Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

К вопросу о воспитании духовности

Размышления педагога после краткосрочного обучения в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М. Шолохова на базе Московской Православной Академии по программе «Преподавание предмета «Основы православной культуры». Академия располагается в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре – уникальном памятнике крепостной архитектуры XVI-XVII вв.

О том, что эти курсы пользуются большой популярностью, говорят следующие факты. Должно было приехать 250 слушателей, а прибыло почти в два раза больше из 54 епархий нашей страны. Невозможно перечислить все регионы, но для примера приведу несколько названий: Ямало-Ненецкий АО, Нижегородская, Московская, Курская, Белгородская области, Ставропольский край, Новосибирск, Томск, Омск, Тюмень. Приехало 26 слушателей из Чувашии (наш район представляли Вилкова М.М., учитель русского языка и литературы Семеновской школы, и автор статьи), были педагоги из Минска, Украины, Прибалтики. Контингент слушателей – педагоги школ, вузов, детских садов, директора школ, управленцы, а из Екатеринбурга приехал председатель родительского комитета школы Неталиев В.Ш.

Чем вызвано стремление введения в школьную образовательную программу предмета «Православная культура»? Ответ очевиден – обеспокоенность нравственным состоянием общества нашей страны, и в первую очередь тем, что люди становятся более жестокими. Наблюдается рост агрессивности в детской среде: об этом говорят цифры увеличения преступности среди несовершеннолетних. Нам всем известно, что человек не приходит в этот мир исключительно ориентированным на добро. Ему приходится мыслить и учиться делать доброе. А без представления смысла и цели жизни человеку невозможно не только обучаться, но и правильно жить. Да, в школах говорят о добре и зле на уроках, классных часах, но почему-то дети не становятся лучше. Нравственный кризис в обществе становится все более глубоким. Что было упущено в системе воспитания? Почему общество пришло к такому состоянию, которое можно назвать как бездуховность? Вот эти вопросы и рассматривались на лекциях, преподаватели отвечали на самые разные вопросы, поступавшие от слушателей в конце каждого занятия.

В итоге я сделала для себя вывод: получая об-разование, мы, по своей сути, остались необразованными в вопросе, а что же понимается под духовностью? Частенько употребляем это слово, находим ему толкование в словарях, а оказывается, все объяснил довольно просто архимандрит Платон, профессор Московской Духовной Академии, в нескольких словах: «В России в XIX веке слово «духовность» не было принято произносить вообще. В тот век сказали бы: «Какой благочестивый и праведный человек!» Как звучит: благочестивый и праведный. И все понятно, что этот человек живет по правде, творит добро, честен и порядочен, милосерден, держит слово – сколько прекрасных человеческих качеств можно перечислить, а названо- то всего два слова!

На курсах освещались вопросы: как противо-поставить разрушительным тенденциям, существующим сегодня в нашем обществе, истинные духовные и культурные ценности России, как воспитывать, на каких примерах будущих граждан России? На лекциях были и зам. министра культуры России, и депутат Госдумы, на которых был обрушен шквал вопросов, касающихся тревожного положения на телевидении по пропаганде нездорового образа жизни, по несовершенному законодательству в нашей стране о продаже алкогольной продукции. Чувствуется по ответам, что положение дел по этим вопросам не будет исправлено быстро, как нам хотелось бы. Есть ли выход? В какой-то степени, да. Если мы хотим воспитать детей духовно, то есть необходимость пересмотреть наши образовательные программы для того, чтобы Россия могла выжить и сохранить свою уникальную культуру. Должна быть сохранена передача тех духовных и личностных ориентиров, на которых держалась наша страна несколько столетий. На сегодняшний день хранителем духовного опыта нашего народа является православие, и школа должна этот опыт перенимать, тем более, что 2006 год объявлен президентом Чувашии Н. Федоровым Годом духовного просвещения.

На открытии первого Фестиваля духовной куль-туры в 2005 г. министр образования и науки РФ А. Фурсенко сказал о том, что приобщение к православной культуре - это не только реальная возможность, но и возможность приобретения устойчивых гражданских и жизненных ценностей. Так вот, выстроить образовательную концепцию предстоит нам  - педагогам, родителям, управленцам. В школе мы даем не только теоретические знания, но и должны развивать чувства совести, прививать нормы чистой нравственности, создавать духовную атмосферу в целом. А понять, что же представляют духовные законы, поможет нам знание основ православия. По словам архиепископа Тверского и Каширского Виктора, «Духовное состояние кристаллизует как весь внутренний мир человека, так и его отношение к людям, природе, делам, вещам, потому что дух творит себе формы… Пренебрежение духовными законами неотвратимо влечет за собой крах всего строя жизни во всех его ипостасях – личной, семейной и общественной». Так что давайте думать, как должна строиться наша образовательная система в районе. Для примера хочу привести данные по Белгородской области, в которой знакомство с православной культурой начинается в детском саду, а затем продолжается в школах и вузах.

В заключение слова благодарности настоятелям храмов сел Кудеиха и Семеновское - отцам Павлу и Андрею - за оказание материальной и моральной поддержки. Благодаря этой поездке мы получили не только знания, но и имели возможность участия в богослужениях Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.



05 августа 2006
00:00
Поделиться