Духовно-нравственное воспитание в школе на основе православных традиций
Вхождение системы образования России в третье тысячелетие ознаменовано принятием «Программы развития воспитания в системе образования России», которая начинается со слов: «Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства». Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивается роль Православия в истории России, и признается его большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Не случайно 2006 год в Чувашской Республике был объявлен Президентом Н.В. Федоровым «Годом духовного просвещения».
Школа – один из инструментов государства, который призван помогать семье в образовании ребенка, в воспитании доброго гражданина для нашего Отечества. Всегда в педагогике рассматриваются вопросы: – на каких началах должна основываться система образования, каково должно быть содержание образовательного процесса, чтобы ребенок радовал родителей добротой, послушанием, трудолюбием? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок правильно развивался, чтобы он освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы он был патриотом своей Родины, готовым в трудную минуту живот свой за нее положить? Образовательный стандарт должен включать в себя и предметы, которые знакомят школьников с основами православной культурой, с духовной историей России. Необходимо вернуть в образовательное пространство изучение основ наук, восполнить курс истории и литературы разделами, связанными с духовной литературой, изъятыми под воздействием ложно понятого светского характера образования. Замечу, что весь мир, который принято называть цивилизованным, живет в атмосфере христианской культуры. Россия на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить русскую и мировую культуру. Наше наследие, наше наследство. Что мы имеем в виду, произнося эти слова? Прежде всего, то ценное и важное, что досталось нам от наших предков и что мы хотели бы сохранить для потомков. Когда мы говорим, что являемся наследниками великого народа, оставившего нам несметные сокровища, то имеем в виду, прежде всего, культуру России.
В понятие «культурный человек» разные люди вкладывают разный смысл. Но есть, конечно, и общепринятые составляющие. Можно ли назвать культурным нашего соотечественника, который не знает историю своего народа, не читал произведений А. С Пушкина и Л. Н. Толстого, не видел картин И. В. Репина и В. И. Васнецова. А того, кто не знает названий и истории храмов, возвышающихся на главных площадях родной страны: Красной и Соборной, не умеет отличить Владимирскую икону Божией Матери – главную святыню земли Русской, свидетельницу всей тысячелетней истории России?
«Культура – это святыни народа, святыни нации», – писал Д.С. Лихачев. Обращаясь к истокам русской культуры, мы видим ее начало в Крещении Руси. История архитектуры Руси начинается с храмостроительства, история живописи – с храмовых фресок, мозаик и иконописи. Письменность на Руси началась с составления славянской азбуки святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием и перевода на церковнославянский язык Апостола и Евангелия, книжное искусство – с Остромирова Евангелия. «Всеми своими высшими достижениями, – писал Н. А. Струве, – Россия обязана христианству, от Софии Киевской, от иконы Троицы Рублева – этого вещественного доказательства бытия Божия (по слову о. Павла Флоренского) – до великой пророческой русской литературы XIX и XX веков...»
Культурное наследие России – неисчерпаемый родник духовного богатства, изучение которого бесконечно. Предмет «Православная культура» станет началом пути освоения бесценных сокровищ великого наследия.
Данную задачу предстоит решать в современном правовом пространстве России. Исходными становятся не интересы образовательного учреждения, а интересы ребенка и семьи. Мы спросили родителей, хотят ли они, чтобы курс православной культуры преподавался в школе в 5 классе. Все родители дали согласие на то, чтобы данный предмет был введен в школе. Данный курс призван решить культурологическую задачу.
Демократические преобразования в нашем обществе потребовали новых основ реформирования школы. Я твердо убеждена, что проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать, используя православную традицию, являющуюся основой культуры и народных ценностей и воззрений, потому что воспитание, формирование мировоззрения детей в настоящее время происходит под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют СМИ, а также законы, система ценностей, которая существует в детско-подростковой среде. Приходится наблюдать, что в этой среде в настоящее время происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получение удовольствия любыми средствами. Причины многих бед в жизни детей, подростков заключаются в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни. И никакое образование не может быть завершенным без осмысления жизни и учения Христа, Десяти Заповедей и нравственного внутреннего закона, связанного с человеческой совестью и душой.
Исходя из понимания того, что семья и школа должны вместе строить свои отношения по возрождению православных традиций, третий год проводятся рождественские и пасхальные православные праздники. С каждым годом все больше и больше желающих не только прийти на эти праздники, но и принять в них участие. В этот год, объявленный Президентом Чувашии «Годом ребенка», было очень много родителей, принявших вместе с детьми участие в организации и проведении праздника «Светлая Пасха».
Таким образом, светский характер образования определяется тем, что государство обеспечивает семье как социальному организму и своим гражданам возможность полноценного образования и воспитания, включая и культурологическое православное. Школа признает субъектом образовательного процесса не ребенка, а семью и строит свои отношения в вопросах православного воспитания на основании волеизъявления родителей.
Школа должна вводить ребенка в мир православной культуры через просвещение, сохраняя за ним свободу выбора, предоставляя ему этот выбор приобщения к лучшему, но не может вовлекать без согласия родителей в практическое освоение конкретного духовного опыта.
Восстановление традиций православия в нравственном воспитании учащихся – один из резервов педагогической работы учителя. Только от учителя зависит, какие ценности унесет ребенок с собой, уходя из школы. Воспитание, основанное на православных традициях, которые всегда поддерживал и великий чувашский просветитель и педагог И.Я. Яковлев в Симбирской чувашской школе, поможет решить часть проблемы утверждения и развития позитивных сторон человеческой личности.