Проблемы образования – это проблемы всего общества
(Доклад начальника отдела образования и молодежной политики райадминистрации Г. Малофеевой на районной конференции учителей)
2005-2006 учебный год прошел под знаком реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Замечательно, что на государственном уровне был определен ряд конкретных мер, направленных на поддержку школы. Хорошо, что в первую очередь было решено поощрить лучших учителей, инновационные школы и классных руководителей. Нацпроект придал образовательному процессу новый импульс развития. Радует тот факт, что уже сегодня твердо заявлено намерение государства не только сохранить премии лидерам и выплаты за классное руководство, но и расширить рамки проекта.
Нацпроект прежде всего стимулирует активность учителей и школ в достижении успехов. Конечно, было бы лучше поднять существенно зарплату всем учителям, но первый шаг в этом направлении сделан – отмечены те, кто в равных условиях показывает лучшие результаты. И на перспективу мы должны знать, что идет разработка новой системы оплаты труда педагогических работников, которая поставит зарплату в прямую зависимость от результативности труда.
В нашем районе в конкурсе школ участвовали Напольновская и Кудеихинская СОШ, и отрадно, что оба коллектива попали в список лучших школ, получив премии соответственно в 1 млн. и 200 тыс. руб.
Центральная Порецкая СОШ в этом году не смогла участвовать в соревновании за миллион, так как не выполнила обязательное требование – отсутствие в школе правонарушителей. Обидный, но поучительный факт. Думаю, теперь педагогический коллективи более настойчиво и целенаправленно будет работать по профилактике правонарушений, и на будущий год завоюет премию. Все шансы на победу у Порецкой СОШ были уже в этом году. Она заняла второе место по Чувашии, представив на конкурс инновационный проект «Гармония. Школа полного дня», позволивший удачно интегрировать общее и дополнительное образование. Учащиеся Порецкой СОШ отличились в этом году и на республиканской конференции «Excelsior», заняв призовые места в двух номинациях. Вот уже второй год подряд учащиеся Порецкой СОШ становятся призёрами республиканской дистанционной олимпиады по русскому языку.
Очень надеюсь, что в новом учебном году мы получим ещё больше премий.
Не секрет, что успех педагогического коллектива зависит от профессионального уровня учителей. В районе хорошо знают авторитетных, ярких учителей, преданных своей профессии. Это заслуженные учителя Чувашской Республики Л. Александрова, Е. Вилкова, Н. Борзова, В. Кулясов, почетные работники образования Н. Якимова и Н. Жегалина. Присвоено почетное звание заслуженного учителя Н. Кирилиной. В напряженной работе провела лето М.Архипова, готовясь к конкурсу «Учитель года России – 2006».
И всё же сегодня в центре внимания те учителя, которые смогли пройти жесточайший отбор и выиграть премии Президентов России и Чувашии Л. Глухова, учитель математики Порецкой СОШ, стала обладательницей премии в 100 тыс. руб., и это не случайная победа. Свидетельством неустанного педагогического поиска Н. Кирилиной стал грант Президента Чувашии. Г. Филимонова также получила грант в 10 тыс. руб. В районе немало учителей, достойных гранта, и желаю, чтобы в новом учебном году их опыт заметили и оценили.
Ещё одно направление государственной поддержки образования – воспитательный процесс. В 2006 году выплаты за классное руководство получали в нашем районе 143 учителя, средний размер выплаты составил 704 руб. Повышение оплаты за классное руководство позволило отобрать на эту работу самых ответственных, способных учителей.
