Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

В селе школа – очаг культуры, добра, нравственности

(В сокращенном варианте выступление Г. Малофеевой, начальника отдела образования и молодежной политики, на конференции, посвященной 10-летию Президентской программы “Новая школа”)         

Подводя итоги реализации Президентской программы «Новая школа», педагогические коллективы района провели цикл мероприятий, на которые были приглашены родители, выпускники школ, главы сельских администраций, руководители предприятий, сельхозкооперативов. Дни открытых дверей, публичные отчеты, презентации, методические практикумы – самые разнообразные формы выбрали педагогические коллективы, чтобы подвести итоги развития школ, проанализировать состояние дел и обсудить дальнейшие пути решения школьных проблем. Творческие отчёты школ включали  фрагменты уроков, внеклассных мероприятий, выступления лауреатов конкурсов и фестивалей, выставки детских работ, презентации школьных музеев.

10 лет назад, в сложной экономической обстановке, была разработана программа реформирования образования с многообещающим названием «Новая школа». Можно ли сегодня, по прошествии  значительного времени, сказать, что школа стала новой, цели и задачи программы достигнуты? Все коллективы школ района в ходе публичных отчётов ответили на этот вопрос утвердительно.

В районе созданы школы нового типа – ресурсные центры «Напольновская СОШ», «Порецкая СОШ», базовые школы республиканского и муниципального уровня – Кудеихинская, Анастасовская и Мишуковская СОШ. В них ведётся обучение старшеклассников из близлежащих сёл. Ежедневно 8 школьных автобусов подвозят  детей на занятия в базовые школы.  Здесь создана современная учебная база: компьютерные классы, интерактивные доски, мультипроекторы, медиатеки, видеокамеры, спортивный инвентарь. По программе «Реформа образования» Напольновская СОШ получила оборудования более чем на 4 миллиона рублей, Порецкая СОШ – более чем на миллион рублей. Кроме того, значительно пополнилась учебная база Напольновской и Кудеихинской СОШ благодаря премиям Президента России и Президента Чувашии. В  целом обеспеченность компьютерами в районе составляет 1 компьютер на 14 человек, тогда как по республике 1 компьютер приходится на  25 человек. Все средние школы и школа-интернат имеют сайты, причём сайт Порецкой СОШ неоднократно выходил призёром республиканских конкурсов. Выход в Интернет имеют 8 школ, 2 из которых (Порецкая СОШ и школа-интернат) подключёны к скоростному Интернет.

За 10 лет в районе построено 2 новых школы – Никулинская и Порецкая, причём на завершение строительства  и реконструкцию кровли Порецкой СОШ в прошлом году израсходовано более 5 миллионов рублей. В текущем году планируется завершить строительство Семёновской ООШ,  работы  на которой идут полным ходом.

Новая по содержанию школа – это школа личностно- ориентированная, развивающая, инновационная. В последние годы лучшие учителя района осваивают нетрадиционные программы, новые педагогические технологии, и всё это делается во благо детей, их интеллектуального и духовного развития. В целях дифференцированного подхода к образовательным запросам и наиболее эффективной подготовки к ЕГЭ в районе введено предпрофильное и профильное обучение. Модель сетевого взаимодействия школ позволяет обучать старшеклассников по 5 профилям: информационно-технологическому, социально-экономическому, гуманитарному, естественно-научному. Кроме того, благодаря наличию школьных автобусов,  в нашу жизнь входит и такое явление, как сетевой учитель. Благодаря сетевым учителям решается проблема с обеспеченностью кадрами по иностранному, чувашскому языкам, физике.

В сельскую школу пришли и такие формы работы, как экспериментальная площадка, научно-исследовательская деятельность школьников. Порецкая СОШ, например, имеет статус республиканской экспериментальной площадки по интеграции общего и дополнительного образования, которая заняла в республиканском конкурсе второе место и выиграла грант в 25 тысяч рублей. Ещё один республиканский эксперимент – введение программы «Перспективная начальная школа». Порецкая СОШ имеет и статус муниципальной экспериментальной площадки по интеграции общего и профессионального образования, а также в порядке эксперимента по социальной адаптации здесь обучаются дети-сироты из школы-интерната.

Ежегодно в районе проводятся научно-практические конференции учащихся. На республиканских конференциях, дистанционных олимпиадах  наши дети занимают призовые места.

