останется как прежде, не приходится – закон один для всех, и обязанность всех – его выполнять.

Новый Жилищный кодекс в статье 154 определил структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. К сожалению, в период с 2001 года по 2006 год из структуры платежей, оплачиваемой жильцами в МУП “ОП ЖКХ” Порецкого района, выпали “содержание и текущий ремонт общего имущества, капитальный ремонт”. В итоге в эти годы объемы бюджетного финансирования на эти статьи сократились до минимума, а люди их тоже не оплачивали. Встал вопрос, на что ремонтировать общее имущество многоквартирных домов? Хотя это было и болезненно, но с 01.01.2007 г. Собрание депутатов Порецкого сельского поселения приняло решение о введении в структуру платежей платы за капитальный ремонт общего имущества, что вызвало недовольство некоторых жильцов, хотя основная масса людей понимала и понимает необходимость данной меры. Хочется напомнить, что сейчас весь жилищный фонд делится на частный (приватизированные квартиры), государственный и муниципальный, т.е. каждый собственник должен соразмерно нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома, т.е. если в доме 30 квартир, из которых 25 квартир приватизировано, 5 – не приватизировано, то при принятии решения на общем собрании жильцов о проведении капитального ремонта дома, который оценивается в 120 тыс. рублей, 100 тыс. рублей должны собрать жильцы, а 20 тыс. рублей выделит сельское поселение, так как оно является собственником неприватизированных квартир.

Акцентирую внимание еще раз на то, что собственникам необходимо понять, что сейчас не нужно ссылаться на то, что кто-то должен (обязан) что-либо сделать за них, а они останутся при этом в стороне. Собственник жилья известен,   и он обязан участвовать в содержании общего имущества своего многоквартирного дома.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме определены Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08. 2006 года, а порядок предоставления коммунальных услуг гражданам определен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307.

Именно собственники помещений на своих собраниях, кроме выбора способа управления своими домами, должны решить, как содержать общее имущество, в каком объеме и сколько за это платить. Если хотим, чтобы было в подъездах чисто – необходимо нанимать техслужащую, хотим чтобы не текла крыша и была благоустроенная территория – необходимо нанимать бригаду и ремонтировать крышу, нанимать дворника и благоустраивать территорию. Хотим, чтобы в подъездах не собиралась молодежь и не мешала отдыхать, хотим, чтобы в них не поселялись “бомжи”, необходимо установить металлические двери с домофонами и спать спокойно. Все это в руках жильцов, главное переломить мышление, отбросить надежду на то, что кто-то сделает это за них и бесплатно. Сейчас другое время, другие законы, и если мы хотим жить достойно, то сами должны беспокоиться и заботиться о своем благополучии, участвовать в управлении своим домом, а не быть наблюдателем со стороны, своевременно оплачивать коммунальные услуги, тем самым непосредственным  образом  участвовать в  проводимых реформах жилищно-коммунального хозяйства.

 



"Порецкие вести"
27 июня 2007
00:00
Поделиться