Начинается реализация национального проекта «Образование»
В педагогических коллективах активно обсуждается вопрос реализации приоритетного национального проекта “Образование”, в том числе: участвовать ли школе и педагогам-лидерам в конкурсе на получение президентских премий. Если участвовать, то что важнее рассказать о себе? Кто из коллектива достоин премии и т.д.?
Как уже сообщалось в районной газете “Порецкие вести”, в целях активизации широкого участия общественных институтов управление Минобразования Чувашии объявляло о проведении 17 декабря дня общественной экспертизы школ и учителей. В нем приняли участие более 100 учебных заведений Чувашии. В роли экспертов выступили родители, работодатели, выпускники и другие представители общественности. Их мнение будет учтено при определении лучших школ, достойных грантов Президента Чувашской Республики и премий Президента Российской Федерации. В этот день в Напольновской и Кудеихинской средних школах учителя, соискатели премий Президентов РФ и ЧР, провели внеклассные мероприятия, куда были приглашены родители, представители органов власти, учащиеся, выпускники, журналисты и другие представители общественности. Все они имели возможность высказаться, а в Напольновской школе еще и оставить свои предложения по улучшению оказываемых образовательных услуг. Дело в том, что эта школа, единственная в районе, имеет свою бухгалтерию, самостоятельный баланс, что позволяет ей законным образом быть юридическим лицом. Все это дает ей право участвовать в конкурсе на получение президентских премий.
Уже сегодня известно, что в конкурсе на соискание премий президентов России и Чувашии изъявили желание участвовать два учителя Кудеихинской средней школы: Н. Жегалина, учитель русского языка и литературы; Н. Кирилина, учитель истории. По всей вероятности, примет участие и учитель русского языка и литературы Напольновской средней школы М. Куторкина, которая в районе была “Учителем года-
И.О. начальника отдела образования Г. Малофеева в день общественной экспертизы в Напольновской средней школе рассказала о национальном проекте “Образование”, о президентских премиях. А затем директор школы вместе с учителями, учащимися провел презентацию школы. С показом слайдов было рассказано о ее деятельности, успехах и проблемах. Школа имеет богатую историческую биографию. В следующем году она отметит свое 130-летие. Практически решена проблема с учительскими кадрами (со следующего года, если не будет одиннадцатилетки в Сыресях и Рындине, то можно будет укрепить педагогический состав, в частности учителем физики).)
Больше половины учеников учится на “четыре” и “пять”. Есть и медалисты. Вызывает тревогу низкая рождаемость. Если тридцать лет назад численность школьников превышала девятьсот, то на сегодня всего 160 детей. А в связи с этим появляются трудности с профильным обучением: нет параллельных классов.
Школа активно использует новые информационные технологии. Есть классное помещение по информатике. Некоторые из учителей на уроках прибегают к компьютерам, мультимедийному проектору... С 1990 года в школе преподается мордовский язык. И очень успешно. Ученики на разных олимпиадах занимают призовые места, чего не скажешь о других предметах. А почему бы учительнице Е. Кумакшевой не принять участие в конкурсе? Да и другим, например, Н. Шабалкиной, Н. Петровой. Список этот можно продолжить, но пока многие учителя заняли выжидательную позицию: пусть другие попробуют, а мы посмотрим. Участие в конкурсе потребует проведения открытых уроков, мастер- классов, внеклассных и других разных мероприятий. А это дополнительная нагрузка, что не всем по нраву. Но ведь труды в случае успеха в конкурсе окупятся солидной премией – более восьми тысяч рублей в месяц.
Пока еще есть время подумать об участии в конкурсе учителям района. В январе нужно подать заявку, а затем в течение трех месяцев соискатели премий – школы, учителя – будут защищаться перед комиссией, сначала районной, потом республиканской, что они достойны быть обладателями премий и грантов.
Всего в республике премии президента России в размере миллиона рублей смогут получить 33 школы. 104 учителя получат премии в размере 100 тысяч рублей. Всего же гранты и премии получат в следующем году 6 тысяч лучших школ и 10 тысяч учителей России.
Чувашия одной из первых поддержала инициативу президента России, направленную на реализацию национальных проектов в сфере образования. О господдержке вузов, школ и лучших учителей Владимир Путин объявил 5 сентября. Уже в октябре президент Чувашии Николай Федоров подписал указ об учреждении ежегодных грантов для поддержки инноваций в сфере образования: 30 грантов по 10 тысяч рублей - педагогическим работникам и 20 (10) грантов по 200 тысяч рублей - образовательным учреждениям.
Республиканская программа практически не отличается от российской. Главным критерием для школ станет внедрение инноваций, для педагогов – работа на результат: успехи учеников на различных предметных олимпиадах, активное внедрение передовых образовательных технологий, участие в различных профессиональных конкурсах, проектах. Одно из основных положений национальных проектов в сфере образования направлено на улучшение материального положения педагогов. Кстати, при распределении “школьных” грантов” для районов и городов квот в республике не предусмотрены. Не исключено, что обладателями денежных призов и грантов станут только городские школы (наверное, все-таки в министерстве не допустят этого) и соответственно городские учителя. У них больше возможностей проявить себя. Но в Министерстве образования Чувашии, как пишет “Советская Чувашия”, от принципа “помогать лучшим” не собираются отступать.
С учетом Национального проекта расходы на образование в федеральном бюджете 2006 года выросли на 47%. “Это очень значительное увеличение, – говорит А. Фурсенко, Министр образования России. - В то же время очевидно, что для коренного изменения всей системы образования, в том числе и для повышения заработной платы всех педагогов до достойного уровня, этих средств недостаточно. Однако обладая таким инструментом, как Национальный проект, можно сделать конкретные шаги, которые позволят перейти к системным позитивным изменениям в национальной системе образования в целом”.
В рамках Национального проекта предполагается и доплата в размере 1000 рублей в месяц классным руководителям классов наполняемостью 25 и более учеников – в городских школах, и наполняемостью более 14 учеников – в сельских школах. В классах с меньшей наполняемостью доплаты устанавливаются в зависимости от числа учеников, при этом, по словам А. Фурсенко, органам власти субъектов федерации необходимо сохранить установленные ранее региональные доплаты и надбавки. Средства на доплаты классным руководителям будут направляться в бюджеты субъектов федерации в виде субсидий ежеквартально, начиная уже с января 2006 года.
Сегодня в России говорят не только о приоритетном национальном проекте “Образование”, но и о переходе на нормативное финансирование общеобразовательных учреждений и повышение заработной платы посредством перехода на отраслевую оплату и стимулирования труда педагогов. Кстати, Чувашия уже имеет шестилетний опыт внедрения нормативной подушевой системы финансирования. К 2007 году этот перевод должен быть завершен.
И еще. В ближайшее время предполагается переход к обязательному полному среднему образованию.