Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

День Министерства накануне последнего звонка

Подходит к концу учебный год. Каким он был? Что нас ожидает в будущем? Эти и
другие вопросы обсуждались в районе на Дне министерства образования, который
прошел в прошедшую среду. Большая делегация приезжала из столицы Чувашии.
Представители Минобразования вместе с главой района В. Седойкиным  и
заместителем министра образования и молодежной политики М. Толстовым
побывали в ряде школ, а в конце рабочего дня с директорами школ поговорили о
"плюсах" и "минусах" работы. Несмотря на положительную оценку, которую
"вывели"нам министерские работники, нашлось место и критике. Надо сказать,
деловой и конструктивной.
Три-четыре месяца назад работники министерства уже посещали Напольновскую
среднюю школу. Тогда не все гостям понравилось. Были сделаны замечания. И
вот очередной рейд проверки.
За короткий период  школа заметно преобразилась. Начиная с зимних каникул,
не переставая ведутся ремонтные работы. Готовятся два компьютерных класса. В
школе 24 компьютера. Мы уже писали, что в течение года в школу поступило
много разного оборудования: спортивного, столового, компьютерного... По
насыщенности компьютерами не только Напольновская, но и в целом наш район
заметно превосходит республику. А если взять педагогический состав, где
немало учителей высшей и первой категорий, то наш район никак не отнести к
"глубинке". Об этом говорят и результаты ЕГЭ, и число поступивших в вузы.
Как бы еще вернуть наших выпускников в район? И этот вопрос не раз задавался
гостями.
Буквально на днях более сорока учеников Напольновской средней школы прямо в
поле знакомились с новейшей техникой, трактором "Джон-Дир". За баранку
энергонасыщенной техники, стоимостью до 10 миллионов рублей и выше,
двоечника-троечника не посадишь, нужны специалисты с высшим образованием. А
их -то на селе пока маловато. На сегодня только в сельхозкооперативы района,
по словам начальника управления сельского хозяйства П. Пчелякова, нужно
около ста хороших механизаторов, сварщиков, доярок, агрономов и т.п. Перед
селом стоят две проблемы: безработица и нехватка рабочих рук. Многие хорошие
работники из-за низкой заработной платы подались кто куда за длинным рублем.
Так вот под шум трактора детям снова напомнили бессмертные слова: "Учиться,
учиться...". Но здесь то же самое нужно сказать и учителю: его
благосостояние в самое ближайшее время будет зависеть от его работы. И от
работы в целом всего педагогического коллектива. Кто больше и качественнее
преподает, тот и больше будет получать. К сожалению, сегодня чаще происходит
не так. У нас, по-прежнему, директора школы Н. Глушенкова превалирует
уравниловка в виде единой тарифной сетки, а отсюда и профессиональная
спячка. Уже не первый год ведутся разговоры об изменении системы оплаты
образования. В частности, обо всем этом говорилось в более узком кругу. Мол,
надо печатать результаты ЕГЭ на страницах райгазеты. Чтобы все знали, кто из
учителей работает хорошо, а  кто плохо. В городе это имеет место. Плохому
учителю родитель не отведет своего ребенка. Конечно,  на селе перенять
данный опыт проблематично (на селе наблюдается тенденция к закрытию
малочисленных школ), но создание ресурсных базовых школ со статусом
юридического лица в какой-то мере звено из этой цепочки. Директора школ
получат возможность самостоятельно распоряжаться деньгами. В Напольном,
кстати, в прошлом такая практика апробировалась, и результат получился
положительный. С 2006 года, например, все школы Петербурга должны перейти на
финансовую самостоятельность.
Сегодня в значимости образования никого не приходится убеждать. Каждая семья
в первую очередь откладывает деньги на обучение детей, а потом уже на все
остальное. К сожалению, затраты на образование растут с каждым годом. И кое-
кому не по карману становится выучить своего ребенка.
Не только школьники, но и работники министерства были приятно удивлены
возможностями новой техники. Практически, один трактор заменяет целый
тракторный парк. Представьте, на сегодня в аграрном секторе трудятся 880
человек, а 10-15 лет было 3,5 тысяч работающих. С появлением новой техники
через два-три года "колхозников" останется и того меньше. Если раньше
