«Муниципальная собственность может и должна приносить доход»
Интервью с министром имущественных и земельных отношений Чувашской Республики В.И. Алексеевой
Чувашская Республика входит в число тех российских регионов, где ведется серьезная и обстоятельная подготовка к реформе местного самоуправления. В республике сформирована достаточная нормативная правовая база, направленная на реализацию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Многое уже сделано, но немало проблем еще предстоит решить. Причем ответ на многие вопросы не обозначен пока и на федеральном уровне. В частности, не полностью урегулированы вопросы земельных и имущественных отношений муниципальных территорий.
Какие задачи стоят перед Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики в связи с муниципальной реформой? Об этом в нашей беседе с руководителем министерства Валерией Ивановной Алексеевой.
– Валерия Ивановна, основной задачей муниципального реформирования должно стать создание развитой экономической основы на местах. Чем определяется экономическая основа местного самоуправления?
– Главными составляющими экономической основы местного самоуправления, представляющими собой важный фактор устойчивого социально-экономического развития территории, являются имущественный комплекс муниципалитетов, а также земельные ресурсы.
– А как будут определяться перечни имущества, необходимого для осуществления полномочий муниципального района, городского округа, сельского или городского поселения?
– Для того, чтобы данные полномочия полноценно выполнять, вновь создаваемые муниципалитеты должны иметь источники финансирования. Один из них - это собственность. При реформировании органов местного самоуправления основной задачей является формирование перечней имущества, которое может находиться только в собственности городских округов, городских и сельских поселений, муниципальных районов.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации еще до 1 января 2005 года должно было утвердить порядок перераспределения имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, а также порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами.
Несмотря на важность значения данного порядка для всех публичных образований, до настоящего времени такой порядок не разработан. Однако Правительством нашей республики утвержден План мероприятий по реализации закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым Минимуществом Чувашии были подготовлены и направлены в органы местного самоуправления методические рекомендации и форма передаточного акта муниципального имущества.
Органы местного самоуправления, руководствуясь нашими рекомендациями, ведут работу по формированию перечней имущества, которое останется в собственности города или муниципального района, а также перечней имущества, передаваемого в собственность сельских и городских поселений. На сегодняшний день в Минимущество Чувашии двадцатью из двадцати шести муниципальных образований представлены перечни имущества, подлежащего передаче сельским и городским поселениям.
Вместе с тем, Минимущество Чувашии совместно с отраслевыми министерствами осуществляет работу по передаче необходимого имущества и из республиканской собственности в собственность муниципальных образований. Практически завершена работа по передаче в муниципальную собственность дорог общего пользования. В настоящее время в муниципальную собственность передано 330 завершенных строительством автомобильных дорог и 56 строящихся дорог.
– Какая совместная работа проводится муниципальными образованиями и Минимуществом Чувашии для решения «земельного вопроса»?
– Минимуществом Чувашии проведен анализ базовых ставок арендной платы за землю, действующих в 2005 году по основным видам землепользователей и подготовлены прогнозируемые базовые ставки арендной платы, позволяющие обеспечить эффективность использования земельных ресурсов и увеличения доходной части муниципальных бюджетов на 2006 год.
Министерством разработан и предложен всем муниципальным образованиям в целях эффективного использования земельных ресурсов и увеличения доходной части муниципальных бюджетов порядок расчета новых базовых ставок арендной платы за землю на 2006 год.
Еще одной задачей является установление границ муниципальных образований. В соответствии с Планом мероприятий по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Чувашской Республики на администрации городских и сельских поселений возлагается обязанность по проведению в срок до октября 2006 года, землеустроительных работ по описанию и утверждению границ муниципальных образований в соответствии с земельным и градостроительным законодательством.
– Каким образом будет осуществляться регистрация права собственности муниципальных образований на земельные участки?
