Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Узоры старины

 Вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства. Она не требует сложного оборудования – игла, нитка, холст – вот и все что нужно для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для украшения жилища.

Особую ценность представляет крестьянская вышивка, связанная с творчеством жителей сельской местности.

На прошедшем на Троицу празднике села «Поменская сторонка – родина моя», была представлена большая выставка старинных полотенец. Когда мы начали собирать экспонаты, даже не могли себе представить, что у наших женщин в сундуках хранятся такие произведения искусства. Каждая из них с трепетом доставала свои реликвии.

Самое большое количество полотенец оказалось у М.  Душиной, которая родилась в далеком 1926 г.  А ей они достались от своей матери и свекрови. Можно только предположить, сколько лет этим творениям души и рук человеческих.

Когда по селу прошелся слух, что библиотека организует выставку старинных рушников, женщины сами приходили и приносили свои сокровища. П. Абрамова и М. Добросмыслова оставили нам их в подарок для комнаты старинного быта. Мария Васильевна рассказала, что это полотенце из приданого ее матери М. Гореловой. Замуж она выходила в 1926 г., и их у нее было очень много. Но во время войны она была вынуждена поменять их на чашку зерна или форму пшена, чтобы прокормить своих четверых детей. Ее муж погиб осенью 1942 г. Так полотенца спасли жизнь, прокормили семью Гореловых.

Размеры полотенец были различными. При ширине 39-42 см, длина некоторых из  них достигала 5 метров. Они, как правило, на концах украшались вышивкой, тканым цветным узором, кружевом, тесьмой, бахромой. Кружева были связаны тоже руками самих рукодельниц на спицах, крючках и т.п. Цвет вышивки в основном терракотово-красный. Другие цвета – зеленый, синий, черный – лишь дополняют узор, придавая ему большую выразительность. И манера вышивки на всех полотенцах разная: счетная гладь, крест, цветная перевить, мережка и др.

Еще совсем недавно полотенца использовались для праздничного убранства изб. Они вывешивались на стенах, зеркалах, иконах к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово, день святой Троицы, к престольному празднику деревни. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестины и т.п. Им предназначались стены, составляющие красный угол избы, ими декорировали рамки с фотографиями.

Полотенца изготовлялись обычно в домашних условиях. Каждая крестьянская девушка могла выткать необходимый для этого тонкий белый холст, и вышить, украсить его так, как это было принято в ее деревне. По обычаю, полотенца являлись необходимой частью девичьего приданого. Ко дню свадьбы девушке приходилось заготовлять до ста полотенец!

Полотенце играло большую роль в обрядовой жизни деревни. Оно было важным атрибутом ритуалов рождения, свадебного, погребально-поминального.

Очень часто оно выступало объектом почитания, предметом особой важности, без которого ритуал любого обряда был бы не полон.

В день свадьбы полотенце использовалось невестой в качестве фаты. Полотенца применялись в обряде «соединения молодых» перед венцом: им связывали руки жениха и невесты «на века вечные, на годы долгие». Полотенцем одаривали бабку-повитуху, принимавшую роды, кума и куму, крестивших младенца.

Однако особую роль полотенце играло в погребально-поминальной обрядности. По поверьям, сохранившимся в нашем селе, в полотенце, вывешенном в день смерти человека около икон, сорок дней находится его душа.

Такая символика полотенца исключала использование его для вытирания рук, лица и т.п. Для этой цели использовались утирки, утиральники, но ни в коем случае не полотенце.



"Порецкие вести"
13 июля 2005
00:00
Поделиться