Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Порецкая школа: в режиме развития

Порецкая средняя общеобразовательная школа – это школа, дающая отличные знания, обеспечивающая полноценное развитие ребенка, заботящаяся о здоровье детей - физическом и нравственном. Это школа, где вспитывают учеников, способных превзойти своих учителей. В школе комфортно и детям, и педагогам, и родителям. Это - школа развивающаяся, и в то же время - имеющая стабильные основы. Это - школа, где есть место творческому вдохновению, напряженному труду, волнениям и тревогам, это - школа, где умеют работать и устраивать праздники, где царит взаимопонимание, доверие и любовь.

В учебном 2005 году в школе обучалось  772 ученика. Здесь работает  67 учителей с высшим образованием, 6 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 35 – первую, 3 учителя – звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики».

За 72 года существования школа выпустила 7 361 ученика, 185 получили аттестаты особого образца - с золотым и серебряным тиснением.

В 2005-2006 учебном году на одни «5» закончили учебу в школе 112 учащихся, на «4» и «5» - 298. Здесь каждый пятый выпускник - ударник или отличник,  каждый год растет количество медалистов, здесь умеют не только учиться, но и отдыхать, радоваться жизни. Почти вся школа с 1 по 11 классы занимается танцами (руководитель кружка - М. Климова), поет в ансамбле (руководители - Т.  Волкова, И. Малофеева), поддерживает форму в спортивном зале (руководитель - В. В. Шильников).

Рейтинг школы так высок, что сюда едут учиться учащиеся почти из всех школ района, а также - воспитанники районной школы-интерната.

Почти вся начальная школа занимается  по развивающим программам «Школа – 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Школа России».

Одни из первых перешли на «Школу-2100»: В. Смирнова – учитель высшей категории и Г. Филимонова – педагог с 15-летним стажем, победитель районного конкурса «Учитель года-1999», победитель в номинации «Внеклассное мероприятие» республиканского конкурса «Учитель года-1999», в 2006 году получила Грант Президента Чувашской Республики. Они с большим увлечением работают по новой программе. Результаты и в самом деле убедительные: дети успешно справляются с контрольными срезами по математике, составленными по образовательному минимуму с опережением на полгода.

Другая развивающая программа, выбранная учителями начальных классов, – «Гармония». По ней работают  учитель высшей категории - М. Лявина и педагог первой категории - Н. Глухова.

Заметить в ребенке ростки творчества и развивать их – кредо Н. Якимовой, педагога с большим стажем, Почетного работника общего образования. С 2005-2006 года Надежда Геннадьевна начала работать по программе «Перспективная начальная школа». Программу «Школа России» осваивают учителя начальных классов С. Ершова, Е. Вилкова, Е. Подмарькова.

В текущем году  в школе начала работать психологическая  служба (психолог Т. Гаранина). Вместе с чуткими социальными педагогами Е. Ефремовой, О. Холодновой, Л. Лушниковой они создают условия трудноадаптируемым детям, помогают быстрее влиться в коллектив, найти поддержку и помощь у учителей, обрести друзей.

С 2005 года школа работает в режиме полного дня. Ей присвоен статус «Республиканская экспериментальная площадка» - для реализации проекта «Создание и апробация модели «Школа полного дня». Цель проекта – организовать послеурочную коллективную деятельность учащихся в интересах формирования гармонично развитой, социально активной личности.

В дополнительном учебном плане второй половины дня такие необходимые в наше время занятия как информатика (причем, 3-4 классы учатся работать непосредственно на компьютере), английский язык (со 2-го класса), риторика (в 4-х классах). Кроме того, педагоги дополнительного образования проводят занятия по ритмике, художественной росписи, ведут хор. Чтобы дети не уставали, предусмотрены прогулки на свежем воздухе, обед, смена разноакцентированных пространств (кабинет информатики-спортзал-библиотека-актовый зал-спортивная площадка-кабинет музыки).

Продолжая работать в рамках эксперимента, авторский коллектив (заместители директора по УВР - Л. Глухова и Г. Филимонова, учитель информатики А. Пичугин) разработали программу «Гармония». Главное в ней – помочь каждому ученику раскрыть его творческие способности, определить свое место в мире, раскрыть перед ребенком мир Света, Добра и Красоты. Три ведущих направления познания мира (научное, духовное и художественное) легли в основу разработки экспериментальной программы. Данная программа позволяет наиболее полно объединить учебную и   внеучебную деятельность учащихся 1-11-х классов. Преимущество школы полного дня при обеспечении развития учащихся состоит в том, что школьники в течение нескольких часов после уроков находятся под контролем, им обеспечена возможность заниматься в благоприятных условиях, есть горячее питание, оказывается помощь при выполнении домашнего задания. Неоценима помощь для работающих родителей и тем семьям, где нет необходимого надзора и условий для занятий и отдыха ребенка.

