Поменское путешествие
В начале декабря райгазета уже поднимала тему постановки техники на длительное хранение в статье “За горой пустых бутылок не видно техники”. В той публикации сообщалось, что не во всех сельхозкооперативах к этому относятся должным образом. На день проверки в СХПК им. Н.Г. Безрукова, в первой бригаде СХПК им. М. Горького техника была разбросана по всей территории мехпарка. Критические замечания были сделаны в адрес мишуковцев. И вот новый рейд вместе с А. Зайцевым, начальником инспекции, главным инженером- инспектором гостехнадзора по Порецкому району, и В. Ушаковым, главным инженером управления сельского хозяйства по Поменью.
Пока мы совершали “путешествие по Соединенным штатам”, поговорили обо всем. В основном, о сельском хозяйстве. Вспомнили былое и прошлое. Не раз из наших уст звучали имена бывших руководителей - Т. В. Безрукова, Е.Н. Чеснокова, К.А. Волкова и других. Раньше хорошие кадры были и в среднем звене. А теперь в аграрном комплексе дефицит не то что специалистов, а простых рабочих. Во время поездки по Поменью навстречу нам попались от силы человек десять. Может, сельчане, не покладая рук, трудятся на ферме или в мехпарке?
И вот мы в передовом хозяйстве “Новь”. Колесные трактора готовятся выехать в поле за соломой. Настроение у механизаторов не очень хорошее. “ Все, и нам пришел каюк”, - эти слова мы услышали сразу, зайдя в бытовку механизаторов. Раньше дом механизаторов отапливался электричеством, а недавно обесточили: слишком много денег “сжирают” электроковрики. А потому рабочий люд ютится в мастерской, где под раздевалку приспособили одно из помещений. Вид неприглядный, больше того, здесь же ремонтируется “движок”, снятый с трактора.
Ко второму рейду мишуковцы немного подтянулись, и “рейдовики” хранение техники оценили на “тройку”. Сеялки, комбайны не были очищены, теперь грязь не так бросается в глаза. А вот у тракторов не работают поворотники, механизаторы не имели при себе никаких документов. Это те, кто выезжал в поле. Проезжая по дороге, мы обратили внимание на солому в рулонах в поле. Не успели убрать.
Встретили председателя Н. Пчелякова, который пришел на этот пост вместо брата Петра Алексеевича. Он возглавляет управление сельское хозяйство, а брат Николай Алексеевич оставил кресло председателя сельской администрации и возглавил сельхозкооператив. Чувствуется: тяжело ему. Да он и сам признался, отрубив меня с моими расспросами: “Тебя бы дня на три на мое место”.
Его понять можно. Положение в сельском хозяйстве не завидное. В этом году “Агростат” провел телефонный опрос руководителей сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности. И что же? По мнению руководителей, по сравнению с прошлым годом ситуация в сельском хозяйстве ухудшилась. Среди основных факторов, отрицательно влияющих на финансово-экономическое положение хозяйств, были названы отсутствие государственной политики в области сельского хозяйства; диспаритет между ценами на сельскозяйственную продукцию и ценами на ГСМ, удобрения, технику; условия предоставления субсидий, дотаций и пособий; нехватка кадров и недоступность квалифицированных специалистов; необходимость грамотного управления хозяйством. Все эти трудности каждого десятого руководителя “толкают” из сельского хозяйства. Они просто-напросто уходят в другое место.
В “Нови” жизнь не затухает. Здесь посеяно озимых 750 га. Больше только у никулинцев - 1070 га. В течение года сохранили поголовье КРС (595 гол.), в том числе коров (200). Спад произошел в поголовье свиней (с 515 до 317). В хозяйстве числятся 26 тракторов, 18 грузовых автомашин, 10 зерноуборочных комбайнов и другой техники. В целом за 9 месяцев по сравнению с уровнем прошлого года мишуковцы получили выручки на 2 млн. руб. больше.
В Мишукове развивается фермерство. В прошлом году шесть человек вышли из сельхозкооператива, сейчас еще несколько человек заявили об этом. Вопрос: кто кого не стоит? Но с одной стороны, неплохо, когда люди хотят работать самостоятельно.
Какое там фермерство? Надолго ли их хватит? Примерно так мы подискутировали в СХПК “Новь” и покинули Мишуково. Село пока удивляет тем, что практически никто не уезжает на заработки. “Деньгу” куют в личном хозяйстве. У многих на подворье по 2-3 коровы, до десятка поросят... Где зерно берут? Частично сельхозкооператив выручает, частично спасает личная смекалка: то есть, что плохо лежит, то оно долго не залеживается. В момент находится “хозяин”. А что делать? Как-то надо выживать.
Еще в середине 80-х годов ООН выпустила декларацию: оплата труда ниже 3 долларов в час (по нынешнему курсу 80 с копейками рублей) является недопустимой. При такой зарплате человек теряет стимул к работе, начинает воровать и в конечном итоге пополняет армию безработных.
