Там, за горизонтом, или хорошо там, где нас нет
Наверное, многим простым людям хочется посмотреть, как живут за рубежом. Мне в этом году представилась такая возможность (наградили путевкой за призовое место в конкурсе). Приготовления были долгими: загранпаспорт, виза, поиски спонсоров. Хорошо хоть, что мир не без добрых людей. Откликнулись и райадминистрация, и руководители некоторых предприятий, за что им всем большое спасибо (в связи с выборной кампанией не могу их перечислить).
И вот уже позади златоглавая Москва, красавец Петербург, а впереди – длинный путь в Финляндию и Швецию. Меня интересовало все: история, культура, образование, здравоохранение, просто быт. Сразу поразила дорога: ровная, кое-где “прорубленная” через камни (глыбы остались после ледникового периода), по обеим сторонам лес, совсем не отличающийся от нашего. Но он был огорожен высокой железной сеткой. Я подумала, что это от тех, кто может вывезти лес. А оказалось, что эта сетка для безопасности движения на дорогах: не дай бог, если зверь выйдет из леса и создаст аварийную ситуацию. Я все смотрела из окна комфортабельного автобуса и думала, что это ограждение скоро кончится. Нет, оно длилось все 400 км, которые мы преодолевали до столицы Финляндии, Хельсинки. У гида я спросила, есть ли здесь незаконные рубки леса. “Практически нет, – услышала ответ, – потому что штраф очень большой. А если попадешься второй раз, он увеличивается вдвое, за третий – тюрьма”. И тут почему-то вспомнилась Россия. Видно, очень богатая у нас лесом страна.
Столица Финляндии поразила меня особой чистотой, а, может быть, и другим. Все автомобили передвигались по городу со скоростью 30-40 км/ч, и никто не превышал скорость, не обгонял, ни разу я не видела аварий. И почему-то было очень тихо, хотя населения столько же, сколько и в Чебоксарах (500 тысяч). Оказывается, и гудки в городе запрещены. Все всё успевают вовремя, ездят не торопясь. И представляете, ни одного грузового транспорта в центре столицы. Где он? Когда загружает товар, где перевозит его? Видимо, по ночам да по объездным дорогам.
Финляндия – маленькая страна: в ней проживает около 9 миллионов человек. А как живут! Как высок уровень их жизни! Я не завидовала, я просто размышляла: сколько же десятилетий нужно потратить нашему государству, чтобы чуть-чуть “дорасти” до них?
Я боюсь даже приводить цифры их зарплат, детских пособий, стипендий. Но почему-то хочется, хотя бы для сравнения. В этой стране нет бедных. Если человека сократили, то ему выплачивается пособие по безработице (12000 руб. = 350 Е), один раз в день кормят очень хорошим обедом, выделяют столько льгот, что финн не бедствует и спокойно ищет работу. Их детские пособия на одного ребенка превышают наши в 30 раз, а если появляется второй малыш, то на него платят в 2 раза больше. Но финны почему-то не рожают. На семью приходится в среднем 1,7 ребенка. На первом месте по заработной плате стоят юристы (начинающие получают более 140 тысяч рублей), на втором – врачи (100 тысяч рублей), на третьем – учителя (70 тысяч рублей). Чем же мы так обидели свое государство, что оно никак не может по уровню заработной платы дотянуться до уровня зарплаты в промышленности 1997 года? Появилась забота у правительства, когда ученые за рубежом, педагогические вузы пустеют, в школах работают или из-за великой любви к своей профессии, или по нужде (деться больше некуда).
У финнов хорошо живут не только учителя, врачи, но и студенты, пенсионеры. В этой стране самая высокая пенсия в мире, поэтому сбежавшие русские, как бы ни любили Россию, ни скучали по ней, остаются в Финляндии из-за обеспеченной старости. Есть, конечно, и минусы: с зарплаты берется налог в 35 проц., и пенсии облагаются налогами.
Студенты тоже получают неплохо (350 евро –12 тыс. рублей). Но жизнь в этой стране довольно-таки дорогая. Финнам практически невозможно купить квартиру, поэтому они живут в кредит, т.е. берут ссуды. Только ссуды у них не под 19 проц., как у нас, а под 9 проц. А если клиент понравится банкиру, то может быть и под 5 проц.
Система образования, конечно, отличается от на-шей. Дети до 9 класса учатся в школе. Совсем не выполняют домашних заданий. Но как им приходится тяжело, когда они поступают в колледж, где есть задание на дом, есть экзамены. Многие с трудом их выдерживают, часто пересдают. Но очень и очень стараются, потому оценки за выпускные экзамены в колледже играют главную роль при поступлении в университет.
