Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Охрана лесов – задача одна из главных

Отмечая семидесятилетие Порецкого лесхоза, приятно сознавать, что в его биографию внесен и мой небольшой вклад в виде двенадцати лет службы в его составе в качестве помощника лесничего Красноглуховского лесничества, а затем инспектора-инженера охраны леса.

Лесная профессия издавна считалась престижной. В былые времена, например, должность лесничего была вровень с барином. И позже, в советский период, она не утратила своего значения и народного почитания. Моя причастность к лесному делу началась с того времени, когда после войны, в 1946 году, мой дядя,  лесничий Спасского лесничества Горьковской области, будучи на краткосрочных курсах при Арзамасском лесном техникуме, прислал мне письмо с предложением поступить на учебу в этот техникум, что я и сделал, окончив его в 1949 году. По окончании был направлен на работу в Архангельскую область в трест «Севтранлес» МПС, где полгода занимал должность инженера лесного хозяйства. Затем три с половиной года армейская служба, а потом работа мастером леса лесоучастка Шумерлинского деревообрабатывающего завода. В 1957 году – помощник лесничего Красноглуховского лесничества. С этого времени начинается отсчет стажа работы в Порецком лесхозе. Через два года меня переводят в аппарат лесхоза на должность инспектора-инженера лесоохраны.

Помню, какой была напряженной тогда обстановка в охране лесов. Массовые самовольные порубки стали настоящим бедствием. Особенно критическим было положение на первом лесохозяйственном участке Порецкого лесничества. Самовольные порубки велись и днем, и особенно по ночам. Они исчислялись тысячами кубометров. Жителям сел и деревень надо было чем-то отапливать свои жилища, а законного откупа леса было недостаточно. В такой кризисной обстановке развелось немало «штатных» лесокрадов, которые, имея своих бычков и лошадей, незаконно заготовленный лесоматериал, годный для строительства, доставляли как в ближние селения, так и дальние – в Сеченовский степной район. Именно в такой нелегкий период мне довелось организовывать охрану леса. Для этого проводились специальные групповые рейды лесной охраны по выявлению лесонарушителей, пресечению порубок леса. Нередко в зимний период патрулирование вели в ночное время, так как лесники в одиночку в своем обходе не могли справиться с лесонарушителями, зачастую своими же односельчанами. В год составлялось до 300-350 актов о лесонарушениях. В судах постоянно рассматривались такие дела, взыскивались крупные суммы штрафов, а в лесхозе был спецсчет, из которого некоторые суммы отчислялись в фонд поощрения лесной охраны.

Конечно, нынче эти факты из жизни лесхоза кому-то покажутся невероятными. Но история, как говорится, упрямая вещь, которую нелишне знать.

Вспоминаю работников лесоохраны того времени, которые добросовестно, с чувством большой ответственности относились к своим обязанностям. Среди них лесники И. Сироткин, Е. Сычев, А. Башаргин, К. Шульпинов, И. Козленков, А. Кончулизов, Н. Денисов, И. Январев,         П. Орлов, П. Федосеев, М. Романов, М. Максимов и другие, к сожалению, многих уже нет в живых…

Не менее напряженной складывалась обстановка и в Напольновской зоне, где также велись массовые порубки леса, который окружали густонаселенные села Напольное, Сыреси, Рындино, Раздольное, Любимовка.

Здесь тоже велись активные действия лесной охраны по пресечению самовольных порубок леса. В организации этой работы большая заслуга участкового лесотехника – объездчика П. Максимова. К сожалению, впоследствии его активность была жестока наказана: какой-то злоумышленник поджог лесной кордон Каньялку, в пожаре сгорело имущество и весь скот.

Среди лесников добросовестность в работе проявляли лесники А. Пинемаскин, Д. Клюковкин, М. Нардин, С. Седойкин и другие.

Но в то время охрана лесов все-таки была не главной задачей коллектива лесхоза. Лесхоз организовывал отпуск леса на корню и вел соответствующий контроль за соблюдением установленных правил. А лесозаготовителей в те годы были десятки, в их числе были такие крупные лесные предприятия, как Шумерлинский, Ибресинский и Кирский лесокомбинаты. Ими вырубались по главному пользованию сотни гектаров, а объемы заготовок исчислялись сотнями тысяч кубометров. Чтобы подготовить лесофонд к рубке, нужно было произвести отводы делянок в натуре и сделать сплошной перечет деревьев, определить кубомассу. Такая же работа велась и с мелкими пользователями, и частными гражданами. 

Лесхоз – это многопрофильное предприятие, выполняющее целый ряд обязанностей общегосударственного значения: выращивание посадочного материала, посадка леса, сбор семян древесных растений, защита лесов от вредителей, от пожаров и лесонарушителей, а в нынешних условиях еще и производственная деятельность, которая и является основой экономического состояния.

Я не являюсь ветераном лесхоза, но какой-то вклад в его 70-летнюю историю все же внес, и рад отметить предстоящий юбилей хотя бы вот этим воспоминанием.

 



28 октября 2006
00:00
Поделиться