Публичный доклад МСОУ «Кудеихинская СОШ»
Если посчитать, сколько нашей школе лет, то оказывается возраст у неё достаточно солидный и серьёзный. Первое упоминание о нашей школе встречается в записках И.Н.Ульянова в 1869 году: «Школа в селе Кудейхе помещается в церковной караулке, занесенной сугробами снега, буквально промерзшей насквозь. В день моего приезда я обнаружил трех мальчиков, которые плохо читали по слогам». В год коронации Николая II в селе была открыта церковно-приходская школа в собственном здании, где обучалось 30 человек из деревень Кудеиха, Шадриха, Кожевенное. В 1930 году школа размещалась в двухэтажном деревянном здании в центре села. В 1991 году гостеприимно раскрыла свои двери для учащихся новая школа со светлыми просторными классами, широкими коридорами, актовым и спортивным залами, столовой, кабинетами труда и информатики.
В настоящее время Кудеихинская СОШ работает по Программе развития школы, принятой на заседании педагогического совета № 2 от 31 октября
Основной целью Программы является дальнейшее развитие системы образования, внедрение нормативно-правовых, организационных основ для проведения в жизнь государственной политики в сфере образования.
С 2005 года школа является базовой. Охват учащихся обучением до достижения 15-летнего возраста составляет 100%. За последние три года количественный состав учащихся практически не меняется. В этом году школа примет 122 ученика, в том числе 28 учащихся из сел Гарт и Сиява.
Результаты успеваемости за последние три года подтверждают, что наблюдается позитивная динамика улучшения качества обучения учащихся по следующим предметам: русский язык, математика, физика, литература, история, английский язык, география.
В школе с 2003-2004 учебного года введено раннее обучение английскому языку, а с 2004-2005 раннее обучение информатике. Школа предоставляет возможность работать (на платной основе) на компьютерах в кабинете информатики. Доходы от оказания платных образовательных услуг реинвестируются в школу.
На протяжении пяти лет показатели сдачи ЕГЭ по основным предметам не ниже среднереспубликанских.
Участие в районных олимпиадах:
В школе постоянно проводятся срезы знаний, контрольные работы, общественные смотры знаний, дни открытых дверей. Администрация школы проводит мониторинговые исследования по основным направлениям реализации учебной и воспитательной деятельности. Учителя участвовали в социальных проектах «Инновации в образовании», республиканских и всероссийских конкурсах, награждены Дипломами победителей.
Педагогический коллектив школы широко внедряет в образовательный процесс инновационные методы и технологии обучения.
Учителя начальных классов используют методику развивающего обучения Л. Занкова, внедряются элементы методики Кушнера, методику В.Зайцева, французскую методику ЖЗФЭНа, экспериментальный метод.
Учителя старшего звена на уроках развития речи по русскому языку используют ассоциативный метод, на уроках литературы медленное чтение методом «Инсерт», имманентный анализ текста; на уроках географии используется проектная методика; на уроках истории – блочно-модульное; физики – деятельностное обучение, блочное изучение тем; математики – проблемное обучение. Учителя в своей практике широко используют поисковую и исследовательскую работу, «философские столы», деловые, ролевые и творческие игры, «блиц» и круговой опрос, парно-групповую работу; эвристический метод.
Для качественного процесса обучения используются информационные технологии, технические средства обучения.
Учителями разработаны авторские программы:
Кирилина Н.П. «Программа культуры родного края»
Одним из важнейших этапов модернизации образования является организация профильной и предпрофильной подготовки учащихся. С 2004-2005 учебного года коллектив школы начал работу по предпрофильной подготовке учащихся. Совместно с центром занятости среди учащихся 8-10 классов была проведена профориентационная работа: дети писали сочинения «Самая важная профессия на земле», «Кем я хочу быть»; принимали участие в районном КВНе «Много профессий хороших и разных»; посещали предприятия своего района; участвовали в конкурсе рисунков «Калейдоскоп профессий». Проводятся классные часы по теме «Я выбираю профессию».
В начале учебного года проведено анкетирование среди учащихся 8-9 классов по выбору элективного курса.
По результатам опроса школа определила профили – информационно-технологический и социально-экономический. В 2005-2006 учебном году в школе велись занятия по данным профилям. Для обучения предпрофильных классов в школе имеется соответствующая база (14 современных компьютеров), хорошо подготовленные кадры.
Целевыми программами на приоритетных направлениях развития школы являются следующие: «Одаренные дети», «Национальная школа», «Образование и здоровье», «Воспитание подрастающего поколения», «Информатизация образования».
Программа «Одарённые дети» предусматривает разработку мероприятий, связанных с диагностикой умственного и психического развития детей, разработку учебных программ для детей с опережающим развитием, создание банка данных об одарённых детях.
