Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

В сегодняшней жизни – кризис духовности

В последнее время в печати большое внимание уделяется 2006 году, объявленному президентом Чувашской Республики «Годом духовного просвещения». Утверждается, что именно духовная культура лежит в основе процветания нации. Какими путями, какими средствами возможно добиться духовного просвещения народа? Из публикаций в печати усматриваются несколько путей. Есть мнение, что характер человека складывается до пяти лет, а привычки, приобретенные в молодости, становятся спутниками на протяжении всей жизни. Посему перед родителями и педагогами стоит задача вовремя предупредить духовную апатию, безнравственность, безразличие и другие отрицательные черты поведения в обществе, характера.

Утверждается, что воспитать в человеке нравственность невозможно без обращения к православной культуре. Но наша страна многонациональная, поэтому утверждение о приоритете православной культуры несостоятельно. А что же означает духовность? В толковом словаре Ожегова-Шведова русского языка говорится: «Это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. А душа – это внутренний, психический мир человека, его сознание».

Насколько сложно и порой трудно объяснить эти понятия, можно привести примеры многообразия поведения человека. Пример, предан душой и телом, вложить душу в дело, от всей души, жить душа в душу, душа болит и так далее. Вот как много понятий о душе, духовности выработало человечество в процессе своей жизненности, общения друг с другом.

Бесспорно, решать ее нужно, начиная с детского возраста, сначала в семье, а потом в школе. И ничего плохого не будет, если в школах введут факультативный курс «Основы православной культуры». Естественно, это как предмет познания истории православия. Известно, любые знания способствуют расширению кругозора человека, его осмысленному отношению к многообразию аспектов действительности. Но вот вопрос: в какой мере эти уроки окажут влияние на подростков и насколько серьезно они приобщатся к религии, будут духовно богатыми, добрыми, справедливыми, достойными гражданами страны?..

В понятии “духовность” особо важной составляющей являются интеллектуальные интересы человека, именно они и становятся путеводителем, определяют жизненный путь, в котором краегольным камнем является трудовая деятельность. И только она для людей – источник благосостояния: это и пища, и жилище, и одежда, и все остальное, что необходимо иметь в жизни. Именно это и составляет материальную ее сторону. Вот на этом поприще и происходит противостояние духовного начала с материальным, между которыми, по идее, должен соблюдаться некий паритет, равновесие.

Однако сегодня в обществе мы видим, как материальные интересы явно преобладают над духовными. Страсть, жажда наживы любыми способами: тут и казнокрадство, и финансовые подлоги, и воровство, грабежи, убийства, наркомания, терроризм…

Безудержная гонка обогащения представлена в виде шикарных коттеджей, дач, фешенебельных квартир, дорогих автомобилей, престижной и антикварной недвижимости за границей, старинных дворцов, скоростных катеров и яхт. И это не весь перечень материального безумства богачей, бизнесменов, олигархов, на счетах которых миллионные, миллиардные банковские вклады.

Погоня за деньгами, как говорят в народе, длинным рублем, с верхов стремительно опускается на низы, захватывая в свои цепкие щупальца рядовых служителей бизнеса, вынужденных приверженцев золотого тельца. А духовность уже забыта.

И вот молодой человек, оканчивая школу или вуз, вступая в самостоятельную жизнь, с головой окунается в среду, растлевающую всякую духовность и высокие принципы человеческой морали. И помогут ли тут полученные в семье и школе знания истории православной веры, азов христианства вырваться из паутины порочной действительности?

Нынче пророчат религию на помощь не только школе, но и армии. Так, на недавно состоявшемся в Москве общероссийском совещании прокуроров Генеральный прокурор страны В. Устинов внес предложение ввести в армии институт священнослужителей, сославшись на бытовую практику в царской России. Видно, такое от безысходности положения. Неужели и впрямь проповедники от церкви вместо армейских командиров смогут навести порядок и морально-психический климат в войсках? Весьма и еще раз весьма сомнительно. А есть ли статистика верующих в армии? Если и есть, то это число мизерное. Выходит, религиозные проповедники будут нужны лишь отдельным, незначительному числу военнослужащих.

Не секрет, что в нынешней армии сплошь и рядом неуставные отношения, так называемая дедовщина, побеги со службы, расстрел друг друга, суицид. Далеко до должного порядка и уставной дисциплины среди командного состава. Конечно, меры по наведению порядка в Вооруженных Силах принимаются, но уповать на религиозных проповедников – это нонсенс. В дореволюционной России при царе в армии служили парни в основном из крестьян, которые в подавляющем большинстве были верующими людьми. Естественно, для них нужен был священник.

