Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Изменения в судебной системе

Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики.

Проблемы становления, реформирования и развития судебной власти в обновляющемся Российском государстве и обществе за последние годы неоднократно обсуждались в средствах массовой информации.

Многие годы суд в нашей стране не воспринимался гражданами как орган, защищающий их права.

Идея реформирования судов, зародившаяся еще в годы перестройки во второй половине 80-х годов, первоначально ставила своей задачей модернизацию системы советского правосудия в соответствии с концепцией демократизации социализма в СССР. Однако совершенно новый импульс судебная реформа получила в связи с коренными общественно-политическими изменениями в стране в начале 90-х годов.

В обобщенном виде идеология судебной реформы была сформулирована в принятом 24 октября 1991 года Верховным Советом РСФСР документе, носившем название “Концепция судебной реформы в РСФСР”.

В целях дальнейшей реализации судебной реформы и повышения эффективности деятельности в Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Постановление от 21 сентября 2006 г. № 583 «О Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2007 – 2011 годы».

Федеральная целевая программа “Развитие судебной системы России” на 2007-2011 годы призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий.

Граждане и хозяйствующие субъекты испытывают затруднения при получении информации в сфере правосудия при доступе в залы судебных заседаний.

Существующая закрытость судебной системы не является отражением целенаправленной политики судов. Напротив, суды стремятся стать прозрачными для общества. Проблема состоит в том, что обеспечение открытости правосудия требует значительных финансовых затрат, в частности, для создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения свободного доступа в залы судебных заседаний.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. отмечалось, что при отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно. Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества к судебной системе.

Программа предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также проблем создания условий для осуществления правосудия.

Основной целью Программы является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Внедрение примирительных процедур (восстановительной юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, будет способствовать снижению нагрузки на судей и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов и повышению качества осуществления правосудия.

 В целях обеспечения прозрачности судебной системы и независимости судей при вынесении судебного акта предполагается закрепление процедуры, препятствующей оказанию воздействия (давления) на судью в связи с рассматриваемым им делом.

Требование об обязательности раскрытия содержания всех неформальных обращений к судье, поступивших до рассмотрения дела, обеспечивает открытость судебного разбирательства. В связи с этим процессуальное законодательство может быть дополнено обязанностью судьи объявлять лицам, участвующим в деле, о всех обращениях к судье (устных и письменных) по рассматриваемому делу, поступивших до начала судебного разбирательства, с последующим занесением указанных сведений в протокол судебного заседания.

Неисполнение указанной обязанности должно повлечь применение мер ответственности к судье.

Предлагаемая процедура будет также способствовать предупреждению коррупции в судейском корпусе.

В целях обеспечения прозрачности судебной системы, преодоления конфликта интересов и устранения личной заинтересованности судьи в исходе дела следует установить запрет на участие в рассмотрении дел адвоката – супруга, родственника или свойственника судьи.

В целях ускорения судопроизводства, минимизации потерь времени и финансовых ресурсов суда и сторон по делу, предотвращения нарушений порядка ведения протоколов судебных заседаний и подачи в связи с этим жалоб необходимо законодательно закрепить обязательность ведения аудиозаписи судебного заседания.

Предотвращение коррупции и обеспечение принципа состязательности в судах общей юрисдикции с учетом внесенных изменений в процессуальное законодательство делают неприемлемой существующую практику приема граждан и предварительного рассмотрения их заявлений, осуществляемых судьями или их помощниками.

При сложившейся практике приема граждан судьями нередко бывают случаи, когда граждане высказывают подозрения в беспристрастности судьи, вплоть до обвинения его в коррупции, в связи с тем, что судья до рассмотрения дела по существу в ходе такого приема общался с представителями другой стороны по данному делу.

В целях организации работы судов на современном уровне и с учетом международного опыта предлагается для обеспечения приема граждан предусмотреть создание в районных судах общей юрисдикции структурных подразделений по приему заявлений и обращений граждан (приемных), укомплектовав их профессионально подготовленными юристами.

После поступления в такую приемную заявлений и исков дела будут распределяться между судьями в установленном порядке без личного контакта судей с заявителями. При этом будет исключено непосредственное общение судей и их помощников с участниками процесса до начала судебного разбирательства.