Успешны дети, успешна школа. Мы гордимся своими учениками. За успехи, достигнутые в учебе и особую творческую целеустремленность лучшие учащиеся школы стали стипендиатами главы Порецкого района.
Школьный клуб «ОАЗис» занял второе место на республиканском конкурсе «Молодежная инициатива».
В основе программы «Образование и здоровье» - диагностика физического и психологического развития детей, оздоровительное направление, разработка и проведение комплекса учебно-оздоровительных мероприятий.
Высокой социальной и гуманитарной ценностью является здоровье детей. Для школы остается актуальной проблема сохранения здоровья учащихся. Особую ответственность приобретает работа школы по формированию у нее ценности здоровья и здорового образа жизни. Обучение здоровью в школе основано на стратегии, направленной на устранение угроз здоровью и формирование безопасного поведения, путем повышения знаний, обеспечивающих отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Что делает школа для этого?
Проводится исследование соответствия физической подготовленности и физического развития учащихся возрастным нормам, уровня сформированности у них навыков ЗОЖ и умения применять их в повседневной жизни посредством проведения Дней здоровья, классных часов.
На протяжении ряда лет в школе действует волейбольная секция, занятия секции проходят в современном, хорошо оборудованном спортивном зале. На территории школы имеется большая спортивная площадка с футбольным полем, беговыми дорожками, хоккейная площадка, спортивные снаряды для занятий гимнастикой и легкой атлетикой. Спортивный зал работает до 20.00 ч. В школу в небольшом количестве, но ежегодно поступает спортивный инвентарь, в 2006 году были получены теннисный стол, ракетки, мячи, маты. Ежедневно перед началом уроков в школе проводится утренняя зарядка в течение 10 минут. В обязательном порядке на уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз и пальчиковая гимнастика. С 2002 года добавлен третий час физической подготовки во всех классах. За период с 2003 по 2006 гг. наблюдается динамика снижения заболеваний опорно-двигательного аппарата, вирусно-инфекционных и желудочно-кишечных заболеваний, не происходит снижения остроты зрения, нет травм среди учащихся.
Ежегодно школа принимает участие в районных спортивных играх «Зарница» и «Орленок» и разного рода соревнованиях.
Педагогика сотрудничества предполагает развитие творческих и физических способностей детей, неоднократно мы выезжали на районные соревнования: заняли III место в легкоатлетической эстафете на приз газеты «Порецкие вести», III место по волейболу на приз Героя Советского Союза Н.Г.Безрукова. В ноябре 2005 года школьная волейбольная команда заняла I место на районных соревнованиях, посвященных Герою Советского Союза Артемьеву Ф.А. Учителя школы осваивают новые здоровьесберегающие технологии – переход от традиционного к инновационному подходу в обучении. Классные руководители создают условия для перевода учащихся, родителей в позицию людей, заинтересованных в поддержании здорового образа жизни. Установлены хорошие взаимоотношения между школой, семьями учащихся и общественностью. Привлекается сельская медицинская служба для консультаций и поддержки.
В школе разработан цикл классных часов «Обучение здоровью». Школьная агитационная бригада на районном конкурсе «Здоровому все здорово» заняла 2-е место, а на республиканском творческом фестивале «В здоровом теле – здоровый дух» агитбригада была отмечена Благодарностью министра образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Был разработан проект «Безопасная дорога», который включал в себя изучение улучшения ситуации с безопасностью на дороге. Группы учащихся на районном конкурсе «Знаток правил дорожного движения», «Фигурное вождение велосипеда», заняли 1-е место.
В старшем звене начал действие проект «Школьный участок», который включает в себя не только изучение ситуации с использованием школьного участка, разработку предложений по улучшению школьной территории, но и практическое участие школьников в этом проекте.
Программа «Воспитание подрастающего поколения» ориентирована на современную систему воспитания и предусматривает возрождение на новом качественном уровне детских, подростковых и юношеских ученических движений, организаций, широкое использование народной педагогики, народных традиций в нравственном, трудовом воспитании.
Воспитательная работа в школе строится на принципах ученического самоуправления. До 2004 года в школе работал Совет старшеклассников и избирался Президент школы, с 2004 года в школе действует клуб «ОАЗиС» и Совет старшеклассников. Разработано Положение, определяющее статус и порядок ученического самоуправления, определены цели и задачи клуба «ОАЗиС», разработана структура управления ученического Совета старшеклассников, утвержден гимн и герб клуба, принят Кодекс Совета клуба и Законы школы. Совет старшеклассников работает по следующим направлениям: образование, культура, спорт, милосердие, правопорядок, экология, патриотизм, связь с общественностью. Работа клуба была отмечена Грамотой Министерства образования и молодежной политики ЧР в 2005 году. Результат воспитательной работы таков: за последние три года учащимися школы не было совершено правонарушений.