– В рамках реализации Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» на территории Чувашской Республики, органами местного самоуправления проводятся мероприятия по формированию перечней земельных участков, подлежащих отнесению к муниципальной собственности, для дальнейшей регистрации права собственности муниципального образования на данные земельные участки. Возникновение права собственности на земельные участки муниципальных образований позволит им решать вопросы местного значения, в том числе реализовывать в полной мере возложенные на них задачи и функции по формированию и пополнению местного бюджета. В первую очередь, даст возможность управлять и распоряжаться земельными участками в полной мере, определять размер арендной платы, порядок и сроки ее внесения.
– Предположим, что во всех муниципальных образованиях утверждены перечни имущества, необходимое имущество передано на уровень муниципального района, городского округа, сельского или городского поселения, а что дальше? Ведь наработанной системы управления муниципальной собственностью не существует…
Действительно, пока в муниципальных образованиях использование недвижимости неэффективно как с точки зрения инвестиционного процесса, так и с точки зрения формирования доходной части местного бюджета. Этому способствуют ряд причин. Принципиальная особенность современного состояния муниципальной собственности состоит в том, что в преобладающей своей части она является доходопотребляющей, а не доходопроизводящей. Огромная часть бюджетных доходов направляется на цели поддержания объектов муниципальной собственности в минимально работоспособном состоянии. Другой особенностью современной производственной составляющей муниципальной собственности является низкий технологический уровень и значительная изношенность её производственных объектов.
Существующая на данный момент система управления муниципальной собственностью, безусловно, нуждается в совершенствовании. Прежде всего, местное самоуправление должно понять, что собственность может и должна приносить существенные доходы.
– Какие задачи необходимо решить органам местного самоуправления, чтобы сформировать, а затем и усовершенствовать систему управления муниципальным имуществом?
– В сфере муниципальной собственности перед органами местного самоуправления стоит главная цель - обеспечение максимальной эффективности использования муниципального имущества в интересах местного сообщества. Для того чтобы достичь этого, необходимо провести полную инвентаризацию всех объектов, находящихся на территории муниципального образования и в муниципальной собственности на предмет их соответствия перечню передаваемых объектов в соответствии с правовыми актами Правительства Чувашской Республики. Основную часть доходов муниципалитетов составляет налог на имущество физических лиц, а также налог на землю. Жители территории будут иметь больше средств в своем бюджете, если налоги будут в полном объеме направляться в местный бюджет. Должно быть четкое определение налогооблагаемой базы, она должна быть «прозрачной». Именно поэтому так важно провести полную инвентаризацию имущества и земельных ресурсов. Кроме того, необходимо разработать и реализовать системы учета муниципального имущества, завершить регистрацию прав на муниципальную недвижимость, классифицировать объекты муниципальной собственности по признакам, определяющим специфику их управления и распоряжения.
Муниципальное имущество и земельные ресурсы должны рассматриваться как стратегический актив органов местного самоуправления, которым нужно квалифицированно управлять для увеличения доходов и решения социальных проблем местных сообществ. Важно, чтобы начался совершенно новый этап становления и развития муниципальной собственности.
– Каким образом будет решаться кадровая проблема после передачи полномочий по управлению муниципальным имуществом и распоряжением земельными ресурсами от администраций районов администрациям муниципальных поселений? В настоящее время квалифицированные кадры во вновь формируемых муниципальных поселениях попросту отсутствуют.
– Начиная с 2001 года, Минимущество Чувашии осуществляет методическое руководство и оказывает помощь по подготовке, обучению и повышению уровня квалификации специалистов органов местного самоуправления в структуре администраций муниципальных образований, осуществляющих функции по управлению и распоряжению землей и муниципальными ресурсами. Минимущество предлагает сохранить комитеты (отделы) по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами в муниципальных районах с передачей им соответствующих полномочий от сельских и городских поселений, что позволит продолжить работу по разграничению государственной собственности на землю без потери времени и создания дополнительных организационных ресурсов.