В беде помогли люди
Война... в этом слове кроются человеческие страдания, боль, голод, разруха и смерть. Говоря о войне, мы чаще всего вспоминаем Великую Отечественную, забывая о том, что и сегодня люди гибнут от пуль и взрывов снарядов. Мы привыкли к сводкам новостей, в которых то и дело мелькают репортажи из Ирака, Чечни и других горячих точек мира. Теракты становятся обыденностью, и все меньше вызывают у населения страх, сочувствие и сострадание. Эпизоды военных действий для нас – лишь кадры видеопленки, далекие от нашей обыденности. Но война – это всегда кровопролитие, гонение и унижение.
Моя собеседница выглядела намного старше своих лет. Но, к сожалению, отпечаток на ее внешность наложила не житейская мудрость или неизлечимая болезнь, а превратности судьбы, горе и материнские слезы. Тамара Дементьева живет в Порецком районе пятнадцать лет, хотя до этого она и не знала, что существует такое село. Тамара родилась в Казани, ее родители были грузины, но отношения между супругами не сложились, и в два месяца отец увез ее в Абхазию. До пятнадцати лет девочку воспитывала мачеха, именно в этом возрасте ей сказали, что у нее есть мать, которая живет в столице Татарстана. Однажды Тамара решилась на отчаянный поступок: села в поезд и поехала в Казань. Очутившись на перроне вокзала большого города, девочка не знала, куда ей идти. Она сидела и тихо плакала. Тут к ней подошел милиционер, но Тамара не понимала и не умела говорить по-русски. В милицию привели солдата, который перевел, что она ищет маму. Спустя сутки, они встретились. Счастье, охватившее их в тот момент, стоило пятнадцати лет ожидания. Пожив немного с матерью, Тамара вновь возвратилась на родину, но теперь ей было куда поехать, когда обижала мачеха. В восемнадцать лет она переехала в Казань и устроилась работать каменщиком на стройку. Здесь же она познакомилась со своим будущим мужем Вячеславом. Он воспитывался в детдоме. После свадьбы они два года мотались по общежитиям и съемным квартирам. А потом уехали в Абхазию. Жизнь стала налаживаться, в семье Дементьевых родились три дочери. Казалось бы, ничто не предвещало беды, но в начале девяностых обстановка накалилась. Что может быть страшнее, чем вражда на почве национальных распрей? Два народа долгие годы жили бок о бок, судьбы многих людей были переплетены семейными узами, и вдруг – война, гонения.
Тамара Михайловна закрыла лицо руками. “Я не хочу говорить о войне. Это очень страшно, – произнесла женщина. – Она сломала нашу жизнь, лишила нас всего”. Семья Дементьевых вынуждена была бежать из Абхазии. Восемь дней они пешком перебирались через горы. В этом переходе Тамара потеряла свою старшую дочь Татьяну. Им пришлось пережить все тяготы военного времени: голод, холод, смерть. Они были настолько измождены, что пухли от недоедания. В Тбилиси их положили в больницу. И только потом направили в Чебоксары, но их пристанищем стал Порецкий район, деревня Милютино.
Они приехали сюда, не имея никакой поклажи. Их поселили на ферме, в сторожке. Здесь они и жили, и работали. Но мир не без добрых людей, местные жители помогли вещами, одеждой, едой. Большую помощь оказала семья Захаровых из д. Крылово. Борис Михайлович лично привозил муку, гречку. Тамара Михайловна говорит, что в Милютино и Крылово очень добрые и отзывчивые люди, без их поддержки они не смогли бы подняться на ноги. Когда сельхозкооперативы пришли в упадок, Б. Захаров взял на работу в свое фермерское хозяйство Вячеслава Дементьева, и семья не осталась без средств существования.
Борис Михайлович сыграл большую роль в судьбе Дементьевых. В этом году он помог Тамаре Михайловне съездить на родину в Абхазию. Спустя пятнадцать лет она побывала в родном селении, встретилась с двоюродной сестрой. От нее Тамара узнала, что жива ее дочь Татьяна, которую она искала и оплакивала долгие годы. Дементьевы не раз писали письма своим родственникам, обращались на передачу “Жди меня”, но все было безрезультатно. И когда материнские слезы погасили последнюю надежду, пришла радостная весть о первенце: оказалось, она живет в Грузии.
“Слава Богу, жива”, – то и дело произносила Тамара. Но обнять и расцеловать свое дитя ей так и не удалось. Женщины, не знавшие ничего друг о друге более десятка лет, встретились на границе между Абхазией и Грузией. Солдаты не позволили им подойти близко. Они помахали друг другу руками, не сказав ни слова. И никакие мольбы не смогли разжалобить людей в военной форме. Сердце матери разрывалось от боли, а глаза застилали слезы. Но когда жизнь – череда страданий, человек учится радоваться всему, и мысль о том, что ее ребенок жив, легла бальзамом на душу. Тамара Михайловна не потеряла надежду прижать к груди свою кровинку, увидеть внуков. “На следующий год мечтаю оформить загранпаспорт и поехать в Грузию”, – говорит она.
На долю Дементьевых выпало немало страданий, но они не стали более черствыми и жестокими. Они по-прежнему живут и работают, вспоминают солнечную Грузию и радуются тому, что их окружают добрые, отзывчивые люди.