В новом учебном году во всех школах района вводится факультатив «Основы православной культуры». Учителя, изъявившие желание преподавать этот предмет, прошли курсы в ЧРИО г. Чебоксары, гимназии №
Национальный проект «Образование» с начала 2007 года предполагает адресную поддержку дошкольного образования и семей, дети которых посещают детсады. В нашем районе охват детей дошкольными учреждениями на сегодняшний день составляет 57%. К сожалению, материально-техническая база детских садов очень бедная. Низкая зарплата привела к тому, что специалисты с высшим образованием покидают детские сады, и в республике район занимает 20 место из 26 по уровню образованности воспитателей детсадов (20% имеют высшее образование). С нового года планируется перевод дошкольных учреждений на республиканское финансирование, что позволит средства местного бюджета направить на улучшение питания и укрепление материальной базы. Но принцип финансирования – нормативный (подушевой) – заставляет уже сейчас позаботиться о наполняемости групп. А дошкольные группы в Сыресинской и Ряпинской ООШ могут не получить финансирования, т.к. не имеют лицензии.
Экономические показатели деятельности школ в районе низкие. В прошлом учебном году средняя наполняемость классов составила 12 человек (по республике на селе 15 чел.), на 1 учителя приходится 7 учащихся (в сельских школах по республике 9 учащихся). Средние расходы на 1обучающегося в 2005 году составили 12616 руб., тогда как по республике 10433 руб. Нормативное же финансирование на 1 ученика из республиканского бюджета составляет 8800 руб. в год. В целях оптимизации сети школ с учетом снижения рождаемости детей, сложных социально-экономических условий в районе принято постановление главы администрации «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений», в соответствии с которым 7 средних школ изменили свой статус и переименованы в основные. Гартовская основная школа присоединена к Кудеихинской СОШ. Здесь остался 1 класс – комплект для младших школьников. Согласно экономическому прогнозу, реструктуризация даст экономию по зарплате более 2 млн. руб. На 1 сентября 2006 года наполняемость классов составит 13,4 учащихся, на 1 учителя приходится 7 учащихся. В районе под сокращение попало 8 учителей, причем 6 из них была предложена работа, но они от нее отказались.
Очень плохо приживается в районе такое прогрессивное и гуманное явление, как патронажное устройство детей в приемные семьи. Приемные дети – это и зарплата, и педагогический стаж, а главное – устроенные, счастливые судьбы детей, оставшихся без родителей. Но, видимо, уровень сознания, духовности не позволяет нам решиться на гражданский и человеческий поступок. Необходимо работать в этом направлении, а службе опеки и попечительства РОО создать банк семей, желающих взять на воспитание ребенка.
Реструктуризация ставит перед школами новые сложные задачи. Это и организация подвоза детей. Автобусов у нас достаточно, и ожидается поступление ещё одного для Анастасовской СОШ, но относимся мы к их эксплуатации без должной бережливости. В Напольном и Анастасове в сентябре необходимо оборудовать гаражи.
Проект перевода школ на кустовые бухгалтерии (Напольновскую, Порецкую, Анастасовскую и Кудеихинскую) имеется и в ближайшее время будет осуществлен. Этот перевод должен изменить потребительское отношение директоров школ на разумный, экономный расчет.
Реструктуризация создаст проблемы как для учителей, не имеющих навыков работы с большим классом, так и для детей, привыкших к индивидуальному вниманию. Но если педагогический коллектив хочет сохранить контингент учащихся, рейтинг своей школы, то сделает всё, чтобы дети и родители были довольны качеством преподавания, внеурочной работой, психологической атмосферой и условиями занятий и подвоза.
К сожалению, сотрудничество школ с местными органами власти, сельхозпредприятиями и организациями у нас в районе еще не поставлено на должный уровень. Конечно, есть положительные примеры заинтересованного отношения к школе, детским садам. Так поддержку Кудеихинской СОШ оказывают конкретно глава сельского поселения В. Лисин, директор Крахмалзавода А. Коннов, директор рыбхоза «Киря» А. Якимов, частный предприниматель Н. Яковлев, они помогли подготовить школу к новому учебному году. Здесь проведен ремонт мягкой кровли, спортзала (причем заменили полы), актового зала, и все расходы взял на себя попечительский совет.