Около 70% учащихся школы охотно остаются в школе полного дня. В новом учебном году вся школа с 1 по 11 классы будет работать в этом режиме.

С 2006 года станут традиционными творческие отчеты в школе полного дня. Настоящим праздником стал отчет, состоявшийся в мае. Здесь можно было увидеть прекрасную выставку «Хохломской росписи» (руководитель Е. Прохорова), услышать, как играет на фортепиано юная гордость школы - Е. Чеботарева, насладиться духовным песнопением А. Сазгина, увидеть группу девочек  в новых нарядных костюмах для танцев, специально сшитых к этому дню.

Авторы программы «Гармония» принимали участие в Республиканском фестивале инновационных образовательных программ и проектов «Инновация – путь к обновлению образования». Программа заняла II место в номинации «Инновации в управлении». Ее авторы  получили сертификат на право использования денежных средств фонда «Чувашия» на обучение педагогов в Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования в г. Москве 18-28 сентября 2006 года. Не каждая школа может гордиться научным руководителем! А здесь он есть. Это - кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры педагогики ЧГПУ им. И.Я.Яковлева   Е.Г. Шаронова.

Школа является активным участником всех республиканских конкурсов по внедрению методов индивидуализации обучения и информационных технологий в образовательном процессе. В течение 3-х последних лет школа является победителем республиканского конкурса «Лучший сайт образовательных учреждений Чувашской Республики» в номинациях «Лучшая web-страничка благоустроенной школы», «Районное образовательное учреждение».

Опыт заслуженного учителя Чувашии, учителя высшей категории - Г. Малофеевой неоднократно освещался в журнале «Народная школа», а в 2004 году опубликован ее материал в центральном журнале «Литература в школе» (№2). Главный секрет ее мастерства – в эмоциональном воздействии на души подростков, в особой проникновенности манеры преподавания, в современной, живой трактовке классики. Призовые места, занятые ее учениками на районных и республиканских предметных олимпиадах и конкурсах сочинений, а также победа в районном конкурсе и звание лауреата в республиканском конкурсе «Учитель года-2000» – закономерный результат ее подвижнической работы.

Интерактивное обучение – обучение, в ходе которого обеспечивается максимальное взаимодействие не только с другими людьми, но и с опытом, освещенным в источниках, использует на своих уроках Л. Александрова, почетный работник общего образования, победитель районного конкурса «Учитель года-1998».

Еще один метод личностно ориентированного обучения – метод проектов – освоили учителя английского языка М. Ершова и А. Волкова. И на этих уроках ребята работают в группах, сформированных исходя из уровня знаний и психологической совместимости. Сотрудничество в группах помогает и сильным, и слабым ученикам. Так дети учатся не только говорить по-английски, но и работать в команде, что особенно пригодится в жизни. Главная же задача – создать и защитить проект. Так, были разработаны проекты «Семья» (5 класс), «Праздники» (8 класс), «Олимпийские игры» (10 класс), «Экологические проблемы» (11 класс).

Педагог Л. Глухова ведет углубленное изучение математики, давая такие разделы вузовской программы, как «Решение неравенств обобщенным методом интервалов», «Решение уравнений пятой степени с помощью теоремы Безу» и так далее. Результаты неустанного поиска Л. Глуховой - налицо. Средний балл на ЕГЭ по математике в ее классе в 2004 году составил  4,3. В 2002, 2004 и 2006 году Л. Глухова участвовала в XII и XV, XVI республиканских фестивалях учителей математики и была удостоена дипломов в номинации «Мастер-класс» и «Педагогическое мастерство». В 2002 году была награждена премией Президента Чувашии. В 2006 году получила грант Президента Российской Федерации.

Учитель русского языка и литературы М. Архипова стала призером республиканского конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2005». Сейчас она готовится защищать честь Республики на Всероссийском конкурсе «Учитель года России-2006».

В школе пытаются создать систему работы с одаренными детьми. Она – лидер по количеству призовых мест в районных предметных олимпиадах. Ученики нашей школы принимают активное участие в республиканских конкурсах.

Школа – региональный представитель математической игры «Кенгуру», языковедческой - «Русский медвежонок», культурологической - «Золотое руно».

Доброй традицией становится ежегодное проведение в школе Дней науки. По разным предметам, секциям ребята готовят рефераты, доклады. В  год духовного просвещения  на районной научно-практической конференции «Гуманистическая роль образования: православие и воспитание» приняли участие и учителя, и учащиеся школы. Многие были награждены грамотами, была организована экскурсия в монастырь, геологический, краеведческий и национальный музеи г. Алатыря.

