Поречье нуждается в помощи
Тяжелое наследство досталось нынешнему главе администрации Порецкого района Юрию Скрипилину. Куда ни кинь, всюду клин. Без питьевой воды задыхаются несколько деревень Поменья; по кирпичикам разрушается единственная в райцентре школа; в предаварийном состоянии здание центральной райбольницы... Но какой прок критиковать прошлое руководство. Ситуацию нужно переламывать любой ценой.
ШКОЛА СТРАДАЕТ ОТ ВОДЫ...
За десять лет республика построила много школ. Одну из них в 2000-м открыли в Порецком. Этот день местные педагоги до сих пор вспоминают как один из самых долгожданных в своей жизни. Но ‘радость длилась недолго. Открывали школу, не принятую к эксплуатации. Учащихся туда не пустили, а погнали обратно в старое здание. Потом строители второпях доделывали свои бесчисленные недоделки.
Но первая же весна показала: лучше бы они не торопились. С лучами солнца школа “заплакала”. Причем кровля протекала не в одном месте, а по всей огромной площади. Здание трехэтажное, потолок верхнего этажа и стены сразу же покрылись темными пятнами, со временем - плесенью. От вечной сырости образовался грибок ядовито-зеленого цвета.
Не только вечно протекающую крышу оставили после себя строители. Вот линолеум на полу. Он весь усох, вылез из-под плинтусов, местами отклеился. Стыдно зайти в туалеты, невозможно в них, пардон. справить естественную нужду, не получится и руки помыть. Страх наводят окна. Рассказывают, в одном классе прямо во время урока плохо закрепленный оконный блок со скрипом подался наружу...
Иногда здесь проявляют чудеса изобретательности, спасаясь от протекающей крыши. Об одном чисто порецком изобретении расскажу подробнее, авось пригодится таким же бедолагам. Берете плафон от люминесцентной лампы, одним концом кладете на табуретку, другим - в ведро. Вода по наклонной сама бежит в ловушку. В Порецкой школе водосборники на каждом шагу. Они неотъемлемый элемент интерьера.
Правда, иногда школе пытались помочь. Как это сделал бывший глава в октябре прошлого года. Конечно, не самое лучшее время заниматься кровлей, но что поделаешь - выборы на носу. Завезли в школу кругляк и начали сооружать стропильную систему. Хотели как лучше... Истоптали и без того худую мягкую кровлю так, что она превратилась в решето. Всю зиму убирали снег с крыши. А в третьей четверти перешли на двухсменку, ведь на 3-м этаже круглосуточно собирали воду.
Сейчас кровлю доделывают. Усилиями нового главы на ее реконструкцию заложили в бюджет нынешнего года 3,5 млн. рублей, изыскали возможность дополнительно выделить еще один миллион. Но, чтобы порецкие детишки могли учиться нормально, этого крайне мало. Деньги нужны на звукоизоляцию спортзала (без нее вся школа гудит как барабан). Надо отремонтировать весь третий этаж, довести до ума вентиляцию и канализацию, поменять электропроводку. “Если все делать как положено, то потребуется до 30 миллионов рублей, а если только самое необходимое - 15, - считает начальник отдела образования райадминистрации Г. Малофеева. - Хотелось бы, чтобы нас поддержала республика и включила в инвестиционную программу”.
Вся надежда поречан на это. Сами все, что смогли, по сусекам наскребли.
...А ПОМЕНЬЕ ЗАДЫХАЕТСЯ БЕЗ ВОДЫ
Из поселка Никель Мурманской области Разборовы переехали в деревню Коровино Порецкого района 9 лет назад. Бывшие работники горно-металлургического комбината сами построили дом. Он только внешне похож на сельский, внутри - как городская .квартира: ванная, туалет, газ. В этот перечень следовало бы добавить и водопровод, но... Разборовы, как и все жители Поменья, задыхаются без питьевой воды. “Да была она, была, только куда-то пропала”, - в один голос твердили все, с кем удалось встретиться.
“Жители трех сел - Бахмутово, Анастасово и Коровино - больше всего и страдают от нехватки питьевой воды”, - подтвердил глава администрации района Ю.Скрипилин.
Эта проблема совпала с началом строительства гипсовой шахты “ГиПор”. Думали, на исчезновение воды повлияла она. Но геологи говорят, что шахта ни при чем - уровень и пласты воды другие. Но народу это не объяснишь”. Некоторые, по словам руководителей района, грозят перекрыть трассу. Им не объяснения нужны, а воду подавай.
