Твое образование – твое будущее
За последнее столетие наука сделала большой шаг вперед. Помню, как бабушка просила меня прочитать письмо, приговаривая, что их грамоте не обучали. Еще в начале прошлого века образованный человек на селе был на вес золота. Теперь аттестат об окончании школы имеет каждый.
Нам с вами довелось жить в очень не простое и интересное время, когда в стране и мире происходят один перелом за другим. Россия находится на стадии реформирования, и мы являемся не только свидетелями, но и непосредственными участниками этих изменений. Реформа системы образования, начатая в 2001 году, затронула как старшее, так и младшее поколение россиян, и участниками этого “эксперимента” стала почти каждая семья. Нововведения в школьной программе – не единственное изменение, которое произошло за неполные пять лет. Обо всем этом наше интервью с начальником районного отдела образования молодежной политики и спорта Л. Бикиной.
– Лидия Викторовна, какие изменения произошли в образовании за последние пять лет?
– В первую очередь реформа направлена на реструктуризацию сельских школ, то есть закрытие малокомплектных и оснащение базовых. К счастью, в нашем районе ни одна школа не закрыта, хотя в республике это происходит повсеместно. Что касается базовых школ, то, напротив, их число в этом году увеличилось. Если в 2004-м базовая школа была лишь в Напольном, то в 2005-м таковыми стали Порецкая, Кудеихинская и Анастасовская средние школы. Они оснащаются по последним требованиям к учебным заведениям и будут в районе своеобразными центрами науки. В Порецкую школу уже поступили “кабинет химии”, “мастерская по металлу”, методическая литература, географические карты. В базовых школах появились новые компьютерные классы и спортоборудование.
– За последние годы стали привычными яркие школьные автобусы, выделяющиеся из серой массы. Они тоже являются частью реформы образования?
– Школьные автобусы стали некими атрибутами системы образования. Наверное, сами помните те времена, когда с трудом выбивали транспорт для поездки на экскурсию или олимпиаду. Сегодня же дети беспрепятственно знакомятся с культурой родного края, выезжая в города и районы республики и даже за ее пределы. В районе семь школьных автобусов, то есть в каждой второй школе. Жизнь учеников стала интереснее и разнообразнее. Они знакомятся со своими сверстниками из других сел, участвуют в форумах, конкурсах, КВНах. Ушли в прошлое те времена, когда мальчишки и девчонки с перегруженными портфелями пешком добирались в школу, расположенную в соседней деревне.
С прошлого года в дневниках старшеклассников появился новый предмет – предпрофильное обучение, который проводится один раз в неделю в базовых школах, и опять же помогают автобусы, которые подвозят детей из близлежащих деревень.
– От многих родителей приходится слышать, что школьная программа стала намного сложнее. Так ли это?
– Школьная программа действительно изменилась, и, естественно, она стала сложнее. Со второго класса изучают иностранный язык, с третьего – информатику. Но, я думаю, родителям не стоит хвататься за голову и вздыхать о том, что раньше было легче. Нужно учиться вместе с детьми, совершенствоваться, познавать новое.
Со следующего года не будет ряда учебников, и соответственно появятся другие. Возможно, умственная и физическая нагрузка учеников увеличилась. Но это диктует время. Государство хочет видеть выпускников образованными, с развитым мышлением и высоким интеллектом, владеющих английским языком на уровне разговорного, и, естественно, современная жизнь немыслима без компьютерных технологий.
Наряду с общеобразовательными предметами большое внимание уделяется физической культуре. Ведь здоровье человека и его физические данные не менее важны, чем интеллект. В школах увеличилось количество часов физической культуры, на уроках проводятся физкультминутки.
– Пожалуй, один из самых спорных вопросов в реформе образования – единый государственный экзамен. Видите ли вы его необходимость в системе образования?
– Реформа образования была придумана не в один день и направлена не только на получение качественных знаний, но и на доступность высшего образования, объективность оценки знаний, искоренение коррупции и многое другое. ЕГЭ позволяет непредвзято подходить к выпускникам и абитуриентам, он показывает как их знания, так и работу педагогов. Результаты ЕГЭ в нашем районе радуют нас не первый год.
– Какие изменения нас ожидают в будущем? И что сегодня тормозит реформу образования?
– Реформа образования продлится до 2010 года. И впереди нас ждет немало изменений. Уже в следующем году в школах начнется профильное обучение, по-прежнему будет улучшаться материальная база и многое другое.
Конечно, замедляет реформу нехватка педагогов. В школах мало молодых специалистов. С прошлого года у нас появился недостаток учителей физкультуры. В районе есть школы, в которых не преподается иностранный язык. Юноши все меньше идут учиться на факультеты физического воспитания или, получив диплом, ищут себя в бизнесе. Зарплата начинающего учителя очень низкая, поэтому искоренить эту проблему трудно.
Реформа образования находится в зените. И наверное, еще рано говорить обо всех ее плюсах и минусах. Но очевидные положительные сдвиги уже произошли. Наши учителя всегда славились мастерством, а в новых условиях они еще ярче проявляют свой талант, который в первую очередь выражается в их учениках. И хочется верить, что пройдет еще пять лет и грань между сельскими и городскими школьниками сотрется окончательно. Если раньше, поступая в высшие учебные заведения, мы стыдились того, что не знаем, как включать компьютер, то теперь мы гордимся своими выпускниками, которые общаются с современной техникой на ты. Мы гордимся теми, кто поступил на факультеты иностранного языка, медицинский, экономический, физико-математический и другие. И хочется верить, что результатом этой реформы – будут талантливые, грамотные, высококвалифицированные специалисты, которые смогут поднять наш район, республику, страну на новый уровень.