Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

День памяти политических репрессий

 

В российском календаре 30 октября объявлен Днем памяти жертв политических репрессий. В этот день с болью и горечью обретается память о безвинных жертвах тех далеких исторических лет. С каждым годом людей, подвергшихся репрессиям, остается все меньше и меньше. О трагических событиях раскулачивания на территории нашего района могут рассказать немногие – всего 30 человек, 9 из них проживают в райцентре.

Без слез не может вспоминать те тяжелые времена Полина Ивановна Марковнина (Луконина). В хозяйстве Лукониных держали 2 коровы, лошадь с жеребенком, а также была мельница на двоих братьев.  Полине Ивановне было всего 10 лет, когда ее и всю многочисленную семью Лукониных (15 человек), как врагов народа, выслали из района на поселение. Когда в дом принесли постановление о  выселении, глава многочисленного семейства Иван Иванович Луконин тяжело заболел, и семья даже не похоронила его, не успела, так как в июне 1931 года Лукониных переселили сначала в Ардатовский район Мордовии, а затем в Карагандинскую область. Мужчин поселили отдельно, а женщин и детей определили жить в палатке. В поселении был установлен комендантский час. Жили впроголодь, давали сухой паек и 300 граммов хлеба. Взрослые старались отдать свой паек детям. Наверное, от недоедания и начались болезни, сначала дизентерия, потом сыпной тиф.

Полина Ивановна вспоминает: «Помню, когда выпал снег, к нам в палатку пришел комендант, смахнул снег и велел перебираться в саманный сарай. В сарае тоже было не теплее. Постепенно взрослые начали умирать. Умерла мама, братья Василий и Семен. Когда в живых остались в основном только дети, пришло разрешение забрать девочек родственникам, мальчиков почему-то с поселения вывозить было нельзя…»  Когда не стало старшего брата Полины Ивановны Семена и его жены, в живых остался их 5-летний сын Николай. Ф.Г. Юрин, приехавший за племянницей Пашей Судленковой, единственно выжившей из 12 человек семьи Судленковых,  решил забрать с собой и Колю Луконина. Мальчика одели в платье, повязали платочек…

 Решением собрания бедноты и колхозников дер. Степное Коровино от 30 июля 1931 г. был раскулачен и со всей семьей выслан на спецпоселение в Свердловскую область Сергей Тимофеевич Орлов, где умер 28 июля 1944 года. Его жена Федосья Ивановна Орлова также умерла на спецпоселении 5 августа 1939 года.  В хозяйстве Орловых имелось 1/3 просорушки, 1/3 маслобойки, 1/3 шерсточесалки. В архивной копии акта обыска, произведенного у гр. Орлова С.Т.,  значится 102 наименования вещей, в числе которых самовар никелированный, шуба, кафтан, 2 кр. сарафана, дерюга, портянки – 2, 2 утирки, керосин – неполная стеклянная банка, лен – 4 связки, пшеница – 2 меры.

По решению собрания бедноты и колхозников д. Дурасовка в феврале 1930 года был раскулачен Иван Матвеевич Малахов и члены семьи 8 человек. В архивной справке значится: «Экономическое положение хозяйства: дом, сарай, конюшня, кладовая, амбар, баня, мельница (1/2 часть). В именном списке лиц, лишенных избирательных прав по Дурасовскому сельсовету Порецкого района, от 30 декабря 1931 г. значатся: Малахов И.М., 53 года, жена А.В. 39 лет, сын Петр 20 лет.

В протоколе № 2 заседания Президиума Порецкого райисполкома от 6 января 1936 г. записано: «Слушали: ... по делу восстановления в избирательных правах гр-на д. Дурасовки Малахова Ивана Матвеевича. Гр. Малахов до и после революции до 1921 г. совместно с отцом имели 2-поставную ветряную мельницу… за неуплату индивидуального налога был осужден к 5 годам принудительных работ. За время отбывания принудительных работ документов, характеризующих с положительной стороны, не имеет. Постановили… Малахову в восстановлении избирательных прав отказать»…

Перелистывая архивные дела, приходишь к мнению, что не так уж и богаты были раскулаченные. Сколько лишений им пришлось пережить! Но особенно трудна была  судьба переселенцев. Жили за колючей проволокой, порой в помещениях для скота, продуваемых всеми ветрами. У потомков бывших «кулаков» обиды на государство не осталось, постепенно ушли в прошлое невзгоды и лишения. А вот горькие воспоминания живы в памяти и по сей день.

 

 



01 ноября 2006
00:00
Поделиться