Современная  школа поддерживает лидеров, привычным явлением школьной жизни стали конкурсы профессионального мастерства, конкурсы грантов и назначение стипендий. Обладателями Президентских премий и премии главы района стали в прошлом году Глухова Л.М., Филимонова Г.И., Архипова М.В.(Порецкая СОШ), Кирилина Н.П., Жегалина Н.С.(Кудеихинская СОШ), Чашлёнкова А.П. (Турдаковская ООШ), Пелешина Н.Н. (Анастасовская СОШ). Стипендии Президента Чувашии за творческую устремлённость молодёжи с 1 января 2007 года назначены Пичугину А.В.(учителю информатики Порецкой СОШ), Ефимовой Н.М. (зам. главы Порецкой администрации), Акамсиной Н.В. (оператору  машинного доения СХПК «Никулинский»), Сабанову А.Е. (механизатору  кооператива «Новь»), Мосиной А. (ученице Кудеихинской СОШ), Павловой И. (ученице Порецкой СОШ). Стипендии главы Порецкого района назначены 29 лучшим ученикам.

Мастерство учителей района растёт год от года: если в 1997 году было всего 2 учителя с высшей категорией, то в 2007 году – 11. С 1 января введена 10-процентная надбавка учителям, имеющим звание «Почётный работник общего образования» – такой награды удостоены в районе 20 учителей.

Президент Чувашии Н.В. Фёдоров в Послании Государственному Совету подчёркивает: «Предмет, который ведёт учитель, – не цель, а инструмент для воспитания не специалиста, а личности, подготовки ребёнка ко взрослой жизни. А цель учителя – не подготовка великого, но несчастного математика или историка, а гармонично развитого и умеющего стать счастливым человека и гражданина».

В воспитательной работе наших педагогов ярко выражен интерес к изучению истории родного края, привитию патриотических чувств. В Октябрьской ООШ оформлена портретная галерея сельских тружеников славного послевоенного поколения. С портретов смотрят на детей их деды и прадеды. В этой школе живы  и передаются детям русские народные обычаи и традиции, школьники  изучают историю своего рода, собирают материалы о героях войны и труда. Центром этнокультурного воспитания является Напольновская СОШ, в которой более 10 лет преподаётся мордовский язык. Ежегодно учащиеся Напольновской СОШ становятся призёрами межрегиональной олимпиады по мордовскому языку. Радует зажигательными выступлениями мордовский фольклорный ансамбль. Исследовательские работы ребята посвящают географическим названиям родного края, мордовскому национальному костюму. Чувашское слово уже несколько лет преподаётся в школе-интернате, здесь ни один праздник не обходится без чувашской песни. Богатейший материал собран в краеведческом музее Турдаковской ООШ. Никулинская ООШ чтит память учёного-ядерщика А.Захарова и поддерживает дружбу с Саровским центром ядерной физики.

Год духовного просвещения стал для образовательных учреждений началом сотрудничества с духовенством района. Во всех школах  ведётся факультативный курс «Основы православной культуры.

Занимаясь экологией души, педагоги не должны забывать о здоровьесбережении. Эта проблема была чётко обозначена  в программе «Новая школа». Остро говорит о ней Президент Чувашии Н. Фёдоров и в Послании. Попечительские советы должны строже спрашивать с руководителей школ за организацию питания, необходимо наладить родительский контроль. Мы «соревнуемся», в какой школе самое дешёвое питание. Не пора ли ориентироваться на тех, кто кормит вкуснее и калорийнее? Разве можно экономить на здоровье детей?

Пожалуй, труднее всего решается в образовании задача повышения заработной платы. Об этом говорил Президент 10 лет назад, эта задача названа первоочередной и в Послании на 2007 год. Средняя зарплата учителя на 1 января 2007 года в нашем районе составляет 5700 рублей. В ближайшие 2-3 года зарплата, по словам Президента, должна увеличиться от полутора до двух раз. К увеличению зарплаты должен привести новый экономический механизм. С 2001 года республика перешла на подушевое финансирование. С 1 января этого года на финансовую самостоятельность переведены все образовательные учреждения района. Это стимулирует эффективность использования бюджетных средств. Проведенная реструктуризация позволила заложить достаточные средства на зарплату и коммунальные услуги и улучшить экономические показатели: если наполняемость классов в 2005-06 учебном году составляла 12,3 человека, то в 2006-07 учебном году составляет 13,9. Если в 2005-06 учебном году на 1 учителя приходилось 7 учеников, то в 2006-07 учебном году – 7,3. Причём надо учесть, что количество учащихся резко сокращается: в текущем учебном году их стало на 175 меньше, чем в прошлом.