Мы приступаем в этом учебном году к организации профильного обучения в 10 классе, разработали проект сетевого взаимодействия школ. Согласно проекту в районе будет работать 2 ресурсных центра профильного обучения. В Порецкой СОШ 1раз в неделю профильные курсы будут изучать 148 десятиклассников, в том числе из Кудеихинской, Анастасовской, Мишуковской СОШ. Скомплектовано 7 групп по 6 профилям. В Напольновской СОШ будет открыто 2 профиля для 1класса наполняемостью 18 человек.
В новом учебном году будет продолжена практика проведения ЕГЭ в 11 классе. Штатным этот экзамен станет с 2009 года. В этом году 56% выпускников района поступили в вузы по результатам ЕГЭ, причем 6% выпускников поступили в вузы за пределы Чувашии. В прошлом году прошел апробацию в районах Чувашии малый ЕГЭ в 11 классах, и вполне возможно, что в этом году эксперимент дойдет и до нас.
В новом учебном году все школы района переходят на новый базисный учебный план, что означает обязательное введение со второго класса информатики и иностранного языка. К сожалению, в Сыресинской и Сиявской, Октябрьской ООШ нет специалистов по иностранному языку, за что нас постоянно критикуют. Досадно, но молодые специалисты по иностранному языку, обращавшиеся в РОО для трудоустройства, категорически отказались ехать в Сыреси или Сияву.
Обеспеченность компьютерами в целом удовлетворительная, на 1 компьютер в Порецкой, Анастасовской, Напольновской, Кудеихинской СОШ приходится 13 учащихся, но в Октябрьской ООШ всего 2 компьютера. Нет на сегодня выхода в Интернет в Турдаковской, Ряпинской, Никулинской, Сиявской школах, неисправен модем. Сайт Порецкой СОШ третий год подряд занимает призовые места в республиканском конкурсе сайтов, в то же время до сих пор нет сайтов в Анастасовской СОШ и во всех основных школах. Уровень пользования компьютером не может удовлетворять. Только единицы учителей используют компьютер на уроке. В этом году Чувашская Республика получила грант на эксперимент в сфере методической службы, и она будет направлена на распространение ИКТ. Наш район будет обслуживаться межшкольным методическим центром гимназии № 8 г. Шумерля. Планируется в течение года обучить большую группу учителей района.
В районе продолжит работу отделение Вурнарского ПУ-29. В 5 группах будут обучаться 100 человек. В дополнительном образовании продолжит работу детская школа искусств, где будут обучаться на музыкальном отделении 85, на художественном отделении 13 человек. В спортивной школе будет работать 3 секции, 8 групп с охватом 120 человек. Спортивная жизнь оживилась, проведено 20 соревнований, однако в республиканской спартакиаде мы замыкаем турнирную таблицу.
В школах района работа не прекращалась и летом. У нас работало 7 пришкольных оздоровительных лагерей, в которых были заняты полезным досугом 250 учащихся, 3 трудовые бригады, в которых работало 36 подростков. Собрано 16 т лекарственных трав. В школах проведен большой ремонт. Отремонтирована кровля в Турдаковской, Кудеихинской, Октябрьской и Ряпинской школах. Проведен ремонт освещения, электропроводки в Анастасовской, Октябрьской школах, школе-интернате. Смонтирована противопожарная сигнализация в Анастасовской, Октябрьской, Мишуковской школах. В Напольновской СОШ смонтирована подача холодной и горячей воды. Отремонтированы спортивные залы в Кудеихинской, Анастасовской, Напольновской, Октябрьской, Турдаковской, Сиявской, Никулинской школах. Неузнаваемой стала Порецкая СОШ. Здесь реконструирована кровля, система канализации, заменен линолеум, проведен косметический ремонт кабинетов, коридоров, спортзала. Порецкая СОШ включена в республиканскую инвестиционную программу, по которой в этом году выполнено работ на 3 млн. руб., в 2007 году планируется выделение 8,5 млн. руб. на монтаж вентиляции, благоустройство территории. На завершение строительства Семеновской ООШ планируется выделить 20 млн. руб.
С замечаниями, предписаниями, но школы приняты и готовы встретить детей. Теперь важно наполнить школы содержанием – современным качественным образованием.