Муниципальная собственность: проблемы и задачи
Отдел по управлению имуществом и земельным ресурсам Порецкого района.
Муниципальная собственность – проблемы и задачи
Ушел в историю 2004 год. В самом своем начале он обещал быть трудным для нашего района. Отмена налога с продаж, реформирование предприятий - основных налогоплательщиков, изменения в налоговом законодательстве, грозили пробить существенную брешь в доходной части бюджета района.
Однако благодаря своевременным мерам, которые были приняты администрацией района в вопросах управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами удалось не только свести на нет наметившийся дефицит бюджета, но и добиться его профицита. Существенный вклад в это внес и отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам Порецкого района.
Уже к 1 декабря 2004 года был выполнен годовой план по доходам от всех видов использования муниципальных земель и имущества. По итогам года поступления арендной платы за землю составили 1млн.817 тыс. руб. или 120,3% к плановому показателю и 194,1 % к уровню прошлого года. Годовой план по доходам от арендной платы за имущество выполнен на 120, 2 % . Этот источник дохода дал районному бюджету 196 тыс. руб., что на 5,9 % больше фактического уровня 2003 года. От продажи земельных участков доходы составили 222 тыс. руб. или 116,4% годового плана, а по сравнению с 2003 г. они возросли в 27 раз. От реализации неиспользуемого имущества в течение года поступило 1 млн.208 тыс. рублей, что на четверть превышает плановый уровень и в три раза больше, чем было в 2003 году.
Политика эффективного использования муниципального имущества стала проводиться буквально четыре года назад. До этого такая работа практически не велась. Муниципальная земля, ее недра, имущество использовалось различными коммерческими предприятиями бесплатно, иногда даже без заключения необходимых договоров. В последнее время вопросы управления муниципальным имуществом приобрели качественно новый подход. Судите сами. Если в 2001 г. от использования муниципального имущества и земли было получено 146 тыс. рублей, в 2002 г. – 458 тыс. руб., в 2003 г. – 2 млн. 014 тыс. руб., то в прошедшем году уже 3 млн. 442,7 тыс. руб., а удельный вес этого источника в структуре собственных доходов составляет 22 %.
В связи с принятием существенных изменений в земельном законодательстве, в последние годы вопрос о грамотном и эффективном управлении земельными ресурсами и муниципальным имуществом руководством района ставится еще более жестко.
Для достижения этой цели было принято решение о создании нового отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами. В настоящее время отдел укомплектован молодыми квалифицированными специалистами и обеспечен современной оргтехникой.
В течение прошедшего года проведена полная инвентаризация муниципального имущества. В муниципальной собственности находится имущество на сумму более чем в 300 млн. руб. по остаточной стоимости, из них имущество муниципальных предприятий составляет 80 млн. руб.
Муниципальные предприятия имеют пока низкую рентабельность, или убыточны. Находящееся в хозяйственном ведении имущество на сумму 80 млн. руб. должно ежегодно давать доход в размере хотя бы не менее банковского процента в год. В противном случае такие предприятия лучше выставлять на аукцион, чем дотировать за счет бюджета или допускать до банкротства.
От аренды муниципального имущества районный бюджет имеет 6 % от общей суммы доходов.
Задача по активизации работы с имуществом является главной задачей дня. И в этом направлении отделом по управлению имуществом делается немало. На сегодня на учет взято в основном все муниципальное имущество, не задействованное в хозяйственном обороте. Особенно много проблем связано с памятниками истории и культуры, с которыми не проводилось никакой работы со дня признания их таковыми. Сейчас на большую часть из них администрацией района установлено право собственности, принимаются меры по их сохранению и дальнейшему использованию.
Неиспользуемые объекты социально-культурного назначения проходят процедуру перепрофилирования с целью дальнейшего, более эффективного использования их по иному назначению.
