Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Эх, путь-дорожка фронтовая...

Все мужчины в семье Белянчиковых стали солдатами в годы войны: глава семейства Михаил, его сыновья Александр, Петр, Николай. Все возвратились с войны, кроме Николая. Но 60-летнюю победную весну встречает только Петр.

Еще до войны Петр проходил службу в армии в городке Пушкино под Ленинградом. С начала войны часть с тяжелыми боями отступала до Ленинграда. Первое время с автоматом в руках воевал на передовых позициях. В 1942 году его направили в 122-ю Краснознаменную танковую бригаду во взвод обеспечения водителем. С тех пор ЗИС-5 стал его военным спутником на фронтовых дорогах: сначала от Волхова до Ленинграда, потом на дорогах Прибалтики, Польши, Германии.

В том далеком 1942 году город Ленинград по-прежнему оставался в блокаде.  Шли тяжелые бои против главных сил 18-й немецкой армии. Советские войска наносили противнику большой урон, но враг был еще численно и технически силен. В наших частях не хватало боеприпасов, поэтому водитель Белянчиков груз со снарядами и боеприпасами старался доставлять до места назначения как можно быстрее. Подвозить смертоносное оружие было не просто. Пропускная способность дорог была ограничена, с воздуха постоянно бомбили немецкие самолеты. Но Петр лихо вел свою не раз обстрелянную немцами машину, не останавливаясь при бомбежках. Он дал себе такую установку – не останавливать машину ни при каких обстоятельствах. Если смерть захочет, то настигнет в любой момент, а смелого – пуля боится. Зимой Петр Михайлович возил по Ладожскому озеру, «дороге жизни», в осажденный город боеприпасы, продукты, солдат и эвакуированное население под непрерывным огнем  против­ника. Он вез в осажденный город продукты, потому что в Ленинграде погибали от голода люди. Самый дорогой продукт для ленинградцев был хлеб. И он понимал, что без 125-и блокадных и 250-и рабочих грамм на карточку горожанам не выжить. Сводило от мороза руки, к потным ладоням примерзали варежки. Он с напряжением всматривался в дорогу, на которой девчонки-регулировщицы ставили кусты в тех местах, где от бомб на льду озера были полыньи. Ездили большей частью ночью, не хотели рисковать. Но потери были.  На его глазах провали­вались под лед автомашины с грузом и людьми, он же  - ос­тался жив, даже не был ни разу ранен.   И только постоянная мысль сверлила в голове – не утопить драгоценный груз. Быстрее стали поступать на Ленинград грузы после прорыва блокады в январе 1943 года. Тогда между Ладожским озером и линией фронта образовался коридор шириной 8 – 11 км, установилась прямая сухопутная связь со страной. Но ледовая трасса продолжала действовать под прикрытием истребительной авиации.

В конце лета 1943 года Петр Белянчиков получает назначение в 271-ю отдельную моторизованную батарею особого назначения. В сентябре Генштаб, командование Ленинградского и Волховского фронтов и Балтфлота разрабатывают план операции по освобождению Ленинградской и Калининской областей. 14 февраля 1944 года командующий Ленинградским фронтом Л. Говоров отдает приказ о наступлении. Непрерывные тяжелые бои продолжались более полутора месяцев. На своем ЗИСе шофер Белянчиков подвозит снаряды. Это было время не только морального, но и физического напряжения. Была плохая погода: оттепели, туманы, метели. Боеприпасы подвозили по раскисшим и разбитым дорогам. В марте наступление было приостановлено. Шла подготовка к новой операции. Но важнейшим результатом наступления стало снятие блокады Ленинграда. Среди 930 тысяч человек, удостоенных медалью «За оборону Ленинграда» был и водитель Петр Белянчиков.

А фронтовая дорога уже вела его через Эстонию на Кенигсберг в составе 3-го Белорусского фронта. Под Кенигсбергом враг оказал жестокое сопротивление, его контратаки следовали одна за другой, но советская пехота и танки под прикрытием артиллерии и авиации упорно продвигались вперед. Снаряды – на передовую, раненых – в госпиталь. Такой груз требовал четких действий и быстроты. Однажды случилось следующее: пять машин должны были доставлять снаряды.  С ними был командир.  Ехали уверенно, командир сверял маршрут с картой.  Вдруг из окопа выскакивает солдат, машет им и кричит: «Куда  едете? Впереди немцы!»   Выключили фары - продвигались ночью, остановились.  Но немцы уже их заметили и открыли огонь.  Машину Петра Михайловича всю изрешетило, а его самого ранило в руку и ногу. Машины они сумели развернуть и выйти из-под огня. Доставили  груз до места.  И только после этого он пошел в санчасть, где ему обработали раны и перевязали. Советские войска, преодолевая яростное сопротивление противника, штурмом взяли город. Боец Белянчиков награжден медалью «За взятие Кенигсберга».

Путь-дорожка фронтовая вела его через Польшу в Германию. Произошел однажды с ним курьезный случай. Поехали они с начальником госпиталя за продуктами для раненых.  Выдали им только яйца, больше ничего не было на складе.  Загрузились и отправились в госпиталь.  В это время немцы начали наступление.  Машина Петра Михайловича оказалась отрезанной от своих частей.  Целую неделю они были в окружении.  Запаса продуктов с собой не было.  Начальник разрешил варить яйца.  Без соли и хлеба их много не съешь, и до того они ему надоели, что до сей поры не может на них смотреть равнодушно.  В госпитале, куда они вернулись через неделю, считали их уже погибшими. 

Веселее крутил баранку своего автомобиля Петр Михайлович, все ближе виделся конец войны. За оперативность при взятии немецкого города Люббенау он получил Благодарность Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза т. Сталина.

Последние огненные дороги войны… Весть о Победе встретил в Дрездене. Сообщение по радио слушали, затаив дыхание. Потом все стали палить из своего оружия в воздух, крики: «Ура!», слезы. А в октябре 1945 года он ехал домой, прислушиваясь к мерному перестуку колес железнодорожного состава. На его груди поблескивала еще одна новенькая медаль «За победу над Германией». 



"Порецкие вести"
23 апреля 2005
00:00
Поделиться