Мы зашли в Хельсинский университет. Почему то в нем стояла глубокая тишина. Просто мы не знали, что поступают у них в вузы по аттестату, принесенному или присланному в учебное заведение. Здорово ведь? Никаких лишних нервных срывов, переживаний, взяток. 50 проц. финнов имеют высшее образование. Наверное, они поэтому так хорошо живут. Каждая семья имеет хорошую машину-иномарку. Они сами выпускают “вольво”, но ценят и другие фирмы.
Финны и шведы избалованы льготами, порой само государство задыхается от них, хочет даже некоторые отменить. Но тем не менее, они не чувствуют себя бедными, у них развита промышленность, выпускают бытовую технику, электролюкс и живут себе припеваючи. Любят финны хорошо провести свой отпуск. Он у них делится на три части: одну неделю они берут зимой и уезжают в Норвегию кататься на лыжах с гор, другую неделю проводят на даче, которая у них расположена около речки, а третью – путешествуют. Многие из жителей Финляндии передвигаются по городу на велосипедах. Нас заранее предупредили, чтобы мы не ходили по велосипедной дорожке и, если что, уступили дорогу.
Находясь в двух столицах – Хельсинки и Стокгольме, – я подметила, что финны и шведы очень любят хорошо поесть. Они бы, наверное, и выпили, да у них сухой закон, и вино очень и очень дорогое. А магазины, в которых продается водка, вино, очень далеко друг от друга (на 20 тыс. человек один такой магазин). Здорово! А у нас такие магазины на каждом шагу. Мы тоже, в принципе, “весело” живем.
Давно всем известны финские сауны. В одной из них и мне пришлось побывать. По сути, наша русская баня с парилкой ничем не хуже. Только у нас такого нет, как у них, чтобы на 5 млн. человек приходилось более 2 млн. саун. Ведут они, конечно, здоровый образ жизни, поэтому, наверное, и продолжительность их жизни очень высокая по сравнению с нашей: женщины у них живут до 88 лет в среднем, мужчины – до 75. Им надо столько жить, ведь на пенсию они уходят в 65 лет, как мужчины, так и женщины.
Мы посещали очень много музеев. И что интересно, везде и всюду есть приспособления для инвалидов: и в горку подняться, и с горки спуститься. А я раньше задавалась вопросом: американцы, японцы и другие едут в инвалидных колясках, а как они будут передвигаться? За рубежом – легко.
В этих странах нет не только бедных людей, стоящих с протянутой рукой, но и мафии. Почему никто не ворует? Ответ прост: все живут хорошо.
Нет мафии – нет и преступности. Финляндия – одна из спокойных стран в Европе. Но если ты попал в тюрьму, то и там обойдутся с тобой как с человеком. Тюрьма у них напоминает дом отдыха: врач обходит каждую камеру.
Финны, шведы-лютеране. У них храмы отличаются от наших: они молятся сидя. Молитвы в соборе вывешены на особом месте (так что, если не знаешь, забыл, то можешь прочитать). В собор можно приходить каждый день, и никто тебя не осудит, если ты редко ходишь. Не ходишь пока, значит занят. Церковь у них – храм культуры. Там есть кружки, в которых занимаются дети. Для малоимущих даются обеды.
А как у них лечатся? Каждый прикреплен к участковой больнице. Если человек тяжело заболевает, то лечение его будет бесплатным. А у нас страшно подумать про это. Даже детям проводят операции очень дорогие. Родители готовы отдать последнее, чтобы спасти своего ребенка.
Да, это страна, где так все хорошо. Но нас там нет. У нас свое счастье, у них – свое. Полюбовалась я шведским королевским дворцом, ратушей, где ежегодно вручаются Нобелевские премии, кораблем, пролежавшим на дне 300 лет и вновь недавно восстановленным, музеем под открытым небом, где гуляют себе беззаботно различные животные, узнала, как ценят финны нашего царя Александра Второго, попробовала яства настоящего шведского стола и возвратилась в родную Россию, бедную, но любимую. И почему-то не было у меня желания сойти с корабля на островах в Балтийском море. Как это сделали некоторые из нашей группы, чтобы заработать за границей денег. Я только любовалась этим морем, Ботническим заливом на верхней палубе парома, восхищалась невиданной мной до сего времени красотой и, слыша вокруг чужие слова, пела русские песни. Наверное, почти каждый из нас живет по принципу: где родился, там и пригодился