двоечников, образно говоря, ждала участь "крутить хвосты" быкам, то сегодня
крупного рогатого скота осталось чуть больше самих работающих.
В Напольном 165 учеников. В этом году школу заканчивают 18 человек. На
следующий учебный год планируется принять 35 школьников из соседних сел -
Сыреси и Рындино. Директор школы А. Кумакшев в беседе упомянул
попечительский совет, который играет в жизни школы не последнюю роль. Жизнь
диктует, чтобы в его состав входили обеспеченные родители. Как и в ряде
других школ, здесь функционирует и детский садик.
А пока в школе красят, белят, штукатурят... В плане не только ремонт учебных
кабинетов, но и спортивного зала. Осторожно говорят и о строительстве
водопровода. Как говорится, планов громадье. И есть уверенность, что они
будут претворены в жизнь.
Семеновская школа растет в прямом и переносном смысле: сюда тоже поступила
компьютерная техника и строится новая школа. В этом году строители возвели
стены второго этажа. В ближайшее время начнется устройство стропильной
системы, а в июле- августе появится крыша. Школа рассчитана на 108
ученических мест. В Семеновском директора школы Н. Глушенкова, как и
большинства его деревенских коллег, за исключением, наверное, директора
школы-интерната,  волнует демографическая ситуация: детишек бы побольше.
Если сейчас учатся 98 школьников, то на будущий год останется 92.
Семеновцы ждут новую школу. В ней и столовая будет, и спортзал. Сюда
переведут и детский садик, а значит, еще одна школа станет социокультурным
центром.
Известие о создании  филиала училища вместо ПУ-13 никого не обрадовало. Уже
писалось, что за исключением двух училищ в Чувашии, все остальные с
федерального бюджета переводятся  на республиканский, в том числе и наш
ПУ-13, рассчитанный на 720 ученических мест. Все это делается в целях
экономии финансовых средств. Были названы такие цифры: после реорганизации
себестоимость обучения одного учащегося с 27 тыс. рублей снизится до 12
тысяч. Те, кто обучается в ПУ-13 второй год, закончат учебу. В этом году
примут только 60 учащихся. Общее их число составит 150 человек. Выпускники
школы-интерната, желающие получить рабочую профессию, будут направляться в
Вурнары или Шумерлю. Минимущество Чувашии в дальнейшем будет решать судьбу
общежития.
Глава района В. Седойкин и представители Министерства образования Чувашии в
этот день посетили Кудеихинскую среднюю школу, которую очень хвалили,
Порецкую среднюю школу, в чей адрес было сказано много критики (школа в свое
время была пущена в эксплуатацию с большими недоделками, отсюда и нынешние
беды), школу- интернат. Это учебное заведение (и внешний вид, и внутренний
интерьер) меняется в лучшую сторону. Заместителю министра М. Толстому
бросилось в глаза только то, что какой-то класс был одет в одну форму ( не в
школьную). Интернат имеет неплохую материальную базу. Здесь сильный
педагогический коллектив. В этом году директор В. Кливцова приняла участие в
республиканском конкурсе "Директор года" и выступила неплохо. Если у других
руководителей одной из проблем является уменьшение количества детей, то
школе-интернату в ближайшее время это не грозит. По некоторым данным, на
улицах нашей страны до 4-5 миллионов беспризорных детей.
При подведении итогов дня был отмечен высокий уровень воспитательной работы
в детских садиках. Все бы ничего, но не везде хватает игрушек. Начальник
районного отдела образования    Л. Бикина пообещала исправить положение. А
вот в конноспортивной школе, где тоже побывали гости и директора школ, уже
глава района В. Седойкин попросил директора ДЮКСШ  Е. Малофееву напомнить
ему о ремонте административного здания.
День Министерства образования в нашем районе начался с военно- спортивной
игры "Орленок" и закончился им. Сначала  глава района и заместитель министра
приняли участие в открытии двухдневной игры, а потом посмотрели спортивные
мероприятия, осмотрели палаточный городок, оценили строевую подготовку
юнармейцев.
Сегодня в школах района прозвенит последний звонок для выпускников. По
Чувашии таковых 17 тыс. 600 человек. Смогут ли они в сегодняшней
конкурентной среде образования выжить, будет ответом и на вопрос: так ли
работает школа?  Не увлеклись ли мы реформированием образования вместо того,
чтобы учить и учиться?
Г. КАРПОВ.


"Порецкие вести"
21 мая 2005
00:00
Поделиться