Забота «Россельхозбанка» о детях
ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» обязуется уплатить по Сертифакату денежную сумму в размере 1 млн. рублей Порецкой школе- интернату для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. На эти деньги планируется построить душевые и подать горячую воду. Эта уже не первая помощь Россельхозбанка». В декабре школе- интернату председатель правления Ю. Трушин выделил 500 тыс. рублей. В скором времени ожидается поступление 40 компьютеров. Это подарок того же ОАО «Россельхозбанк».
В школе- интернате обучаются 140 детей. Здесь два года после отравления учеников нет первого класса. Возможно в этом году решится вопрос с открытием первого класса. Дирекция школы ставит данный вопрос перед Министерством, которое больше склоняется тоже к открытию. А ведь еще не так давно стоял вопрос о закрытии интерната. Сейчас здесь нормальная рабочая обстановка. На посту директора Л. Бикина работает шесть месяцев. Она сразу с головой окунулась во все проблемы. В первый же месяц сумела решить вопрос по подаче газа и с декабря интернат отапливаться природным газом. Если раньше в зимнее время в сильные морозы дети спали в верхней одежде, то теперь в спальных помещениях тепло. В дальнейшем дирекция думает сделать сушилку для сушки обуви. С подачей газа в помещениях появились цветы. Здесь прилагаются усилия для создания домашнего уюта. В каждой группе имеются телевизоры, DYD, магнитофоны. В школе прекрасный компьютерный класс. Дети со 2 класса изучают информатику. В интернете имеет сайт школы, работает электронная почта. С этого года школа включилась в проект Министерства образования о социализации детей- сирот ( в школе учатся 8 детей- сирот). И теперь учащиеся 6 класса, 10- 11 классов продолжают обучение в Порецкой средней школе. Преподавательский состав и дирекция поддерживают данный проект и на следующий учебный год планируется обучать учащихся в названной школе с 5 класса.
Порецкая школа- интернат финансируется из республиканского бюджета. Два года назад было выделено 8, 5 млн. рублей, в 2006 году- более 11 миллионов.
Немного исторической справки. Здание интерната построено в 1780 году графом П.И. Салтыковым. В ноябре 1872 года по ходатайству И.Н. Ульянова в бывшей барской конторе открылась учительская семинария, которая в 1921 году преобразована в педагогическое училище. Школа- интернат для детей сирот, которая с 1966 года носит имя И.Н. Ульянова, была открыта в 1957 году. Получается, что 2 октября будет ровно 50 лет, как начала функционировать школа. За это время здесь обучалось 1385 детей- сирот. Среди них есть учителя, врачи, предприниматели. Одна из них Е. Трофимова вернулась в родные стены в качестве учителя. С. Михайлова – заместитель директора по учебно- воспитательной работе одной из школ Аликовского района.
Большую помощь школе- интернату оказывают шведы. Сотрудничество началось в 1991 году. Сначала помогали деньгами, одеждой, продуктами питания. С 1993года детей стали отправлять в Швецию на период летних и зимних каникул. В среднем более сорока детей ежегодно отдыхают за границей. Те школьники, которые побывали в Швеции 4- 5 раз, овладевают шведским языком и свободно разговаривают. Дети живут в семьях. Своих шведских родителей называют папами и мамами. Одна из бывших воспитанниц нашла свое счастье за границей: вышла замуж, имеет собственное жилье. И таких примеров с каждым годом становится все больше. На сегодня в Швеции обучаются и живут 7 воспитанников школы- интерната.
Посмотреть заграницу удается и воспитателям. В последние годы 6 воспитателей сопровождают детей в каникулярное время. Им труднее привыкнуть к шведскому укладу жизни, чаще задаются вопросом: почему там люди живут безбедно? Почему там наших детей берут в свои семьи, в нашей же стране все наоборот: школы- интернаты переполнены сиротами и социальными детьми: их родителей, в основном, за пьянство лишили родительских прав. Мало кто после этого из лишенных становится на правильный путь. А дети, несмотря на заботу и внимание, продолжают ждать своих мам и пап, пусть и непутевых, но для них самых дорогих. «Наши воспитанники ничем не отличаются от остальных детей. Они понимают справедливость, доброту. Не терпят фальши и обмана,- говорит директор школы- интерната Лидия Викторовна Бикина.- Но знаете на что я обратил внимание с первых дней работы: на грусть в глазах. Ребенок хочет жить в семье. А как дети радуются, когда получают письма от родителей и родных».
Сегодня трудно представить жизнь школы- интерната без сотрудничества со шведами. Благодаря им сделаны теплые туалеты в спальных корпусах, прачечная, баня. Прачечная строилась при директорстве В. Кливцовой. Она благодарит не только шведов, но и МСО «Порецкая», которая закладывала фундамент. Сборку вели 12 шведских студентов. Валентина Ивановна называет еще фамилии тех, кто всегда активно помогал школе- интернату: браться Седойкины- Владимир Павлович и Сергей Павлович, Конов Александр Юрьевич, священники Семеновской и Козловской церквей и другие. Не все хотят, чтобы назывались их фамилии и имена. Они это делают от души.
