Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

В интересах населения, в интересах детей

Реструктуризация сети общеобразовательных школ, которую планировали в нашем районе последние 4 года и на которую долго не могли решиться, все же состоится. На днях администрацией района принято постановление, согласно которому с 01.09.2006 г. в районе остается 5 средних школ (Порецкая, Кудеихинская, Анастасовская, Напольновская, Мишуковская), 7 школ реорганизуются в основные (Козловская, Октябрьская, Никулинская, Семеновская, Турдаковская, Сыресинская, Сиявская), Гартовская основная школа реорганизуется в начальную. Чем вызвано такое решение?

Прежде всего, заботой о повышении качества образования. Ни для кого не секрет, что в малокомплектных школах учитель вынужден ради нагрузки вести 2-3 предмета. Такие “универсалы” не могут знать глубоко преподаваемую дисциплину. В малых школах района не хватает учителей информатики, физики, иностранного языка, русского языка, литературы, истории, физкультуры, музыки, технологии. Здесь много работающих пенсионеров, утративших желание обновлять содержание  и методику преподавания. Квалификация педагогов в малых школах ниже, чем в базовых. Учителя с высшей категорией работают только в Порецкой  и Кудеихинской средних школах. В названных школах и Мишуковской СОШ практически часть учителей имеет первую категорию.

В базовых школах работают учителя, зарекомендовавшие себя на конкурсах профессионального мастерства: Филимонова Г.И., Глухова Н.А., Лявина М.М., Подмарькова Е.А., Смирнова В.В., Александрова Л.Т., Архипова М.В., Глухова Л.М., Рассказова Л.Г. (Порецкая СОШ), Полумордвинова И.Н., Выставкина Т.Е., Кирилина Н.П., Жегалина Н.С., Белянчикова Г.Ю., Рябова Л.Ю. (Кудеихинская СОШ), Куторкина М.Н., Шабалкина Н.В., Петрова Н.В., Демкина Н.И. (Напольновская СОШ), Ермакова И.И. (Мишуковская СОШ).

Среди учеников малых школ значительно меньше призеров районных олимпиад, не говоря уже о республиканских призерах. В прошлом учебном году ученики Порецкой СОШ завоевали 35 призовых мест на районных и 5 призовых мест на республиканских олимпиадах, тогда как школы района или совсем не проявили себя, или, в лучшем случае, заняли 1-3 призовых места. В пользу крупных школ свидетельствуют результаты ЕГЭ и поступаемости в вузы. Около 70% выпускников Порецкой, Кудеихинской, Напольновской школ в 2005 году поступили в вузы, тогда как в Никулинской, Козловской школах из 11 выпускников поступили в вузы только по 1 ученику.

Реструктуризация необходима и для успешной социализации детей, т.к. занятия в классах с наполняемостью в 20 человек создают условия для  взаимообогащения, развития конкурентоспособности, коммуникативных навыков.

Программа реформирования образования, реструктуризации сети общеобразовательных учреждений осуществлялась в Чувашской Республике самым активным образом в 2002-2005 гг. Сама жизнь, ситуация резкого сокращения рождаемости привели к закрытию и реорганизации школ. За эти годы в республике было закрыто более 80 школ и реорганизовано более 200 школ. Политика существенной поддержки крупных школ реализовывалась через программы “Ресурсные центры” и “Базовые школы”. В Напольновскую СОШ, благодаря финансированию Международного Банка реконструкции и развития, поставлено современного оборудования почти на 4 млн. руб. В Порецкую, Кудеихинскую, Анастасовскую школы – на сумму около 2 млн. руб. Это оборудование для мастерских, спортзалов, кабинетов физики, химии, информатики, биологии, математики, а также компьютеры. В 2006 году в Порецкой СОШ запланировано оборудовать 12 учебных кабинетов.

Логика подсказывает, в оснащенных школах должно заниматься как можно больше учащихся.

Приведенные выше факты говорят о том, что огромные затраты на малые школы не оправдывают себя (в Гартовской ООШ расходы на 1 ученика в 2005 г. составили 52813 руб., в Ряпинской ООШ – 16380 руб., в Порецкой же школе – 8260 руб.).

Реструктуризация позволит перевести школы в 2007 г. на самофинансирование, и тогда директора школ станут менеджерами и научатся жить по средствам. Ведь финансирование образования в Чувашской Республике ведется по количеству учащихся.

Реструктуризация проводится во благо детей и родителей. Отдел образования обязан обеспечить доступное и качественное образование всем школьникам. Мы имеем достаточное количество надежных автобусов, организуем удобный подвоз детей к школам. Задача РОО - продумать модель профильного обучения в старших классах и осуществить этот эксперимент.

Негативными могут оказаться последствия реструктуризации для учителей. Однако у учителей есть возможность переподготовки, получения второй педагогической специальности: информатики, иностранного языка, чувашского языка. Говоря откровенно, для учителей реорганизация школ не является неожиданной. У всех была возможность поднять свой рейтинг, защититься на высшую, первую категорию. Тот, кто много работал, теперь может быть спокоен: без работы не останется.

До нового учебного года достаточно времени, чтобы продумать все вопросы обновления школьной жизни, решить болезненные проблемы, принять взвешенные решения. Надеюсь, что руководителям школ хватит опыта, мудрости, такта, чтобы организовать работу педагогических коллективов в интересах населения, в интересах детей.                                                      

Г. Малофеева, начальник районного отдела образования и молодежной политики.



"Порецкие вести"
11 февраля 2006
00:00
Поделиться