Таким образом, реализация Программы будет в значительной степени способствовать улучшению качества осуществления правосудия, а также повышения уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

В рамках данной Программы Порецким районным судом Чувашской Республики также проводится большая работа по реализации задач судебной реформы. Так, например, в районном суде создан и функционирует свой информационный сайт в Интернете, на котором граждане могут получить разную полезную информацию (как написать исковое заявление, какие необходимы документы для обращения с иском в суд, узнать, кто из судей будет рассматривать дело, и многое другое). Подробнее с информацией, находящейся на сайте Порецкого районного суда, можно ознакомится, посетив его в Интернете по адресу : http://porecsky.chv.sudrf.ru

В настоящее время ведется работа по организации в районном суде приемных по приему заявлений и обращений граждан.

В целях обеспечения удобного и быстрого доступа к информации, повышения качества и эффективности работы судебного аппарата в районном суде с 2006 года введена в действие Государственная автоматизированная система «ПРАВОСУДИЕ».

В 2006 году Порецким районным судом  было рассмотрено 88 уголовных, 111 гражданских, 5 административных дел. За аналогичный период 2005 года районным судом было рассмотрено 76 уголовных, 124 гражданских,  и 2 административных дела.

Уголовные дела. По 88 рассмотренным районным судом уголовным делам осуждено 94 чел., оправдано – 3 чел. В 2005 году судом было  осуждено 76 чел., оправдан – 1 чел.

В разрезе статей Уголовного кодекса Российской Федерации осуждено: по ст. 105 УК РФ «Убийство»  – 3 чел.; по ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»  – 4 чел.; по ст. 131 УК РФ «Изнасилование»  – 1 чел.; по ст. 158 УК РФ «Кража» – 49 чел.; по ст. 161 УК РФ «Грабеж» – 4 чел.; по ст. 162 УК РФ «Разбой» – 3 чел.; по ст.166 УК РФ «Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения»  – 5 чел.; по ст. 228 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление,  переработка наркотических средств»  – 4 чел.; по ст. 264 УК РФ «Нарушения правил дорожного движения» – 5 чел.

По видам назначенного судом наказания за 2006 г. осуждено: к лишению свободы на определенный срок – 38 чел.; к условному лишению свободы – 42 чел.; к исправительным работам – 2 чел.; к обязательным работам – 2 чел.; штраф – 10 чел.

По уголовным делам, рассмотренным в 2006 году, Порецким районным судом было взыскано штрафов, как мера наказания, на сумму 45113 руб. 

По статистическим данным, из 94 человек, осужденных Порецким районным судом ЧР за 2006 г. 10 чел. – это женщины, 12 чел. – несовершеннолетние, 24 чел. – ранее судимые. Более половины осужденных совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения (49 чел.)

 Гражданские дела. Из 111 рассмотренных гражданских дел с вынесением решения было рассмотрено 94 дела, 16 дел – производством прекращены (в основном из-за отказа истца от иска), 1 дело оставлено без рассмотрения.

Из общего числа рассмотренных Порецким районным судом в 2006 году гражданских дел 76 составляют дела искового производства (о лишении родительских прав, восстановлении на работе, признании права собственности на недвижимое имущество и др.); 31 – дела особого производства (установление факта родственных отношений, факта принятия наследства, факта принадлежности правоустанавливающих документов и др.); 4 – дела, возникающие из публичных правоотношений (о признании нормативных правовых актов незаконными).

В Порецкий районный суд было обжаловано в апелляционном порядке 1 приговор мирового судьи, 6 решений мирового судьи по гражданским делам. Судом апелляционной инстанции обжалуемый приговор мирового судьи судебного участка № 1 Порецкого района ЧР был оставлен без изменения. Из 6 обжалуемых решений мирового судьи в апелляционном порядке 2 решения были отменены, а 2 – изменены.

Подводя итоги работы суда за 2006 год, можно сделать вывод о том, что из года в год увеличивается количество рассматриваемых судом дел.       

 



03 февраля 2007
00:00
Поделиться