Постепенно находят новых хозяев и неиспользуемые производственные объекты. Задача отдела по управлению имуществом в будущем – активно проводить работу по привлечению новых инвесторов в эту сферу, находить новых собственников и предлагать им принять участие в дальнейшей судьбе этих неиспользуемых и разрушающихся объектов. От этого выиграют все. Самое главное, с новыми собственниками здания можно намного быстрее восстановить, а значит преобразить облик райцентра и района без привлечения бюджетных средств и кредитов.
За последние два года проведена большая организационная и практическая работа по мониторингу (исследованию) и кадастру (оценки) земель, комплексное решение которых, безусловно, будет давать большие возможности для более эффективного управления земельными ресурсами района.
Проведена документальная инвентаризация земельных участков. На основании данных, полученных в ходе этой работы, стало известно, что Порецкий район располагает 22000 земельных участков общей площадью 109268 га, из них 9394 участка земель сельскохозяйственного назначения площадью 62000 га, 12523 участка земель поселений площадью 6791 га, 49 участков площадью 954 га земель промышленности, транспорта и связи, 14 участков земель лесного фонда площадью 39432 га, 21 участок на 91 га. земли запаса.
Современный подход к решению вопросов связанных с управлением имуществом немыслим без создания электронной карты. В январе текущего года начальником Центра геодезии и кадастра ВАГП Роскартографии РФ Г.А.Тереховой была передана нам электронная карта с. Порецкое. Рождению такой карты предшествовала большая и кропотливая работа по созданию опорно-межевой сети Порецкого района. В ближайшем будущем мы сможем получить электронную карту и всего района и создаваемых сельских поселений.
Порецкий район одним из первых в республике стал обладателем электронной карты. На ее создание из бюджета республики были выделены средства в сумме 1 млн. рублей. Это свидетельствует о поддержке руководством Чувашской Республики нашей инициативы по применению современных методов управления земельными ресурсами.
В этом году планируется начать практическое применение ее в работе. Что значительно повысит эффективность использования муниципальных земель и имущества. Электронная карта позволит нашим гражданам, предприятиям, другим заинтересованным лицам сберечь время при оформлении различных сделок со своими земельными участками и имуществом. В бюджет района заложены расходы по приобретению программы и обучению специалиста для работы с электронной картой.
Повседневной становится работа с муниципальными землями. В настоящее время проводится практическая инвентаризация муниципальных земель. Буквально два года назад мы имели не более сотни договоров аренды земельных участков с физическими лицами в селах района. За 2004 г. было проинвентаризовано и заключено уже 1740 договоров аренды на сумму 243 тыс. рублей, в том числе в райцентре - 646 договоров, из них под гаражами – 220, под хозяйственно-бытовыми постройками – 351, для ведения личного подсобного хозяйства – 65, под торговые киоски – 10.
Всего по району выявлено и введено в хозяйственный оборот 1975 участков муниципальных земель. Идет работа по завершению практической их инвентаризации.
В настоящее время фундаментальной остается проблема разграничения государственной собственности на землю. Практически ежедневно приходится сталкиваться с теми или иными спорными вопросами, связанными с земельными отношениями. Зачастую эти вопросы требуют доработки на федеральном уровне. Современное законодательство пока еще не исключает нештатные ситуации, когда предприятия и граждане оказываются заложниками несуразиц в нем. Они создают массу проблем в нашей работе. Например, люди недоумевают, зачем предоставлять землю под индивидуальное жилищное строительство через торги на аукционе в д. Крылово, где большое количество пустующих земель. Если в крупных городах такое условие, безусловно, необходимо, то в нашем случае – просто нелепо.
Однако и эти проблемы придется, и будем решать.
В современных условиях еще более значимым становится тот факт, что мы начинаем жить в условиях рыночных отношений. Наше имущество и землю все мы, жители района, должны рассматривать как основной источник доходов, как фундамент, на котором могут создаваться и другие источники получения материальных благ и прибыли. С началом функционирования с 1 января 2006 года новых сельских поселений каждый из нас ощутит это реально. Сегодня каждый житель нашего района вместе с населением Чувашской Республики и Российской Федерации в целом должен понять, что заключение договора аренды земельного участка – это не чья-то прихоть, это требование закона и времени.
Начальник отдела Г. Долгова