Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Школа – центр жизни села

Поэт сказал: «В начале жизни школу помню я». Тем самым он определил значимость школы в становлении и развитии человека. Через руки учителей  проходит все общество. Школа учит, воспитывает, образовывает. Школы нашего района не элитарные  инновационные учреждения, а обычные общеобразовательные учреждения, реализующие государственные стандарты  образования. В  то же время у  наших школ богатая история, замечательные традиции, многие отметили более чем вековой рубеж своего становления, так как в основном открыты в далекие 1870 – 1890г.г. Порецкий район исторически славится педагогическими кадрами, подтверждением  этому стало активное участие в 2006 году наших  учителей, общеобразовательных  учреждений в реализации  приоритетного  национального  проекта  «Образование», открытие экспериментальной площадки в Порецкой СОШ и  её грантовая поддержка Министерством образования  ЧР.

В системе образования  района  в  2006-2007  учебном году: 5 средних  общеобразовательных школ,  две  являются  ресурсными центрами (Напольновская и Порецкая  СОШ), 1 базовая (Кудеихинская  СОШ)  и 2 средних общеобразовательных школы (Анастасовская и Мишуковская СОШ), 8 основных общеобразовательных  школ, 5 детских садов, 7 дошкольных групп в  школах, 3  учреждения  дополнительного образования – РДДТ, ДШИ, ДЮСШ, ГОУ «Порецкая  школа-интернат  для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. И. Н. Ульянова», структурное подразделение Петровского колледжа, филиал Вурнарского ПУ-29. Воспитанием и обучением детей в школах занимаются 236 педагогов. Кадровый потенциал педагогов ОУ района по уровню образования, профессиональности, квалификации позволяет решать современные проблемы учебно-воспитательного процесса. В текущем учебном  году в школах  района обучается 1744 учащихся. В ОУ района работают профессионалы: заслуженные учителя-7, учителя высшей квалификационной категории – 8, более 40% имеют первую квалификационную категорию. Активно внедряют в учебный процесс новые технологии обучения: раннее изучение иностранного языка, информатики. Учителя  Порецкой СОШ (Филимонова Г .И., Якимова Н.Г., Смирнова В.В.,) работают по учебно-методическим комплексам системы развивающего обучения, учитель начальных классов Анастасовской СОШ Ванюшина Е.Н. работает по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, многие используют в своей работе элементы из системы развивающего обучения, работают по новым учебно-методическим комплексам, разрабатывают авторские программы, работают  эффектно и эффективно, а подтверждением этому стало получение премий Президента РФ, ЧР, главы района.

Неблагополучная демографическая ситуация, сложившаяся в целом по России, ведет к сокращению количества школьников. На 385 человек сократилось количество учащихся  в ОУ района по сравнению с 2003-2004 учебным годом. В связи с этим в 2006 г. была разработана  районная программа реструктуризации сети ОУ района, которая определяет основные пути оптимизации районной системы образования, направленные на повышение качества и доступности образования за счет более эффективного использования материально-технической базы, кадровых, финансовых и других ресурсов ОУ. В соответствии с программой изменен статус 7 средних школ, а Гартовская ООШ стала структурным подразделением Кудеихинской СОШ. Родители выбирают качественное образование, их запросы ориентированы на современное состояние образования: раннее изучение иностранного языка, информатики, обучение учителями- специалистами, а не совместителями. Учитывают  родители и рейтинг школы в социальном окружении, а он складывается из результатов ЕГЭ, поступаемости выпускников в вузы на бюджетные места, качественный состав педагогического коллектива и, конечно, условия обучения.

Администрация нашего района образование считает приоритетным направлением, поэтому было уделено большое внимание подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, поощрению лучших школ, учителей, учащихся грантами, премиями, стипендиями. И как результат совместной работы администрации, РОО, педагогических коллективов школ – значительное улучшение материально-технической базы образовательных учреждений.

Самая  крупная и проблемная со дня  ввода Порецкая  школа в этом году радует интерьером, благоустроенностью, а новая крыша школы привлекает внимание всех жителей села. В период подготовки к юбилею  на  глазах менялся облик Напольновской СОШ. Во всех школах проведен текущий и косметический ремонт, не протекают кровли в  Ряпинской и Октябрьской  ООШ, заменены газовые котлы в  Сыресинской и  Анастасовской школах, во многих школах подведена вода, осуществлен монтаж канализационной системы, закуплено холодильное оборудование, в школах созданы комфортные условия обучения и воспитания.

Неплохо оснащаются учебным оборудованием  школы, выигравшие гранты, но в то же время не забываются и малочисленные школы. Так, например, совсем недавно Октябрьская и Козловская ООШ получили новые современные компьютеры, по президентской программе «Школьный автобус» получила новый автобус Анастасовская сош. В образовательных учреждениях имеется 136 компьютеров, которые способствуют развитию интереса учащихся к учебной деятельности. Все школы, кроме Ряпинской  ООШ, имеют выход в Интернет. Две школы подключены к высокоскоростной сети Интернет в рамках национального проекта «Образование» и выходят в Интернет до 31 декабря 2007 года бесплатно. В учебные планы школ с 1.09.06г. введен новый учебный курс “Основы православной культуры”. Педагоги района выезжали на курсы по этому предмету в Москву, курсы проходили на базе Московской Православной Академии. Сетевое взаимодействие школ по профильному обучению проходит апробацию, проведено анкетирование учащихся, семинар с учителями, работающими в профильных классах, и в результате выявлены некоторые проблемы, ситуацию уже поправили во второй четверти. Школа  в настоящее время   выполняет миссию социо-культурного  комплекса,  т.к.  там размещаются дошкольные группы детских садов, модульные библиотеки, медпункты. Учителя  были и остаются носителями знаний, культуры, а  школа остается центром жизни села. 

Учительские коллективы в  создавшихся условиях (малочисленных, малокомплектных школ) находятся в поисках оптимального варианта обеспечения качественного образования. К сожалению, нет разработанных методик и педагогических технологий для обучения детей в малокомплектных школах, учителя в них реализуют индивидуальный подход, личностно-ориентированное обучение и воспитание. Понимают учителя и финансовую ситуацию малочисленных школ, себестоимость обучения учеников в них очень  высока. Ситуация, в  которой находится сельская школа, сложная, отработанного рецепта решения проблем малокомплектной школы нет, поэтому тот путь, по которому мы пошли, создавая базовые школы, на  наш взгляд, на сегодня реальный, разумный. В то же время есть определенные риски и слабые стороны оптимизации сети общеобразовательных учреждений района: пока еще незначительные изменения в содержании образования, идет медленное внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий, не хватает учителей иностранного языка и информатики, уровень здоровья детей требует внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий  и организации полноценного питания детей. Над этими проблемами нам предстоит работать.

В современных условиях  все должно быть подчинено главной цели: образование должно быть доступным, качественным и эффективным, чтобы наши дети в начале жизни вспоминали школу как дом радости, творчества и успеха.



16 декабря 2006
00:00
Поделиться