Дорога жизни и скорби
Дорога по улице 1-я Набережная райцентра стала по-настоящему знаменитой, памятной вехой Великой Отечественной войны, словно, ледовая Дорога Жизни по Ладожскому озеру, спасшая блокадный Ленинград. Сравнение, конечно, несопоставимое, но символическое. По Первонабережной мостовой, выложенной камешек к камешку вручную прежними старателями-дорожниками в грозный июнь 1941 года, как началась война, и, почитай, во все последующие военные годы по ней уходили на фронт добровольцы и граждане, призванные военкоматом. Это была единственная дорога, по которой уходили на войну со всего района. А за ее твердью по родной земле – водная переправа через Суру в весенне-летний период и осенью до морозов по временному на деревянных сваях и раздвижных понтонах мосту. И далее путь лежал опять по суше через Кудеиху на железнодорожную станцию Шумерля.
Сколько человек за войну проделали этот короткий, но судьбоносный отрезок военной биографии? Известно, что из района призвано было более восьми тысяч человек мужчин и женщин, и лишь менее половины из них прошли этот путь вторично, когда вернулись с войны и вспомнили последние минуты расставания с родным краем и шагнули в тревожную неизвестность.
Нынче улица 1-я Набережная причислена к историческим местам районного значения, о чем свидетельствует установленный стенд с соответствующими данными об участии поречан в войне и потерях.
Эти мысли возникли у меня в связи с появившимся в районной газете сообщением о том, что на состоявшемся 16-17 февраля с. г. в Чебоксарах на 2-ом Международном туристическом форуме был показан мультимедийный проект “Очарование Поречья” о перспективах развития туризма в муниципалитетах на опыте Порецкого района. Кстати, в районе пока никакого опыта нет. И главное: под реализацию проекта будет выделяться несколько миллионов рублей. И далее утверждается, что “возможности туризма в районе не просто реальны, они перспективны и даже масштабны”.
Что ж, туризм – дело заманчивое. Но, согласитесь, он потребует создания многосторонней инфраструктуры: комфортабельное жилье, современный общепит, бытовой сервис и так далее. Туристам необходимо создать удобства для свободного перемещения автотранспорта, чтобы обозреть нашу природу, насладиться ее красотами и богатством. А для этого нужны хотя бы проезжие дороги: лесные, пойменные, луговые.
Это как бы прелюдия к моей главной теме. Для туристов, несомненно, потребуются и пешие маршруты. Так вот я и предлагаю один такой. Это пешие прогулки по нашей знаменитой дороге по улице 1-я Набережная села Порецкого, Дороге жизни и скорби, которую, естественно, нужно благоустроить, привести в первозданное состояние, выложив бутовым камнем, не асфальтируя. Но этот маршрут следует продолжить: через реку Сура перекинуть постоянный подвесной пешеходный мост, благо нынче нет никакого судоходства, кроме легких лодок частных владельцев, пропуск которых будет вполне возможен. Итак, пешеходный туристический маршрут, начинающийся по улице Первонабержной, продолжится прохождением по подвесному мосту и затем в пойменные просторы ближнего Засурья.
И последнее. Если мы хотим увековечить память о войне на улице 1-я Набережная, то у входа на нее вместо стенда-однодневки надобно установить бы стелу с аналогичной надписью, а на берегу Суры на месте пристани постамент с надписью об ее исторической значимости для Порецкого района, о временах, когда по Суре было активное судоходство.
Сооружение подвесного пешеходного моста через Суру будет еще одной достопримечательностью старинного села Порецкое в новом обличии, какой еще нет не только в Чувашии, но и во всей округе. А капитальный железобетонный мост через Суру, возведенный три десятка лет назад, будет новому мосту старшим братом.
Строительство подвесного пешеходного моста возможно объявить народной стройкой с привлечением средств районного бюджета, организаций, предприятий и жителей села, которым этот мост так необходим. Уверен, что с его пуском на знаменитой Первонабережной будет настоящее паломничество. Кстати, именно так и надо назвать улицу, без арифметического номера.