Продолжая тему о сотрудничестве, нужно сказать, что такая же помощь шведами оказывается еще пяти школам- интернатам России. В свое время райгазета писала о вратаре сборной команды Швеции по хоккею с шайбой Стиг Нильсоне, который возглавлял благотворительный фонд. Нильсон был хорошо знаком с нашим выдающимся голкипером Владиславом Третьяком. В 90- е годы заместителем министра образования Чувашии работал В. Сапожников. Ему- то по своим каналам удалось выйти на этот фонд, подключили к этому делу В. Третьяка. Нильсон приезжал даже в Порецкое. Сейчас его, к сожалению, нет в живых, но им посеянное доброе дело живет и крепнет. Теперь налаживается связь с фондом Экилева. Шведы хотят ежегодно выделять до 400 тыс. рублей республиканскому государственному учреждению «Центр психолого- педагогической ориентации и коррекции» Минобразования Чувашии.
Не все дети безболезненно адаптируются к новым условиям жизни в среде своих сверстников. Бывают случаи, когда дети убегают «домой», где их не ждут. Беглецов возвращают назад. За все время существования школы- интерната 6 детей покончили жизнь самоубийством. И вот таким трудным детям (со скрипом в душе пишется слово трудным) и помогает республиканская психологическая служба. А шведы намерены профинансировать ее работу.
На вопрос, какой процент воспитанников после выпуска попадает в криминальную среду, Л. Бикина и В. Кливцова называют цифру 10- 15 процентов. В целом, для такого учебного заведения это небольшой «брак», но за каждого потерянного воспитанника болит душа у воспитателей и педагогов школы: значит где –то не доработали, не смогли подготовить к самостоятельной жизни?
У каждого воспитанника есть личные сбережения. Некоторые из них не прочь уже сейчас воспользоваться деньгами, но дирекция справедливо не дает на это добро. Сбережения понадобятся после школы, когда не будет государственного обеспечения. Вот тогда стартовый капитал особенно понадобится на первых порах самостоятельной жизни. При возможности оказывается помощь в трудоустройстве выпускников. Лучшие из учеников поступают в вузы. Раньше высшее образование получить было легче, особенно когда на базе школы- интерната открывали педкласс.
В летнее время некоторых детей берут в свои семьи и жители райцентра: в их числе и работники школы- интерната. В целом довольны все: и взрослые, и дети.
Директор Л. Бикина за своей спиной имеет солидный стаж педагогической работы. Сначала была учителем Турдаковской школы, потом- директором школы. Несколько лет возглавляла районный отдел образования, потом под напором политического ветра она оказалась безработной, а потом стала учительствовать. На период ее работы в должности заведующей РОО выпало трудное испытание: угля не было, школы отапливались с колес. Тогда руководство района и РОО приложили много усилий по газификации школ. Те моменты навечно в памяти у Л. Бикиной. Все это я к тому, что на вопрос: где труднее работать, Лидия Викторовна без раздумья отвечает: «Конечно же в школе- интернате. Здесь директор и учитель, и хозяйственник, и родитель. Очень высок статус директора. Планерки каждый день. Все вопросы приходится решать оперативно. Министр образования республики Г. Чернова в этом году обещает выделить современное кухонное оборудовании. Она прямо сказала: 3- 4 года поработаешь, все будет у школы- интерната».
Я понимаю, с ее то неиссякаемой энергией, какой дискомфорт она испытывала в роли простого учителя. Дело не в привычке командовать, да и много ли на командует современный директор, у которого на первом плане хозяйственные вопросы. Просто она не знала куда себя деть, чем занять свободное время. И когда поступило предложение возглавить школу- интернат, сразу же согласилась.
Сидим, листаем альбомы. Окунуться в прошлое помогает бывший директор В. Кливцова. Рассказывают об успехах. И вдруг в разговоре проскальзывает обида. В этом году на районной игре «Зарница» ученики школы заняли второе место, но их по странной причине не наградили: мол школа финансируется из республиканского бюджета, а деньги на призы выделены из районного бюджета. Или такой случай. На торжественной линейке последний звонок в Порецкой школе должен быть дать выбранный классом воспитанник школы- интерната, но в самый последний момент предпочтение отдали другому. После таких «уроков» у детей возникают немало вопросов, вплоть до того: не второсортные ли они?
2007 год в Чувашии объявлен Годом ребенка. Коллектив школы- интерната проявляет большую заботу о детях, лишенных родительского тепла. И это не просто слова. Здесь трудятся хорошие педагоги, воспитатели. Любит свою работу обслуживающий персонал. Конечно, здесь хватает проблем. Но сплоченному коллективу любые трудности по плечу.