Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Духовно-нравственное воспитание в школе на основе православных традиций

Вхождение системы образования России в третье тысячелетие ознаменовано принятием «Программы развития воспитания в системе об­разования России», которая начинается со слов: «Духов­но-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важ­нейшая составляющая развития общества, госу­дарства». Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивается роль Правосла­вия в истории России, и признается его большое влияние на духовно-нравственное развитие чело­века. Не случайно 2006 год в Чувашской Республике был объявлен Президентом Н.В. Федоровым «Годом духовного просвещения».

Школа – один из инструментов государства, который призван помогать семье в образовании ребенка, в воспитании доброго гражданина для нашего Отечества. Всегда в педагогике рассматриваются вопросы: – на каких началах должна ос­новываться система образования, каково должно быть содержание образовательного процесса, что­бы ребенок радовал родителей добротой, послуша­нием, трудолюбием? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок правильно развивался, чтобы он освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы он был патриотом своей Родины, готовым в труд­ную минуту живот свой за нее положить? Образовательный стандарт должен вклю­чать в себя и предметы, которые знакомят школьников с основами православной культурой, с духовной историей России. Необходимо вернуть в образовательное пространство изучение основ наук, восполнить курс истории и литературы разделами, связанными с духовной лите­ратурой, изъятыми под воздействием ложно по­нятого светского характера образования. Замечу, что весь мир, который принято называть цивилизованным, живет в атмосфере христианской культуры. Россия на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребе­нок не способен освоить русскую и мировую куль­туру. Наше наследие, наше наследство. Что мы имеем в виду, произнося эти слова? Прежде всего, то ценное и важное, что досталось нам от наших предков и что мы хотели бы сохранить для потомков. Когда мы говорим, что являемся наследниками великого народа, оставившего нам несметные сокровища, то имеем в виду,  прежде всего,  культуру России.

В понятие «культурный человек» разные люди вкладывают разный смысл. Но есть, конечно, и общепринятые составляющие. Можно ли назвать культурным нашего соотечественника, который не знает историю своего народа, не читал произведений А. С Пушкина и Л. Н. Толстого, не видел картин И. В. Репина и В. И. Васнецова. А того, кто не знает названий и истории храмов, возвышающихся на главных площадях родной страны: Красной и Соборной, не умеет отличить Владимирскую икону Божией Матери – главную святыню земли Русской, свидетельницу всей тысячелетней истории России?

«Культура – это святыни народа, святыни нации», – писал Д.С. Лихачев. Обращаясь к истокам русской культуры, мы видим ее начало в Крещении Руси. История архитектуры Руси начинается с храмостроительства, история живописи – с храмовых фресок, мозаик и иконописи. Письменность на Руси началась с составления славянской азбуки святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием и перевода на церковнославянский язык Апостола и Евангелия, книжное искусство – с Остромирова Евангелия. «Всеми своими высшими достижениями, – писал Н. А. Струве, – Россия обязана христианству, от Софии Киевской, от иконы Троицы Рублева – этого вещественного доказательства бытия Божия (по слову о. Павла Флоренского) – до великой пророческой русской литературы XIX и XX веков...»

Культурное наследие России – неисчерпаемый родник духовного богатства, изучение которого бесконечно. Предмет «Православная культура» станет началом пути освоения бесценных сокровищ великого наследия.

Данную задачу предстоит решать в современ­ном правовом пространстве России. Исходными становятся не интересы образова­тельного учреждения, а интересы ребенка и семьи. Мы спросили родителей, хотят ли они, чтобы курс православной культуры преподавался в школе в 5 классе. Все родители дали согласие на то, чтобы данный предмет был введен в школе. Данный курс призван решить культурологическую задачу.

Демократические преобразова­ния в нашем обществе потребовали новых основ реформирования школы. Я твердо убеждена, что проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать, используя православную традицию, являю­щуюся основой культуры и народных ценностей и воззрений, потому что воспитание, формирование мировоззрения детей в настоящее время происходит под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют СМИ, а также законы, система ценностей, которая существует в детско-подростковой среде. Приходится наблюдать, что в этой среде в настоящее время происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получение удовольствия любыми средствами. Причины многих бед в жизни детей, подростков заключаются в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные цен­ности жизни. И никакое образование не может быть завершенным без осмысления жизни и учения Христа, Десяти Заповедей и нравственного внутреннего закона, связанного с человеческой совестью и душой.

Исходя из понимания того, что семья и школа должны вместе строить свои отношения по возрождению православных традиций, третий год проводятся рождественские и пасхальные православные праздники. С каждым годом все больше и больше желающих не только прийти на эти праздники, но и принять в них участие. В этот год, объявленный Президентом Чувашии «Годом ребенка», было очень много родителей, принявших вместе с детьми участие в организации и проведении праздника «Светлая Пасха».

Таким образом, светский характер образова­ния определяется тем, что государство обеспечи­вает семье как социальному организму и своим гражданам возможность полноценного образо­вания и воспитания, включая и культурологическое православное. Школа признает субъектом образовательного процесса не ребен­ка, а семью и строит свои отношения в вопросах православного воспитания на основании волеизъ­явления родителей.

Школа должна вводить ребенка в мир православной культуры через просвещение, сохраняя за ним свободу выбора, предоставляя ему этот выбор приобщения к лучшему, но не может вовлекать без согласия родителей в практичес­кое освоение конкретного духовного опыта.

Восстановление традиций православия  в нравственном воспитании учащихся – один из резервов педагогической работы учителя. Только от учителя зависит, какие ценности унесет ребенок с собой, уходя из школы. Воспитание, основанное на православных традициях, которые всегда поддерживал и великий чувашский просветитель и педагог И.Я. Яковлев в Симбирской чувашской школе,  поможет решить часть проблемы утверждения и развития позитивных сторон человеческой личности.



"Порецкие вести"
16 мая 2007
00:00
Поделиться