Одна из важных программ «Информатизация образования» предусматривает создание единого информационного пространства, развитие банка мультимедийных педагогических разработок.
Для ресурсного и финансового обеспечения развития образования предусматривается широкое внедрение в работу результатов научных исследований, повышения эффективности использования внебюджетных средств, заработанных школой, средств спонсоров, обеспечение школы квалифицированными кадрами.
На сегодняшний день в школе существует кабинет информатики, где имеется 14 современных компьютеров, т.е. в среднем один компьютер на 8 учеников; 2 сканера, ксерокс, факс. Школа подключена к Интернету, имеется спутниковая тарелка. Ученики принимают участие в дистанционных олимпиадах, осуществляют поиск информации в Интернете. Кудеихинская СОШ имеет свой сайт в Интернете. В 2004 году сайт школы занял 10-е место в республиканском конкурсе. В 2006 году сайт электронных музеев занял 1 место в районном конкурсе сайтов среди школ района (www. kudeiha. narod. ru). Все учителя на уровне пользователя владеют компьютером. У пяти учителей и восьми учащихся имеются компьютеры дома. В школе пополняется фонд электронных учебников. Уроки химии, МХК, математики, географии ведутся в компьютерном классе. В кабинетах истории и физики установлены компьютеры для постоянного пользования. Кабинет информатики используется для дополнительной работы по предметам и оказания дополнительных услуг.
В коллективе трудится 14 педагогов, из которых 4 имеют высшую квалификационную категорию, 4 – первую 4 – вторую. Коллектив школы творческий, перспективный. Средний возраст учителей составляет 38 лет. Задача педагогического коллектива на 2005-2006 учебный год: «Создание условий для получения качественного образования».
Педагогический коллектив постоянно повышает уровень профессиональной подготовки: учителя периодически проходят курсы повышения квалификации; проходят аттестацию; принимают участие в районных, Республиканских и Всероссийских конкурсах педагогического мастерства.
Материальная база школы - один из показателей качества образования. В феврале 2005 года Министерством образования Чувашской Республики нашей школе был сделан поистине царский подарок - в школу поступило десять новых современных компьютеров, а в ноябре этого же года в школу поступил комплект компьютерного оборудования (сканер, ксерокс, факс, принтер, два компьютера) по программе «Реформа образования»; обновляется библиотечный фонд; поступают электронные учебники. В 2006 году сделан косметический ремонт кабинетов, ремонт мягкой кровли, актового зала, практически завершен ремонт спортивного зала. В школе имеется участок, шесть соток, продукция со школьного участка идет на удешевление питания учащихся.
10 лет работает филиал ДШИ, класс баяна и фортепиано посещают 15 детей. В спортивной секции по волейболу, от ДЮСШ, занимаются 22 учащихся. На общественных началах работает творческая группа хорового и вокального пения, театрального искусства, художественного чтения, которая готовит и проводит православные праздники. Творческую группу посещает 30 учащихся школы. В каникулы занятия в этой группе посещают и городские дети. Учащиеся школы посещают кружки в СДК: театральный, танцевальный, сольного пения, драматический – 35 человек. Общее количество учащихся, охваченных дополнительным образованием, составляет 90 %. Хорошие партнёрские отношения сложились с предприятиями и организациями, расположенными на территории района. Осуществляется методика сотрудничества с предприятиями и организациями, которые находятся на территории нашего поселения. Хорошие контакты налажены с ООО «Подсобное хозяйство РАЙПО», ОАО «Порецкий крахмал», ОАО «Киря», ТД «Капитал», Кожевенское лесничество, ДОУ «Рябинка», церковь, СДК, сельская библиотека, фельдшерско-акушерский пункт. Многие из вышеперечисленных организаций являются нашими спонсорами.
С 2005 года в школе работает Попечительский Совет – орган общественного самоуправления.
На протяжении пяти лет активно помогают и сотрудничают со школой бывшие ее выпускники: Н.И. Яковлев, А. Ю. Коннов, Ю. И. Яковлев, В.Н. Майоров, А. Н. Володяшкин, А. С. Лисин, В. Н. Лисин, Н. П. Лушников, С. А. и В. А. Демидовы (к слову сказать, последний является общественным управляющим Попечительского совета школы).
Школа не стоит на месте - впереди у нас большие планы: создание оптимальной модели школы, позволяющей получить разноуровневое образование, в том числе и элитное; обновление содержания образования на основе современного развития науки; развитие классов с углубленным изучением ряда учебных дисциплин; создание условий для изучения культуры родного края и чувашской литературы; использование параллельных и альтернативных учебных планов, программ и учебных пособий; укрепление и развитие материально-технической базы.
В заключение хочу поблагодарить районный отдел образования, учеников, учителей, работников школ района, и, особенно, коллектив нашей школы, наших спонсоров, всех, кто не равнодушен к проблемам образования, за поддержку.