...”Сынок, мы баню топим раз в два месяца, - заголосила баба Юля, всю жизнь проработавшая в школе учительницей биологии. - Сын приедет, натаскает воды из скважины, тогда и топит. И дедушку помоет”. Старики живут одни. Воду из колодца, что перед домом, пить нельзя - она вся “с глистами, пиявками и подобной нечистью”. Старики, как и вся деревня, таскают воду флягами из скважины. До нее неблизко. Здешние огороды поливает только дождь. Более молодые селяне для скота и других нужд возят воду на машинах. Конечно, если она есть. Если нет, то делятся водой с соседями. Например, у Ванюшиных система улавливания дождевой воды устроена так, что сперва наполняется собственная емкость, а потом жидкость по трубам подается в хозяйство соседней немощной старухи. Вот еще одно порецкое ноу-хау.
Пять лет назад жители Анастасова обратились к местным органам власти с просьбой решить проблему с водой. Тут в дело вмешалось Минприроды республики. Общими усилиями в Поменье появилось 7-8 разводочных скважин. В Анастасове она считается еще и эксплуатационной. Но, по сути, это времянка. Вода в ней хорошая, соответствует всем стандартам. Осталась малость: поставить башню Рожновского, проложить трубы по улицам, установить колонки и... Но дело в том, что все эти расходы район не осилит. За водоснабжение Поменья надо взяться всем миром. Какую-то часть расходов взял бы на себя район, на что-то потратилось бы население, мог бы свою долю внести “Гипор” (что бы там не говорили геологи, вода в Поменье, думается мне, пропала не без участия этой уважаемой организации), но без помощи республики тут не обойтись. Поречане очень надеются на Президентскую программу “Питьевая вода”, в которую они пока попасть не сумели. А проект водоснабжения у них почти готов.
ЛЕЧЕНИЕ С РИСКОМ ДЛЯ ЖИЗНИ
Болеть - занятие не из приятных. К тому же лечиться в Порецкой райбольнице... опасно для жизни. Квалификация врачебного персонала тут ни при чем. Дело в том, что стационар райбольницы, построенный 25 лет назад, находится, по определению специалистов, “в предаварийном состоянии”. Реконструкции он не подлежит. “Смотрите, - показывает главврач Е. Галкина на кирпичную кладку между вторым и третьим этажами. - С января нынешнего года огромная стена стала уходить вовнутрь здания”.
Действительно, этот чудовищный прогиб заметен даже невооруженным глазом. Нетрудно представить, что творится в палатах, где лежат больные, - трещины величиной с кулак! Постоянная их заделка ничего не дает. Озадаченные медики пригласили экспертов. Их приговор зданию стационара суров: в нынешнем виде эксплуатации не подлежит; последние два этажа необходимо снести. Но такой вариант стационара не устраивает уже больницу. Необходимое количество койкомест там обеспечено не будет. Как быть?
“Выход есть, - предложили руководители района. - Больницу со всей ее инфраструктурой можно перевести в комплекс зданий местного профучилища”. Действительно, вариант идеальный. Тут можно разместить и поликлинику, и стационар. За идею ухватился и Минздрав. Министр Н. Суслонова приехала в Порецкое уже на следующий день после заключения специалистов о невозможности дальнейшей эксплуатации стационара. Посмотрела на здания, которые район предлагает под больницу. Понравилось.
Но прежде чем пустить туда больницу, в корпусах бывшего профучилища необходим ремонт. По подсчетам руководителей района, реконструкция потребует миллионов 25. У района таких денег нет, и тут могла бы выручить адресная инвестиционная программа. На будущий год республика готова выделить на реконструкцию райбольницы 8 миллионов рублей, но, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, нужен проект. Его тоже нет. А удовольствие это дорогое - проект стоит 1-1,5 млн. рублей. Где их найти району, бросившему все силы на школу?
Допустим, поречане затянут пояса и необходимый миллион на проект найдут. Но есть ли гарантия, что реконструкция больницы будет включена в инвестиционную программу? Не окажутся ли деньги, выделенные на проект, потраченными зря?
В. ВАДИМОВ.
(“Советская Чувашия” №139 от 22.07.2006 г.).