Помню рассказ отца
Моего отца давно нет в живых. Ровно тридцать лет тому назад он покинул сей мир. В этом году мы будем отмечать 60-летие Великой Победы. Мой отец, Нестеркин Федор Егорович, защищал Родину на полях сражений. Воевал под Москвой. На фронт призвали с первых дней войны. Он мне много рассказывал про боевые действия. И сегодня с содроганием вспоминаю его рассказ про 41 год.
В ноябре - начале декабря враг стоял у стен столицы страны: в двадцати семи километрах, в населенном пункте Химки. Бойцы стрелковой роты в заснеженных окопах ждали атаки немцев. Казалось, еще один нажим, и враг прорвется к Москве. У бойцов не было полной уверенности, что им удастся отстоять столицу. Ведь даже И. Сталин, как пишет в своих воспоминаниях Г. Жуков, терзался с болью в душе: удержим ли?
Поэт С. Гудзенко писал:
Будь проклят сорок
первый год,
Ты, вмерзшая
в снега пехота...
К самому началу декабря на передовую прибыли дивизии из Сибири. Они, можно сказать, решили исход сражения под Москвой. Это говорил и мой отец: “Если бы не сибиряки, то немцев под Москвой не остановили бы”. Немало людей участвовало в этих сражениях и из нашего района. Многие пали на поле брани. А те, кто вернулся живым, умерли после войны. В строю остались единицы.
Мне хорошо помнится Василий Михайлович Фролов. Не забуду его рассказы о Сталинградской битве. Еще один мой земляк из Напольного, Фролов Алексей Николаевич, в войну прошел от Курска до Эльбы командиром артдивизиона. Другой напольновец, Грызунов Сергей Прокофьевич, если не ошибаюсь, был участником Парада Победы 1945 года. Сегодня, чтобы это подтвердить, надо уточнять, делать запрос в архивы. Почему бы учителю истории местной школы вместе с юными краеведами не заняться этим вопросом? А сколько еще белых пятен в истории Великой Отечественной? Совсем редко пишут о ветеранах войны, участниках тыла наши учителя. А жаль.
Шли железные
смерчи,
Словно света
конец.
В извещеньях
о смерти
Дважды был мой
отец.
Подвиг ради
Отчизны -
Самый главный
венец.
Продолжение жизни
Подарил мне отец.
Низкий поклон вам,
фронтовики!
В. Нестеркин.