Есть мнение, что порядок в армии наступит с приходом на службу контрактников. Весьма сомнительная надежда. Ведь состав контрактников будет формироваться на добровольной основе в основном из молодых людей, не нашедших применения своим силам на гражданке. И можно предположить, из какой категории молодежи будут комплектоваться войска. И количество всевозможных конфликтов в такой среде наверняка не убавится.

Вспоминается время, проведенное в армии в трудные послевоенные 1950-1953 годы. В течение трех с половиной лет довелось служить в составе Северной Группы войск в Польше. За все это время службы вообще не было дедовщины. Характерно, за все это время в нашем подразделении не было ни одного случая неуставных отношений как среди рядовых солдат и сержантов, так и офицерского состава. Мы жили-служили дружно, как одна семья, хотя она и была многонациональной. Служили вместе со старослужащими, а по-нынешнему “дедами”. Кстати, наши “деды” были не в пример нынешним: их армейский стаж составлял аж 7 лет. Для нас, новичков, они были как старшие братья, наставники и воспитатели.

Служба в армии в те годы была священным долгом и гражданской обязанностью каждого молодого человека. Проводы в армию превращались в некое торжество: с напутственными речами, пожеланиями и, естественно, скупыми слезами матерей и близких, свойственных долгому расставанию. И никаких истерик и причитаний по этому поводу, и это во время совсем недавно окончившейся Великой Отечественной войны, унесшей столь много человеческих жизней…

Отлынивание от воинской службы якобы по каким-то объективным причинам: по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам – было явно осуждающим мотивом. Считалось: молодой человек, не призванный в армию, неполноценный, с каким-либо природным недостатком. Сейчас же имеем сплошь и рядом негативное отношение к службе в армии: это и страх  попасть в горячие точки, и пресловутая дедовщина, и возможность лишиться жизни… И нет былого патриотизма, чувства гордости, что ты защитник Отечества. А сколько случаев подкупа в военкоматах, лишь бы не идти в армию.

Нынче состоянием дел в армии озабочены и депутаты, и комитеты солдатских матерей, и члены общественной палаты, и в целом общественность. Естественно, прежде всего правительство и военное руководство. Недавно на состоявшихся в Госдуме слушаниях по военной проблематике Министр обороны С. Иванов сказал, что армия – это неотъемлемая часть нашего нынешнего общества, в котором же все благополучно, а дедовщина, по словам министра, начинается уже с детского сада. Министр, в частности, внес предложение создать в армии институт армейских воспитателей сродни прежних политруков, а младших командиров – сержантский состав комплектовать из контрактников. При условии, чтобы младшие командиры проживали вместе с солдатами. Весьма ценные для армии предложения. В связи с этим опять же вспоминаются годы армейской службы. Именно так проходила наша служба: сержанты-командиры отделений жили в казарме вместе с солдатами и старшина роты здесь же, хотя в отдельном помещении. Порядок, дисциплина и никакой дедовщины. И если переходить на контрактную основу сержантского состава, то целесообразна предварительная подготовка в специальных училищах.

Духовное просвещение – это не единственная кампания. Оно и не пилотный проект, а долгий, постоянный процесс воспитания моральных, гуманитарных, устойчивых поведенческих качеств человека в современном обществе. Воспитание, обучение в семье и школе должно брать за основу подготовку молодых к активной трудовой деятельности, а духовное просвещение – как элемент этой важной работы. Молодежи с детства необходимо прививать вкус к какой-то деятельности, шире знакомить с азами многочисленных профессий, выявлять у подростков природные склонности. В школе – это обязательные уроки труда, кружки по интересам, экскурсии на крупные современные предприятия, посещение музеев, тематических выставок, походы по родному краю…

Диапазон познавательной тематики обширен. Все это возможно осуществить в любой школе, тем более в крупных, с большим числом учащихся. Так, в Порецкой школе недавно открылся клуб «Юный геолог», наставником на общественных началах является Анатолий Паничкин. Увлекшись геологией 20 лет назад, он не прекращает свое хобби, несмотря на возраст, и по сей день. В кружке уже двадцать школьников. В расписании изучение предмета геологии как науки, знакомство с природой родного края, сбор экспонатов минералов для альбомов и коллекций. И вовсе не исключено, что кто-то из членов кружка впоследствии станет профессиональным геологом. Жизненная практика показывает, что именитые музыканты, художники, актеры, танцовщики истоками своих дарований обязаны школьным кружкам.



26 апреля 2006
00:00
Поделиться