Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Печник – профессия древняя, или Ода русской печке

Печник сегодня в дефиците. С одной стороны, вроде бы так и должно быть – вытесняют древнюю профессию газовое отопление и микроволновые печи. А с другой – ведь нигде и не учат печному делу. Но печки-то совсем не исчезли. Как подремонтировать старую, как новую сложить? Да что там сложить – надо жизнь в нее вдохнуть. А то иной печник вроде бы и сложит печь по правилам, да ни тепла, ни тяги. А почему не пошла печь? Душу он в нее не вложил.

Конечно, сложить добрую печь непросто: нужно, чтобы она не дымила, топилась жарко, дров много не съедала, угару не давала. Значит, искусный печной мастер должен быть и архитектором, и теплоэнергетиком, и конструктором. Именно таким специалистом является житель с. Антипинки Анатолий Федорович Шпарев. Молва о его мастерстве идет далеко за пределами села. Со всей округи к нему приезжают с просьбой  сложить печку, голландку или просто поправить  неудачно сложенный когда-то “боров”.

Сложить печь – это целая наука. Сделать ее надо “под рост” хозяйки, еще нужно подпечек для кочерги и ухвата выложить да печурки для сушки варежек. Важнее дела, чем класть печи, на свете не бывает. Тут ведь надо обдумать каждый шаг. И нет разницы – бывалый ты печник или любитель. Ответственность одна. За тепло в доме, за тепло в семье.  Анатолию Федоровичу его работа нравится. Прежде, чем готовить раствор, он все обдумает. Затем, не торопясь, замешивает глину с песком. Даже тут нельзя ошибиться в пропорциях. Иначе вся работа пойдет насмарку. Конечно, без помощников здесь не обойтись: воды, песка принести, кирпичей поближе подложить. Хорошо сложенная печь обычно чистая, ухоженная, и наоборот, неудачная печка – всегда задымленная, чумазая. А ведь она должна радовать глаз и создавать удобство хозяину. Печь в доме – это и румяные пироги, и наваристый суп, кроме того, и свой домашний медпункт, а то и просто место для отдыха, особенно с морозца. Недаром гласит русская пословица: “...давай плясать от печки”. Ведь раньше при постройке дома определяли место прежде всего для печи. И только после этого “плясали” дальше. Но так было в традиционных деревенских избах. А какое место в современном сельском быту занимает русская печь? Спрос на нее в последние годы заметно возрос. С ранней весны и до поздней осени у печника очередь на кладку печей. И все это потому, что русская печь удовлетворит любые кулинарные потребности. Блюда, приготовленные в ней, самые вкусные. Печка еще и лечит от радикулита, простуды, от болезней, когда требуется сухое тепло.

В 40-50-х годах прошлого века она служила своего рода парилкой. Помню истории из далекого детства, когда бабушка долгими зимними вечерами рассказывала “сказки” из своей жизни: “Выгребем, бывало, из печки золу, голяком (веником) почистим свод и бока печки, хорошенько выметем, соломкой устелем, а затем туда – в печку с березовым веничком и давай себя там хлестать!”. “Баб, да ведь там черно”, – удивлялись мы. “Да, конечно, как чертята  оттуда вылезали. А вода на что?” – вопросом на вопрос отвечала бабушка.

Печка была тесно связана и со свадебными обрядами. У нас в селе была традиция: на второй день свадьбы родственники невесты приходили в дом жениха “печурки смотреть”. Этот визит имел шуточный характер: родственники невесты вооружались чем попало и грозили хозяину сломать печь, если он не откупится от них угощением. В 80-х годах этот обычай канул в лету.

Но вернемся от дней прошедших в дни сегодняшние ­– к нашему печнику Анатолию Федоровичу. Справедливо будет сказать, что он еще и отличный плотник. Крышу починить или двор соорудить – он и тут мастер. Да и вообще, за что не возьмется, все у него в руках спорится. Сапожки подшить или замочек в курточку вставить – пожалуйста. При желании сможет он и новые сапожки сшить. Это мастерство А. Шпарев перенял от своего отца Федора Федоровича, который был отличным сапожником. Причем одним из немногих в районе. Такие сапожки местным модницам шил – любые городские позавидуют. А вот у сына, как он сам признается, не лежит душа к этому делу.

Есть у Анатолия Федоровича одна заветная мечта. Когда-то напротив его дома стояла часовня. Но в начале 20 столетия ее сломали. Вот и хочет местный умелец возродить часовню в с. Антипинка. Дело это стоящее. Но без людской помощи ему не обойтись.



28 марта 2007
00:00
Поделиться