Свиная горка (из истории села Тихомирово)
В первой половине XVIII века, за сотню лет до появления первых обществ, изучающих естественную историю Земли, труды прогрессивных естествоиспытателей содержали знания о сложной оболочке земной коры, о причинах наклонного их залегания, исторического развития Земли и окаменелостях. Но, тем не менее, осталось устойчивым учение о Всемирном потопе.
Впервые на государственной основе было положено начало натуроведению, когда по личному велению Петра I в Санкт-Петербурге в 1714 году был открыт первый общественный музей Кунсткамера, задачей которого стало всем людям отмечать все удивительное и незаурядное. Тому последовал один из Указов русского царя 1718 года: «Ежели кто найдет в земле или в воде старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческия или скотския, рыбьи или птичьи, не такия да зело велики или малы перед обыкновенными.., також бы приносили за что давана будет довольна дача».
На этот Указ откликнулись различные люди и стали примечать и собирать все то, что представляло для них ценность. Даже простой крепостной крестьянин Василий Никитин вотчины с. Тихомирова 20 марта 1720 года подал доношение на имя Петра I об обнаружении в Алатырском уезде серебряных руд: «…нашел я под своим селом в горе серебряной руды и в другом месте краснея золото и третьем в камени светлея слюды, и в четвертом месте землею слой желтой искра светла, а ниже слой серый, а искра светла, и в пятом месте черная калга, а искра светла, а в шестом месте красная земля что кумач, а в семом месте синяя земля, и около той земли угреватой будто во ржавине плещами чежел что железо. К версте с 7 в селе Кочетовке камнем – камень дровяной, а расшибеши – вид в нем искра золотая. И в одном камне перешибешь – и в нем вид голое серебро. И в том же камне прорости синие без искры и всякие, видом каменья золотые и серебряные. У реки Пятыне при круче и овраге каменье серебряной вид ледунками, а расшибешь в них вид блесками, а другая половина прорость синяя светлая…».
Нашел крестьянин залежи интериной руды серого колчедана – пирита. Камни пирита за свое сходство с драгоценными металлами, но быстро тускнеющие и окисляющиеся на воздухе, в народе прозвали «кошачьими» или «мышиным золотом». А увесистый он потому, что в нем содержится много железа. Еще крестьянин нашел прозрачные, похожие на слюду, кристаллы гипса, их в народе прозвали «свиными» камнями, поскольку из-за содержания кальция их нередко поедали свиньи. Так гора и была названа «Свиной горкой».
Крестьяне не знали тех руд и послали их на исследование в Петербург. Об этом узнал приказчик помещика. Привязал крестьянина Никитина к саням и бил смертным боем. Родственники постарались помочь ему и привели драгун. Василий закричал им: «Есть за мной дело государево». Приказчик испугался, бить перестал, но надел на него кандалы. Дальше Никитин пишет: «…что слышал твой великого императорский указ, что разосланы ради обиска (поиска) телных рудных златых и серебряных и медных иных всяких булатных и стальных и оловянных и свинцовых и серных и селитровых иных всяких красочных и железных каких ни есть буде кто найдет и тем доносить прошел к Москве государственный Берг-коллегии Московской губернии прикажи государь послать свой императорский указ и мастеров кое такому делу искусни пробовольщика изведать и с тех мест кои в селе моем доношении написано. Еще ли твоя императорская милость прикажи меня сироту за себя императорского величества отписать от помещика и я рад платить твои государевы подати и впредь руд искать».
Что было дальше, как сбежал от помещика Василий Никитин, летопись умалчивает. Но, последовав его примеру, местные мужики бросились искать серебряные руды и золото и отсылать руду на пробу в Московскую Берг-коллегию. И вот 3 января 1723 года было получено первое заключение: «Объявил пробовольный мастер Вейс ведение о руде, которую принес к ему из вотчины капитана лейтенанта Шепелева крестьянин Василий Лакалин сверху присланных ис коллегии руд из горы, называемой Свиной, которая по пробе ево Вейсовой содержить центнер 36 золотников серебра да на золото есть знак. И приказали для большей пробы взять 10 пуд и для того послать нарочного ученика, которой бы тое руду знал и велел ее в Москву привесть в скорости». Есть и другой документ – «Сборник Императорского русского исторического общества», где дан анализ проб руды, добытой около с. Тихомирово, в котором говорится, что в этих рудах есть определенное количество серебра и даже золота.
В 1724 году крестьяне с. Тихомирово сделали запрос Петру I с тем, чтобы он разрешил здесь открыть завод по переработке руды. Своим указом Петр I дал разрешение (сведения взяты из царского архива – авт.), но в 1725 году император умер, начались дворцовые перевороты, и завод открыт не был.
Прошло 300 лет со времени тех событий. А вопрос о наличии серебряных руд в районе с. Тихомирово до сих пор остается открытым. Возможно, их там и нет, крестьяне просто допустили ошибку.