Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Любовь к родному краю – источник вдохновения учителя

В последнее время мы, учителя русского языка и литературы, все чаще стали замечать, что уровень речевой культуры учащихся снижается. Как справиться с ситуацией речевой безграмотности наших учеников? Безграмотности не только орфографической и пунктуационной, но и общекультурной.

Как может нас не волновать вопрос культуры общения, когда мы слышим брань, нецензурные слова, жаргон, сленг, до такой степени засоривший речь сегодняшнего поколения, что мы даже не замечаем этого и принимаем такое общение в порядке вещей.

Практически каждый ученик начинает переживать, как только учитель дает задание написать сочинение. Многие пользуются сборником сочинений, благо ими сегодня завалены книжные полки.

Это все происходит и потому, что дети в последнее время читают мало, информацию черпают в Интернете, да и окружающая речевая среда многому не учит: общий уровень культуры резко упал.

Проблема непростая, и причин неумения пользоваться родным языком несколько. Все наши коллеги сталкиваются с этой проблемой, как только приходят в школу, и перед каждым учителем сразу встает вопрос, как же ее разрешить. Как научить грамотно писать и в то же время вызвать на разговор, учить красиво говорить? Как и чем заинтересовать современных детей?

Сегодня мы хотим представить наработки в этой области учителя русского языка и литературы нашей школы Архиповой Марины Валентиновны, которая считает, что решить сразу две задачи – повышение уровня коммуникативной культуры школьников и совершенствование навыков правописания – поможет  целенаправленное и систематическое использование текста на уроках русского языка. Но какой же текст может заинтересовать учеников? Что подобрать к уроку, чтобы вызвать их на общение?

Марина Валентиновна попробовала тему «Числительное» дать на краеведческом материале и увидела положительную реакцию детей. Они оживились, многим текст вдруг показался близким, да и приятно услышать сведения о родном Поречье, о Чувашии.

Анализ текста она сопровождает различными заданиями по развитию связной речи: озаглавить текст, подчеркнуть предложение, выражающее главную мысль текста, найти языковые средства, характерные для данного стиля, и объяснить их роль в осуществлении замысла автора.

При изучении темы «Однородные члены предложения» она предлагает учащимся текст о коренном поречанине, замечательном механике и изобретателе А. Н. Крылове.

На уроке «Обособление определений» учащиеся заинтересованно работают над высказыванием Президента ЧР Н. В. Федорова из книги «Чувашия. Этническая история и традиционная культура». Разговор Марина Валентиновна начинает  с вопроса: «Какие национальности проживают на территории нашего района, республики?» (Учащиеся еще раз убеждаются в том, что республика наша многонациональная).

Примеры предложений, используемых по теме «Обращение и знаки препинания при нем», Марина Валентиновна снова берет из краеведческого материала. Они делают урок более эмоциональным, выразительным. В основном это поэтические тексты.

Порой, вдохновленный жизнью, творчеством поэта, учитель читает на уроках свои стихи. Проанализировав результаты работы учителя над краеведческим текстом на уроках русского языка, мы убедились, что учитель выбрал эффективную форму обучения, позволяющую комплексно решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Стараясь воспитать интерес к словесности, наша коллега проводит большую внеклассную работу. Ведет литературно-драматический кружок. В 2004-2005 учебном году подготовила композиции: «Любимые женщины в жизни А. С. Пушкина», «У войны не женское лицо». Работая классным руководителем, она также старается прививать любовь к родному краю  своим пятиклассникам.

Ежегодно ее ученики показывают хорошие результаты во Всероссийской интеллектуальной игре по русскому языку «Русский медвежонок», имеют третье призовое место в республиканской дистанционной предметной олимпиаде (2006г.), первое место в районной олимпиаде по русскому языку (2006г.), являются победителями на конкурсах выразительного чтения, успешно выступают в конкурсах сочинений.

Е. Богомолкина,

В. Липатова,

учителя русского языка и литературы Порецкой средней школы.



"Порецкие вести"
31 января 2006
00:00
Поделиться