В ближайшее время в республике будут разрабатываться и вводиться индикаторы результативности труда учителя. «Лучшие учителя должны получать высокую зарплату, а от плохих учителей школа должна избавляться», – так жёстко, но справедливо  Президент выразил требование общества к учителю. Говоря о хороших учителях, он подчёркнул не только компетентность, но и этические, человеческие качества учителя: тактичность, доброжелательность, преданность своему делу, детям. Президент в Послании даёт указание органам местного самоуправления «тщательно проинвентаризировать сеть учреждений и штаты». В наших условиях это означает  рациональный подход к организации учебного процесса и повышение качества работы. Как положительный пример вдумчивого отношения к финансовой деятельности приведу работу директора Сиявской ООШ Е.Н. Федуловой. Она сумела в условиях немногочисленной школы сократить учебный план,  в результате чего школа перешла на пятидневный режим. Это позволило сэкономить фонд зарплаты, расходы на бензин, у детей появился дополнительный день отдыха. При этом обязательный государственный образовательный стандарт в школе выполняется.

Тесно связана с экономической учебно-воспитательная деятельность школ. Активные школы повышают свой рейтинг, имеют хорошие показатели, зарабатывают премии. Среди таких активных школ Мишуковская СОШ, Анастасовская СОШ, Турдаковская ООШ, не пропускающие ни одного конкурса. По результатам олимпиад в этом году первое место заняла маленькая Никулинская ООШ. Конечно, по количеству призовых мест впереди всех Порецкая (40), Кудеихинская (11), Напольновская СОШ (8), Мишуковская (6), но по соотношению призовых мест и количества учеников всех обошли две никулинские ученицы 9 класса, занявшие шесть призовых мест.

Сельская школа может работать качественно. В нашем районе процент поступаемости в вузы выше среднереспубликанского по сельским школам (60% против 45%). Однако задача школы – подготовка детей к реальной жизни, в которой далеко не всегда для успеха нужно высшее образование. Отрадно, что, несмотря на огромные трудности, в районе удалось сохранить профучилище, в котором получают профессию 82 учащихся. Надо отдать должное руководителю ПУ-29 Шурякову А.И., который сумел провести набор и организовать работу ПУ.

 Сегодня важная задача школы состоит в том, чтобы правильно сориентировать выпускников, учитывая муниципальный рынок труда. На селе нужны хорошие механизаторы, водители, строители, острая нужда в агрономах, зоотехниках, ветврачах. Потребности рынка труда нужно учитывать классным руководителям при формировании предпрофильных и профильных групп. Школа должна приобщать детей к труду на пришкольном участке, благоустройстве территории школы и села, заготовке лекарственных трав, ремонте классов. В этом году отдел образования объявляет конкурс пришкольных участков и благоустройства территории школ и детских садов.

Труд всегда помогал вырастить достойного человека. Иждивенческие настроения, к сожалению, сильны в молодёжной среде, и вместо того, чтобы заработать, подростки зачастую воруют. Преступность несовершеннолетних в районе резко возросла: в 2005году совершено 9 преступлений, в 2006 году –   10, за месяц текущего года зарегистрировано одно преступление. Если раньше детская преступность была распространена в райцентре, то теперь с этой проблемой столкнулись Ряпинская и Октябрьская ООШ. Преступниками становятся дети из социально неблагополучных семей, в которых родители пьют, уезжают на заработки, оставляя детей на родственников или соседей. В 2006 году в районе были лишены родительских прав  9 человек, в интернат оформлены 3 детей, под опеку – 11.

Нельзя забывать о том, что в райцентре функционирует школа-интернат для детей-сирот. Необходимо активнее пропагандировать патронатное воспитание, брать детей в семьи на время каникул, на праздники, выходные. Государство существенно увеличило поддержку приёмных семей: единовременное пособие в 8 тысяч рублей, ежемесячное пособие на ребёнка 4000-4570 рублей, ежемесячное пособие воспитателю 2500 рублей, на второго ребёнка – материнский капитал 250 тысяч рублей. В школе-интернате многие педагоги подают пример гуманности и душевной щедрости. Постоянно берут детей на каникулы Карачарскова Л.Б., Чеснокова Ю. И., Климова  М. В.

2007 год  объявлен Президентом Чувашской Республики Н.В. Фёдоровым Годом ребёнка. В Послании Президента подробно анализируется положение с заболеваемостью и смертностью детей, обеспеченностью детскими садами, защитой прав и интересов детей. По сути Послание – это программа работы на год, и в этой программе особо подчёркивается воспитательная роль образовательных учреждений. «Проблемы здоровья нации, равно как и все проблемы народа, и накапливаются, и решаются, прежде всего, не в учреждениях здравоохранения, а в учреждениях и системе образования, просвещения и воспитания». Такое огромное значение придаёт  Президент кропотливому, подвижническому труду педагогов. В селе школа всегда была очагом культуры, добра, нравственности. Мы должны вместе, всем сельским сообществом, стараться, чтобы школа жила, развивалась, чтобы сельские дети ни в чём не чувствовали себя ущемлёнными.         

 



17 февраля 2007
00:00
Поделиться