В Полибине не так давно жизнь била ключом. Здесь была крепкая комплексная бригада совхоза “Семеновский”. Свиноферма по праву считалась одной из лучших в районе. Где же все это? Теперь во всем хозяйстве 20 свиней.
В Полибине техники нет, а в Семеновском, по словам инженерной службы, часть техники в ангаре, а та, что на улице, приведена в порядок.
Вот надо же: в последние годы то и дело приходилось слышать, что СХПК “Семеновский” доживает последние деньки. Но хозяйство на удивление всем держится. Просто поражаешься настойчивости председателя В. Галямина. Ведь ряд хозяйств, возглавляемых в разные годы руководителями с высшим образованием, легли на дно. А этот без диплома, держится. Посеяли 209 га озимых. КРС 115 голов, в т.ч. 50 коров.
Где былая мощь безруковцев? Чехарда с руководителями СХПК им. Н.Г. Безрукова довела до ручки. Кто только здесь не рулил! Но в людской памяти остался Тимофей Васильевич Безруков. Он воевал на фронте. Имел боевые награды. Где теперь найти такого человека? Остальные так, временщики: пришел- ушел.
В доме механизаторов дым коромыслом. Пенсионеры вместе с рабочими “рыбачат”, то есть сражаются в домино. Хватанув до одури никотина, мы направились в гараж. В целом настрой у людей неплохой: есть желание работать. Чувствуется ответственность управляющего А. Егорова, бригадира тракторной бригады В. Абрамова. На ходу три трактора: один гусеничный, два - Т-150. Еще четыре колесника почти тоже в “строю”.
Лучше ли живется с никулинцами? Тут разные мнения. Очень много долгов - 5 млн.490 тыс. рублей. Немного сократили задолженность по заработной плате (526 тыс. рублей). В течение года полностью под нож пустили свиней. В хозяйстве самый высокий спад крупного рогатого скота. За 9 месяцев за счет реализации скота получили выручки 1 млн. 602 тыс. рублей. Это ниже уровня прошлого года. В хозяйстве осталось 38 коров. Отступать некуда.
По мнению специалистов управления сельского хозяйства, самое плохое положение в СХПК им. М.Горького. После ухода на пенсию председателя Е. Чеснокова, дела с каждым годом у анастасовцев все хуже и хуже. Нынешний руководитель Г. Васянина после трехлетней работы написала заявление об увольнении по собственному желанию. Правление на собрании будет предлагать кандидатуру А.Ванюшина, бригадира комплексной бригады.
В хозяйстве полная неопределенность. Два года назад “влипли” с Новочебоксарской макаронной фабрикой, создав вместе с ним новое хозяйство, где контрольный пакет оказался в руках макаронщиков. Как это случилось, никто не в силах понять. Теперь анастасовцы по частям возвращают назад деньги фабрике, которая вложила в сумме 2 млн. рублей. Новочебоксарцы уже не участвовали даже в посевной.
В доме механизаторов, как и у безруковцев, стол трещит от картежников. Сюда тоже приходят на “огонек” пенсионеры, москвичи и северяне. Время-то им убить где-то надо. Все собравшиеся подкованы в политике, любой из них готов дать совет, как вывести из прорыва хозяйство. На этот раз лидерство захватил “золотоискатель”. Он в свое время намывал в Сибири золото, а теперь судьба вернула его на родину. “Нет никакого контроля... Никто не едет в поле: ни начальство, ни корреспонденты... Сельское хозяйство бросили на произвол судьбы...”, - этот бесконечный “треп” мы прервали словами: “Вы же теперь сами хозяева”. Этот своебразный “душ” остудил пыл людей, которых не без труда можно было увидеть за дымом. Они согласились с этим. Да и как не соглашаться, когда хозяйство катится вниз. С начала года свинопоголовье сократилось почти на 400 голов,осталось около ста коров. Озимых посеяно 366 га.
После первой проверки в основном все замечания по хранению техники устранены. Начальник инспекции А. Зайцев с улыбкой произнес: “Критика, значит, подействовала”. Главный инженер А. Кочетков и председатель инвентаризационной комиссии В. Николаев проводили инвентаризацию техники, которой числится: 34 трактора, 21 грузовая машина, 9 зерноуборочных комбайнов...
Заканчивается нелегкий для тружеников села 2004 год. Он был неурожайным, что подтолкнуло ряд хозяйств еще более ускоренными темпами продавать скот. В течение года несколько раз повышались цены на ГСМ. Подорожало и зерно, но это особо не отразилось на долгах, на росте заработной платы. Что касается государственной поддержки, то она оказывается, но для слабых хозяйств она недостаточна. Да и не ставится такая задача, чтобы всех поднять на ноги. Это и невозможно. Государство еще раз намерено протянуть руку помощи аграриям, собираясь в следующем году списать пени и штрафы.
Когда мы проезжали Бахмутово, навстречу нам шел Евгений Соколов вместе со своими помощниками. Он возводит не первую часовню в Бахмутове. Хочет, чтобы все мы остались добрыми людьми и жили нормально, не злясь, не завидуя друг другу.
Г. Карпов.