Реструктуризация болезненна, но необходима
О модернизации системы образования в рамках национального проекта говорят на всех уровнях. На прошедшей неделе и у нас в районе эта тема стала основной на совещании в райадминистрации. Демографическая ситуация вынуждает идти на непопулярные шаги. На какие? Провести реструктуризацию школ. Районному бюджету становится не по силам содержать 15 средних общеобразовательных школ. А потому в районе будут созданы базовые школы. Порецкая и Напольновская- станут ресурсными центрами, базовыми со следующего учебного года также будут Кудеихинская, Анастасовская, Мишуковская школы. В Гарту останется только начальная общеобразовательная школа, а в Рындине, Сыресях, Семеновском, Октябрьском, Козловке, Сияве, Никулине будут “девятилетки”, то есть основные общеобразовательные школы, как, например, в Ряпине.
Как говорила заместитель заведующей РОО Г. Архипова на рабочей планерке в райадминистрации с главами сельских поселений, малокомплектные школы не могут дать детям качество, доступность и эффективность обучения.
В районе на обучение одного ученика в среднем тратится: в 2004 году – 10 тыс. руб.; в 2005 году – 11 тыс. руб.; на этот год эта цифра равняется 13 тыс. руб. (по Чувашии – 7 тыс. 500 руб.). Из этой суммы, только 4 тысячи выделяется из республиканского бюджета. В этом году обучение одного ученика в Гартовской школе обходится в 60 тыс. рублей.
Министерство образования Чувашии наш район не раз подвергал критике за задержку реструктуризации школ. В Шумерлинском районе, например, из 21 оставили только 15 “одиннадцатилеток”. Наш район не спешил за нововведением, искусственно сдерживая этот процесс. Два года назад появился на свет официальный документ о реструктуризации Сиявской средней школы, который вскоре был отменен. Хотя уже говорили о создании пяти базовых школ и даже назывались населенные пункты, в которых останутся “одиннадцатилетки”. Все понимали, что этот процесс неизбежен. Вопрос был только один: когда это произойдет? Сначала назывался 2004 год, потом 2005. И вот в этом году произойдет реструктуризация. Министерство образования Чувашии настаивает на преобразовании Козловской и Сиявской средних школ в начальные, но глава района Ю. Скрипилин не согласен с этим.
Конечно, процесс реструктуризации очень болезненный. Ведь может так случиться: нет школы – нет деревни. Вот это больше всего всех беспокоит. Будет некоторая проблема с трудоустройством учителей. В районе средний возраст педагогов 45 лет. В таком возрасте, имея солидный стаж работы, кое-кому придется получать второе высшее образование. На сегодня не хватает учителей иностранного языка, информатики и т.д. С 1 сентября 2006 года в школах начнется преподавание “Чувашского слова”. Чтобы освобождались места для молодых учителей, по мнению министра образования РФ А. Фурсенко, надо совершенствовать систему переподготовки кадров – это “снизит социальный риск”: учителя-пенсионеры, желающие продолжить работу, не будут держаться за место, поскольку могут стать воспитателями детских садов, социальными педагогами, работниками служб опеки и попечительства.
Трудности будут и с доставкой детей в базовые школы. В районе семь школьных автобусов, которым не избежать поломок. Через три-четыре года придется пополнять автобусный парк. Не все школьные дороги приняты и в эксплуатацию.
У директоров школ появится головная боль: что делать с пустующими классами? По подсчетам районных экономистов, реструктуризация позволит в районе сэкономить где-то 526 тыс. рублей за счет снижения материальных затрат, и еще более 1,5 млн. – на заработной плате. Экономия составит 2-2,5 млн. рублей. У нас в районе на 5-6 учеников приходится один учитель, после реструктуризации – один учитель на десять учеников.
Некоторые главы сельских поселений задавались вопросом: не придется ли со временем возвращаться назад, то есть по новой открывать “одиннадцатилетки”? Для этого, в первую очередь, необходимо улучшить демографическую ситуацию: повысить рождаемость. За последние пять лет количество школьников в России уменьшилось на 25 процентов – это почти пять миллионов. А число учителей не сократилось. Сегодня в России один педагог приходится менее чем на 10 учеников. Тогда как в европейских странах один учитель – на 15 детей.
Одной из основных задач министерство образования РФ называет материальное обеспечение модернизации образования. В этом отношении объемы бюджетного финансирования отрасли в стране растут год от года. В 2004 году – 121 млрд. рублей, в 2005-м – 155 млрд. рублей, а в 2006 году в федеральном бюджете предусмотрено на образование более 200 млрд. рублей.
Но деньги сами по себе не решат всех задач, требуется новый механизм управления ресурсами. Министр А. Фурсенко считает таким механизмом конкурсы, “которые используются в национальном проекте в таких направлениях, как поддержка инновационных образовательных учреждений и поддержка лучших учителей”.
Безусловно, качество образования зависит и от учительской зарплаты. Сегодня она определяется в основном количеством уроков, количеством часов, которые проводит учитель в классе. И это, по словам А.Фурсенко, “приводит к неоправданному увеличению нагрузки как на учителей, так и на учащихся в ущерб качеству образовательного процесса”. В министерстве считают, что нужно менять систему оплаты труда, оплачивать не только уроки, но и разнообразные педагогические функции, выполняемые учителем, учитывать качество, результативность работы, количество учеников (что особенно важно для оценки труда классного руководителя) и даже географию. Первые шаги в рамках национального проекта в этом направлении уже сделаны: вводится нормативное финансирование школ (“деньги идут за учеником”). С нынешнего года классные руководители получают ежемесячную надбавку в тысячу рублей, а 10 тысяч лучших учителей получат по 100 тыс. руб. В министерстве готовится законопроект о дополнительном материальном обеспечении тех, кому присвоено почетное звание “Народный учитель”.
В целом, положение учителя в нашей стране незавидное. Средняя зарплата – 4812 рублей, директора школы – 6912 рублей. Зарплата каждого четвертого учителя едва покрывает прожиточный минимум – почти 24 процента получают менее 3 тысяч в месяц.
В свое время в районе не во всех крупных селах были “десятилетки”. Многим для получения среднего образования приходилось ходить в школу в соседнее село, нанимать жилье, кое-где выделяли общежитие. В восьмидесятые годы правительство страны поставило задачу – всеобщее среднее образование. Несмотря на некоторые недостатки той системы образования, в целом справились с поставленной задачей. Теперь реформа образования должна решить другую, не менее сложную задачу. “Качественное, полное среднее общее образование должны получать все дети в Российской Федерации”, а потому, как сказал А.Фурсенко на “Правительством часе” в Государственной Думе в конце января этого года, все школьники независимо от места жительства получат равные возможности пользоваться глобальным информационным ресурсом и информационными образовательными технологиями.
Г. Карпов.