Ведущая идея педагогического коллектива в воспитательном процессе – формирование творческой личности на основе развития самоуправления, эстетического чувства и высокой нравственности. В школе разработаны воспитательные программы: «Здоровье», «Общение и культура», «Мой край родной», «Учение», «Досуг», «Образ жизни», «Профессия».

В рамках программы «Здоровье» проводится много мероприятий: первенство школы по футболу, «Веселые старты», «Дни здоровья», «Мама, папа, я – спортивная семья». На районных соревнованиях спортсмены школы – неизменные лидеры. В 2006 г. школа заняла почетное III место в игре «Зарница» и получила премию в размере 5000 рублей, стала вновь победителем спартакиады школьников района.

Для учащихся 9-11 классов часто организуются встречи с наркологом и психологом ЦРБ, инспекторами ГИБДД, участковыми РОВД, помощником прокурора. Школа тесно сотрудничает с Центром занятости населения, который предоставляет работу всем желающим подросткам.

На базе школы проводятся олимпиады, конкурсы, соревнования, творческие встречи, конференции.

Школа – в центре культурной жизни села. Учащиеся являются частыми посетителями районной модельной библиотеки, картинной галереи, краеведческого музея. Во внеурочное время 60% учащихся посещают школу искусств, спортивную и конно-спортивную школу, Дом детского творчества. В школе работает 9 кружков по интересам и 5 спортивных секций. С энтузиазмом учителя готовятся к новым экспериментам, считая, что без движения вперед, жизнь не столь интересна, как в развитии.

В 2006-2007 учебном году на базе Порецкой СОШ будет открыт ресурсный центр профильного обучения. Чтобы сформировать профильные группы, были изучены образовательные потребности будущих десятиклассников, проведена работа среди учителей и родителей. Среди учащихся было проведено анкетирование по выбору профильных курсов. Будущие десятиклассники выбрали 5 профилей: социально-экономический, информационно-технологический, естественно-научный, социально-гуманитарный, оборонно-спортивный. Часть учеников остановила свой выбор на универсальном  (непрофильном) обучении.

Кроме того, в ресурсном центре будет работать профильный класс Петровского колледжа по специальности «Менеджмент в туристской отрасли, торговле». На сегодняшний день желающих поступить в профильный класс Петровского колледжа и получить вместе с аттестатом о среднем образовании диплом о среднем профессиональном образовании - 20 человек, и прием продолжается.

Все учителя школы прошли курсовую подготовку в РИО по профильному обучению и разработали профильные курсы, которые нацелены на углубленное изучение предметов и подготовку к ЕГЭ. Профильное обучение – это прекрасная возможность реализовать себя еще в школе: как в  предметном, так и в прикладном направлении.

Сетевое взаимодействие школ  по организации профильного обучения будет строиться на основе договора о совместной деятельности РОО и школы. Еще один договор, на основании которого будет строиться сетевое взаимодействие школ на базе нашего ресурсного центра – это договор о сотрудничестве с Петровским колледжем.  Администрацией Порецкой СОШ  разработано Положение о ресурсном центре профильного обучения, в котором определены  задачи, участники образовательного процесса, юридический статус и функции ресурсного центра, Положение о порядке организации профильной подготовки. Установлены правила приема в профильные классы, порядок перевода учащихся из одного профильного класса в другой, проведение промежуточной аттестации в конце каждого полугодия и повторной аттестации учащихся профильных классов.

В настоящее время в школе созданы Совет школы, Попечительский совет, научное общество учащихся «Поиск», активизировалась деятельность ученического самоуправления.

Много делается в школе и для укрепления материально-технической базы. За последние 2 года она оснащена современным оборудованием более чем на 1 млн. рублей. Полностью укомплектованы  2 кабинета физики, поставлено прекрасное спортивное оборудование, оснащены учебные мастерские. Школа имеет 21  компьютер (на один компьютер приходится 31-40 учащихся), 2 мультимедийных проектора, выход в Интернет, свой сайт, электронную почту, комплект оборудования для спутниковой приемо-передающей станции, наглядные пособия по биологии, географии, истории, русскому языку, электронные учебники.

Проведенный в августе ремонт сделал школу до неузнаваемости обновленной. Благодаря слаженной работе коллектива работников, родителей и учащихся школы, помощи администрации района, предприятий и организаций: ОАО «ГиПор», ФГУ «Порецкий лесхоз», ГП «Порецкое ДРСУ»,   ООО   «Порецкагропромэнерго», МУП «Объединение предприятий ЖКХ Порецкого района», Порецкое РАЙПО, дети будут учиться в благоустроенной школе.

Школа с энтузиазмом готовится к участию на получение Гранта Президента Российской Федерации в 2006-2007 г. и мечтает выиграть 1 миллион рублей.                                                 


28 августа 2006
00:00
Поделиться