Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

17:00 У археологов-любителей имеется своя точка зрения на происхождение села Порецкого

Порецкая земля – идеальное место для археологов: здесь без особых усилий, действуя простой лопатой, можно за час-два найти огромное количество вещей, возраст которых - не один век. Здесь обнаружены и стоянки древнего человека. Местный археолог-любитель А. Бухаленков с энтузиазмом и рвением изучает историю создания села Порецкого. Вот его точка зрения на данную тему.

«На земле Порецкой народ жил давным-давно, ещё до прихода лобачей. Это поселение старше города Алатыря, судя по тому, что городище, которое находится под Лобачёвым сельцом, относится к 1373 году. Оно было сожжено татарским князем Арапшей. По всей вероятности, нападение было неожиданным, так как в развалинах печей были найдены горшки (керамика) и кухонные ножи, тяпки железные, а ведь в то время железо ценилось очень дорого, и если переезжали в другое место, то эти вещи брали с собой.

Место для жизни было выбрано удачно: рядом два родника – Щемиловский и Цыганский, которые не замерзали зимой. Рядом находился солонец, чтоб можно было выпарить соль. Добывалось и болотное железо, потому что были найдены крицы, оставалось только ковать наконечники копий и стрел, здесь же находились бусы, пряльца и громадные рыбьи плавники, рыбацкие грузила, костяной кочедык для плетения лаптей и кошелей, игрушка оленя из глины, зеркальце медное, которое надевалось на грудь и защищало сердце от копий. Это говорит о том, что тогда ещё не было огнестрельного оружия. Есть там выработки, где добывали железную руду, заключенную в камнях. В районе Цыганского родника была стоянка людей ещё каменного века, где столичные археологи нашли каменные топоры. Селение от самого родника было отгорожено частоколом, это что-то около двух километров. За частоколом идут в два ряда оборонительные рвы, а возле родника насыпан земляной оборонительный вал. Сколько же надо было людей, чтоб всё это построить!

Некогда Сура играла важную роль в торговле. Она течёт навстречу течению Волги восемьсот с лишним километров. Это хорошо для торговли сел в верховьях, самосплавом можно спуститься вниз, намного сокращая путь, минуя Саратовскую клюку. Путь по Волге вверх против течения намного труднее, длиннее и опасней. В верховьях Суры был волок из Волги в Суру, которая там совсем близко подходит к Волге. На этом бойком месте было построено поселение, названное впоследствии Барыш, где торговый люд с окрестных поселений скупал продукты питания на дорогу и товары, и, по всей вероятности, за ценой не стояли. Люди продавали с барышом, то есть с выгодой для себя. Поэтому и назвали Барыш. Зимой делали плоты, а в половодье грузили товары на плоты и, перекрестившись, пускались в путь, имея при себе и лодки.

Путь был опасный: в дороге их поджидали шайки разбойников, многих купцов грабили, если не было надлежащей вооруженной охраны. Так что на берегах Суры должно быть много кладов, ведь разбойники делили меж собой добычу и прятали друг от друга. Спрятал в землю, а сам погиб при очередном налёте, и спрятанная доля награбленного где-то лежит до сих пор.

Расселение людей по реке Суре было ещё при крещении Руси. Язычники, не принявшие христианство, бежали в необжитые места на Суру, создав таким образом Сурскую Русь, не платя никакой дани государству. Противоборство двух религий длилось не один век. Первая церковь была поставлена лобачами, сосланными сюда людьми, в районе Щемиловского колодца. Там жили князья да бояре, народ победнее жался к Суре, занимаясь рыболовством, пчеловодчеством и бондарным ремеслом. После падения Золотой Орды, во времена Екатерины II, как неприкаянные, со своими курнями ездили казаки на ладьях с верховий Суры, сплавляясь до волока, и опять по Суре вниз. Как цыгане, доставляя немало хлопот присурским селениям, они долго хлопотали, чтоб приняли их в российское подданство. Но Екатерина II долго не решалась этого сделать. Наконец они обрели право на жительство и смешались с основными людьми. В языке остались кое-какие названия казаков. Картофельные корни называем – курнями, ухватья – рогачами. Если найдётся на городище захоронение, то мы узнаем, в каком веке это произошло.

Много интересного можно узнать, заинтересовать учащихся школ историей Поречья. На месте, где сейчас улица Растащиха, стояла вековая дубрава, люди берегли её, дубы шли на изготовление гробов (колод), и людей хоронили в этих колодах, а кладбище находилось между пожарной частью и собором. Но сын Петра I повелел срубить дубраву в угоду отцу на постройку кораблей. Значит, этому кладбищу должно быть триста с лишним лет, а Порецкому не четыреста пятнадцать лет, а намного больше. Но для этого надо искать: раз тут был рубеж Нижегородского княжества, значит, тут жили люди. Жили люди и в устье реки Мени. Она раньше текла мимо места, где сейчас стоит заготконтора райпо. Озеро Старая Елховка - не что иное, как русло старой Мени. Надо всё это исследовать, и тогда откроется много интересного».                           



23 января 2007
00:00
Поделиться