Школа – центр жизни села
Поэт сказал: «В начале жизни школу помню я». Тем самым он определил значимость школы в становлении и развитии человека. Через руки учителей проходит все общество. Школа учит, воспитывает, образовывает. Школы нашего района не элитарные инновационные учреждения, а обычные общеобразовательные учреждения, реализующие государственные стандарты образования. В то же время у наших школ богатая история, замечательные традиции, многие отметили более чем вековой рубеж своего становления, так как в основном открыты в далекие 1870 – 1890г.г. Порецкий район исторически славится педагогическими кадрами, подтверждением этому стало активное участие в 2006 году наших учителей, общеобразовательных учреждений в реализации приоритетного национального проекта «Образование», открытие экспериментальной площадки в Порецкой СОШ и её грантовая поддержка Министерством образования ЧР.
В системе образования района в 2006-2007 учебном году: 5 средних общеобразовательных школ, две являются ресурсными центрами (Напольновская и Порецкая СОШ), 1 базовая (Кудеихинская СОШ) и 2 средних общеобразовательных школы (Анастасовская и Мишуковская СОШ), 8 основных общеобразовательных школ, 5 детских садов, 7 дошкольных групп в школах, 3 учреждения дополнительного образования – РДДТ, ДШИ, ДЮСШ, ГОУ «Порецкая школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. И. Н. Ульянова», структурное подразделение Петровского колледжа, филиал Вурнарского ПУ-29. Воспитанием и обучением детей в школах занимаются 236 педагогов. Кадровый потенциал педагогов ОУ района по уровню образования, профессиональности, квалификации позволяет решать современные проблемы учебно-воспитательного процесса. В текущем учебном году в школах района обучается 1744 учащихся. В ОУ района работают профессионалы: заслуженные учителя-7, учителя высшей квалификационной категории – 8, более 40% имеют первую квалификационную категорию. Активно внедряют в учебный процесс новые технологии обучения: раннее изучение иностранного языка, информатики. Учителя Порецкой СОШ (Филимонова Г .И., Якимова Н.Г., Смирнова В.В.,) работают по учебно-методическим комплексам системы развивающего обучения, учитель начальных классов Анастасовской СОШ Ванюшина Е.Н. работает по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, многие используют в своей работе элементы из системы развивающего обучения, работают по новым учебно-методическим комплексам, разрабатывают авторские программы, работают эффектно и эффективно, а подтверждением этому стало получение премий Президента РФ, ЧР, главы района.
Неблагополучная демографическая ситуация, сложившаяся в целом по России, ведет к сокращению количества школьников. На 385 человек сократилось количество учащихся в ОУ района по сравнению с 2003-2004 учебным годом. В связи с этим в
Администрация нашего района образование считает приоритетным направлением, поэтому было уделено большое внимание подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, поощрению лучших школ, учителей, учащихся грантами, премиями, стипендиями. И как результат совместной работы администрации, РОО, педагогических коллективов школ – значительное улучшение материально-технической базы образовательных учреждений.
Самая крупная и проблемная со дня ввода Порецкая школа в этом году радует интерьером, благоустроенностью, а новая крыша школы привлекает внимание всех жителей села. В период подготовки к юбилею на глазах менялся облик Напольновской СОШ. Во всех школах проведен текущий и косметический ремонт, не протекают кровли в Ряпинской и Октябрьской ООШ, заменены газовые котлы в Сыресинской и Анастасовской школах, во многих школах подведена вода, осуществлен монтаж канализационной системы, закуплено холодильное оборудование, в школах созданы комфортные условия обучения и воспитания.
Неплохо оснащаются учебным оборудованием школы, выигравшие гранты, но в то же время не забываются и малочисленные школы. Так, например, совсем недавно Октябрьская и Козловская ООШ получили новые современные компьютеры, по президентской программе «Школьный автобус» получила новый автобус Анастасовская сош. В образовательных учреждениях имеется 136 компьютеров, которые способствуют развитию интереса учащихся к учебной деятельности. Все школы, кроме Ряпинской ООШ, имеют выход в Интернет. Две школы подключены к высокоскоростной сети Интернет в рамках национального проекта «Образование» и выходят в Интернет до 31 декабря 2007 года бесплатно. В учебные планы школ с 1.09.06г. введен новый учебный курс “Основы православной культуры”. Педагоги района выезжали на курсы по этому предмету в Москву, курсы проходили на базе Московской Православной Академии. Сетевое взаимодействие школ по профильному обучению проходит апробацию, проведено анкетирование учащихся, семинар с учителями, работающими в профильных классах, и в результате выявлены некоторые проблемы, ситуацию уже поправили во второй четверти. Школа в настоящее время выполняет миссию социо-культурного комплекса, т.к. там размещаются дошкольные группы детских садов, модульные библиотеки, медпункты. Учителя были и остаются носителями знаний, культуры, а школа остается центром жизни села.
Учительские коллективы в создавшихся условиях (малочисленных, малокомплектных школ) находятся в поисках оптимального варианта обеспечения качественного образования. К сожалению, нет разработанных методик и педагогических технологий для обучения детей в малокомплектных школах, учителя в них реализуют индивидуальный подход, личностно-ориентированное обучение и воспитание. Понимают учителя и финансовую ситуацию малочисленных школ, себестоимость обучения учеников в них очень высока. Ситуация, в которой находится сельская школа, сложная, отработанного рецепта решения проблем малокомплектной школы нет, поэтому тот путь, по которому мы пошли, создавая базовые школы, на наш взгляд, на сегодня реальный, разумный. В то же время есть определенные риски и слабые стороны оптимизации сети общеобразовательных учреждений района: пока еще незначительные изменения в содержании образования, идет медленное внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий, не хватает учителей иностранного языка и информатики, уровень здоровья детей требует внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий и организации полноценного питания детей. Над этими проблемами нам предстоит работать.
В современных условиях все должно быть подчинено главной цели: образование должно быть доступным, качественным и эффективным, чтобы наши дети в начале жизни вспоминали школу как дом радости, творчества и успеха.