Школа как социо-культурный центр села
Школы Порецкого района - не элитарные, а обычные общеобразовательные учреждения, реализующие государственные стандарты образования. В то же время у них богатая история, замечательные традиции, многие отметили более чем вековой рубеж своего становления, так как, в основном, они открыты в далекие 1870-1890 годы. Порецкий район исторически славится педагогическими кадрами, и подтверждением этому стало активное участие в 2006 году наших учителей, общеобразовательных учреждений в реализации приоритетного национального проекта «Образование», открытие экспериментальной площадки в Порецкой СОШ и её грантовая поддержка Министерством образования ЧР.
В системе образования района в 2006-2007 учебном году - 5 средних общеобразовательных школ, две являются ресурсными центрами (Напольновская и Порецкая СОШ), 1 - базовая (Кудеихинская СОШ) и 2 средних общеобразовательных школы (Анастасовская и Мишуковская СОШ), 8 основных общеобразовательных школ, 5 детских садов, 7 дошкольных групп в школах, 3 учреждения дополнительного образования – РДДТ, ДШИ, ДЮСШ, РГОУ «Порецкая школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. И. Н. Ульянова», структурное подразделение Петровского колледжа, филиал Вурнарского ПУ-29.
Воспитанием и обучением детей в школах занимаются 236 педагогов. Кадровый потенциал педагогов района по уровню образования, профессиональности, квалификации позволяет решать современные проблемы учебно- воспитательного процесса.
В текущем учебном году в школах района обучается 1 744 учащихся. Здесь работают профессионалы: заслуженные учителя - 7, учителя высшей квалификационной категории - 8, более 40% имеют первую квалификационную категорию. Активно внедряются в учебный процесс новые технологии обучения: раннее изучение иностранного языка, информатики. Учителя Порецкой СОШ (Филимонова Г.И., Якимова Н.Г., Смирнова В.В.,) работают по учебно-методическим комплексам системы развивающего обучения, учитель начальных классов Анастасовской СОШ Ванюшина Е.Н. работает по системе развивающего обучения. Многие используют в своей работе элементы из системы развивающего обучения, работают по новым учебно-методическим комплексам, разрабатывают авторские программы, работают эффектно и эффективно, а подтверждением этому стало получение Премий Президента РФ, ЧР, главы района .
На 385 человек сократилось количество учащихся в ОУ района по сравнению с 2003-2004 учебным годом. В связи с этим в 2006 году была разработана районная программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений района, которая определяет основные пути оптимизации районной системы образования, направленные на повышение качества и доступности образования за счет более эффективного использования материально-технической базы, кадровых, финансовых и других ресурсов. В соответствии с программой изменен статус 7 средних школ, а Гартовская ООШ стала структурным подразделением Кудеихинской СОШ.
Родители выбирают качественное образование, их запросы ориентированы на современное состояние образования: раннее изучение иностранного языка, информатики, обучение учителями-специалистами. Учитывают родители и рейтинг школы в социальном окружении, а он складывается из результатов ЕГЭ, поступаемости выпускников в вузы - на бюджетные места, качественный состав педагогического коллектива и, конечно, условия обучения.
Администрация района считает образование приоритетным направлением, поэтому было уделено большое внимание подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, поощрению лучших школ, учителей, учащихся грантами, премиями, стипендиями. И как результат совместной работы администрации, РОО, педагогических коллективов школ - значительное улучшение материально – технической базы образовательных учреждений: самая крупная в районе и проблемная, со дня ввода, Порецкая школа в этом году радует обновленным интерьером, благоустроенностью, а новая крыша школы привлекает внимание всех жителей села. В период подготовки к юбилею на глазах менялся облик Напольновской СОШ. Во всех школах проведен текущий и косметический ремонт, не протекают кровли в Ряпинской и Октябрьской ООШ, заменены газовые котлы в Сыресинской и Анастасовской школах, во многие школы подведена вода, осуществлен монтаж канализационной системы, закуплено холодильное оборудование, созданы комфортные условия обучения и воспитания.
Неплохо оснащаются учебным оборудованием школы, выигравшие гранты, но в то же время не забываются и малочисленные школы, так, например, совсем недавно Октябрьская и Козловская ООШ получили новые современные компьютеры, по президентской программе «Школьный автобус» получила новый автобус Анастасовская школа. В образовательных учреждениях имеется 136 компьютеров, которые способствуют развитию интереса учащихся к учебной деятельности, все школы, кроме Ряпинской, имеют выход в Интернет. Две школы подключены к высокоскоростной сети Интернет в рамках национального проекта «Образование» и выходят в Интернет до 31 декабря 2007 года бесплатно.
В учебные планы школ введен новый учебный курс основы православной культуры. Педагоги района выезжали на курсы по этому предмету в г. Москву, курсы проходили на базе Московской Православной Академии. Сетевое взаимодействие школ по профильному обучению проходит апробацию, проведено анкетирование учащихся, семинар с учителями, работающими в профильных классах.
Школа в настоящее время выполняет миссию социо-культурного комплекса, т.к. там размещаются дошкольные группы детских садов, модульные библиотеки, медпункты. Учителя были и остаются носителями знаний, культуры, а школа остается центром жизни села.
В современных условиях все должно быть подчинено главной цели: образование должно быть доступным, качественным и эффективным, чтобы дети в начале жизни вспоминали школу как место радости, творчества и успеха.