Роль рационального питания
В школах района горячее питание получают 90% учащихся, из них 100 % учащихся начальных классов, 85% школьников среднего звена обучения и старшеклассников. Большинство учащихся и родителей, как правило, сознают важную роль питания для сохранения здоровья, но недостаточно информированы о том, какие факторы питания являются наиболее важными.
Принципами адекватного, рационального, сбалансированного, щадящего питания являются:
удовлетворение потребности детей в пищевых веществах (белках, жирах, углеводах, витаминах, микроэлементах) и энергии в соответствии с возрастными физиологическими потребностями;
сбалансированность рациона по всем пищевым веществам; максимальное разнообразие рациона;
кулинарная обработка продуктов, обеспечивающая высокие вкусовые качества, сохранность пищевой ценности и безопасность блюд;
исключение из рациона продуктов и блюд, обладающих раздражающими, экстрактивными свойствами, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению состояния здоровья у детей и подростков с хроническими заболеваниями;
учёт индивидуальных особенностей детей, в том числе непереносимости ими отдельных видов пищевых продуктов или блюд.
Для сохранения высокой работоспособности детям и подросткам необходимо соблюдать режим питания. Изменение интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита и, как следствие, расстройству работы органов пищеварения, развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. Учащимся образовательных учреждений требуется 4-5 разовый приём пищи в течение дня. В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком, во вторую – молочно-растительные продукты.
Посещение детьми групп продлённого дня допускается только при обязательной организации для них двухразового питания. В школах района двухразовым питанием охвачено только 50% детей начальных классов.
Современные научные исследования состояния здоровья учащихся показали нарушения витаминного статуса, сопровождающиеся пониженным содержанием аскорбиновой кислоты в крови, ретинола, тиамина, рибофлавина, пиридоксина у детей. В связи с этим целесообразна искусственная витаминизация рациона с использованием витаминных препаратов. В школьных столовых не организована С-витаминизация третьих блюд и выдача поливитаминных препаратов. Для профилактики йод-дефицитных состояний при приготовлении блюд не всегда используется йодированная соль.
Недостатком в организации питания школьников района является составление меню только с учётом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, в связи с чем превалирует углеводная модель питания, при этом уменьшается объём и вес блюд. Примерные рационы питания школьников разработаны не во всех школах и не согласованы с органами Роспотребнадзора, поэтому рационы характеризуются несбалансированностью, использованием крайне ограниченного набора продуктов. В питании школьников мясо и рыба заменяются мясными и рыбными консервами, отсутствуют сыр, яйцо, творог, фрукты.
Для организации безопасного питания в школьных столовых необходимо наладить производственный контроль за работой пищеблоков, активизировать работу бракеражных комиссий школ, приложить все усилия для улучшения материально-технической базы столовых.
Неравнодушным отношением к проблеме, совместными усилиями родителей, педагогов, медиков, работников предприятия общественного питания, органов власти необходимо добиться стопроцентного охвата детей рациональным питанием в школах, так как от этого зависит здоровье подрастающего поколения.