Из прошлого о Порецком
Красивы порецкие места. Поднимешься по крутому склону на высокий берег Суры, оглянешься вокруг, и перед тобой открывается на десятки километров низкое правобережье, сплошь покрытое густой зеленью лесов. То тут, то там поблескивают зеркала озер, которых здесь множество.
Весной в половодье Сура выходит из берегов, и весь низкий берег превращается в необъятное море. А когда вода войдет в берега, наступят теплые дни, Сура становится настоящей красавицей. Быстро несет она свои воды вниз к величавой Волге. Добра она к людям. Чистую струю и бодрящую прохладу она дарит им. А рыбы в ней! А зверья в лесах! Не эти ли обстоятельства послужили манящим огоньком, привлекшим тех первых поселенцев, которые выбрали именно тот высокий мыс на берегу Суры и основали на нем с.Порецкое? Откуда же они появились? Знают ли это сами поречане? Наблюдательный собеседник может еще задать другой вопрос: почему же поречане не окают, как все нижегородцы, а акают? Откуда у них московский говор?
В ходе борьбы Русского государства против Казанского ханства чуваши еще в 1546 году отпали от Казанского ханства, а в 1551 году полностью и окончательно присоединились к Русскому государству. Новые окраинные земли царское правительство превратило в места ссылок провинившихся и инакомыслящих дворян и помещиков.
Их этапом доставляли до Пензы, откуда они, спускаясь по Суре, основывались на необжитых местах. Одна из партий ссыльных русских из-под Москвы, попавших в немилость царю, поселилась «по реце» или «по рецке» (по- старославянски), т.е . по речке. Так появилось селение Порецкое. Некоторым из ссыльных, в отличие от других, брили лбы. Они селились отдельно и образовали деревню Лобачево, входящую в современное село Порецкое. Есть мнение, что одними из первых основателей Порецкого явились ссыльные из города Углича, сторонники царевича Дмитрия, замешанные в делах убийства Битяговского и Качалова и сосланные Борисом Годуновым.
Одним из первых владельцев Порецкой вотчины был князь А.Ю. Сицкий. В грамотах 1616 года о пожаловании ему этой вотчины говорится, что князю разрешено «лес сечь в черемисских бортных угожьях за рекой Сурою».
Что же это за «Черемисы»? На территории современной Чувашии до прихода булгар- чуваш в 10 в. жили финно-угорские племена - большей частью черемисы (мари). Это обстоятельство оставило свой отпечаток и на более поздний период. Вплоть до 15-16 вв. в русских документах чувашей называли «черемисы» или «горные черемисы». В данном случае следует подразумевать чувашей.
Как же появились чуваши на тех землях, где теперь в основном живет русское население? Из истории известно, что чувашские крестьяне с давних времен занимались бортничеством - сбором дикого меда в отдаленных от их селений «бортных ухожьях» в присурских и заволжских лесах. Были такие ухожья даже в лесах левобережья Суры.
После присоединения этого края к России правительство закрепило бортные ухожья за общинами ясачных крестьян нерусских народностей, обложив эти угодья специальным «медвенным» оброком, приносящим огромные доходы казне.
Указанные же в грамоте князю Сицкому бортные ухожья принадлежали общинам деревень: Седелево, Тугаево, Шугурово и др. Тугаевской волости Цивильского уезда. Они владели лесами, сенокосами, пахотными землями и другими угодьями на площади до 40 тыс. десятин на правобережье Суры, в бассейнах ее притоков Кири и Теновки. Эти земли находились почти за
До 1714 года Порецким поместьем владели Нарышкины, затем оно было передано дворцовому ведомству. После восшествия на престол императрица Анна в 1731 году села Порецкое и Семеновское и деревню Лобачевку пожаловала своему фавориту графу С.А. Салтыкову.
Сын его П. С. Салтыков, вступив во владения поместьем, сначала эти угодья взял в аренду. В документе 1753 года говорилось, что общины деревни Седелево сдали в аренду графу П. С. Салтыкову «старинную свою землю, которая имеется под селом Порецким на реке Кире по обе стороны Шугуровского по Алгашинское владение до речки Теновки дедовского и отцовского своего владения и бортовых угодьях Седелевского владения Поляну Круглую, Долгую, что слывет Кудеевская, Тугаевского владения поляну Лебозову с глухими лесами и всеми полянами, что в наших дачах есть, с лесом, сенными покосами, с пашенною землею и со всеми угодьями».
Этот договор для отдаленных крестьян - чуваш оказался последним: на арендованных землях с начала появились промышленные предприятия вотчинников. Затем вотчинники вовсе перестали признавать владельцев-крестьян, и вся огромная территория в сорок тысяч десятин оказалась в полной собственности Салтыковых, которые основали здесь селения: Кудеиху, Кожевенное и Сияву. Граф П. С. Салтыков на этих землях построил стекольную «фабрику», затем в 1743 году основал писчебумажную «фабрику». Для налаживания производства стекла Салтыков купил специалистов стекольного дела - работных людей у московского купца И.И. Мокеева из с. Колбино Волоколамского уезда. В 1752 году эта фабрика изготовила 56 ящиков оконных стекол на сумму 650 руб. На фабрике работало около 60 человек.
Писчебумажная фабрика просуществовала около трех десятков лет. На ней производилась “разных сортов бумага”. Как стекло, так и бумага, продавались в городах Чувашии и вывозились также в Казань. От Салтыковых Порецкое поместье перешло к Мятлевым. Сын Мятлева, Иван Петрович Мятлев, вращался в литературных кругах Петербурга. Был завсегдатаем литературного салона княгини Сютрюковой. Дружил с Пушкиным, затем с Лермонтовым.
Предполагают, что по пути из Оренбурга в свое имение Большое Болдино Пушкин провел одну ночь в именье Мятлевых, но подтверждений пока нет.
Имение Мятлевых сохранилось по сей день. В главном господском доме в 1872 году Илья Николаевич Ульянов, тогда инспектор народных училищ Симбирской губернии, открыл учительскую семинарию.
В декабре 1947 года в связи с 75-летием Порецкому педагогическому училищу было присвоено имя его основателя И.Н. Ульянова. Ныне там школа- интернат.