Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Шахта выбивает пространство

 

В минувшую среду неподалеку от села Порецкое произошло важное событие. В шахте местного гипсово-ангидритового комбината была произведена сбойка горной выработки, соединявшей главный и вспомогательный стволы. На проходке последнего метра присутствовал и корреспондент “СЧ”.


До этого единственная шахта республики представляла из себя два вертикальных автономных ствола. Диаметр главного (добычного) – 8 метров, вспомогательного – 5,6. Использовался основной ствол. Спуск в забой, подъем, извлечение гипса на поверхность велись “дедовским” методом. Например, подъемным устройством служили две бадьи, в одной из которых, “пассажирской”, с трудом помещались четыре человека. Путешествовать в ней в подземные глубины небезопасно. В “грузовой” бадье поднимали наверх добытый гипс. За раз – три “куба”. Все это было временно.
Летом прошлого года по главному стволу в разобранном виде в шахту спустили проходческий комбайн “Чувашия” австрийской фирмы “Alpine-Miner” (стоимость 1,5 миллиона евро). Под землей его собрали, и комбайн приступил к работе. С ним в паре действует погрузочно-доставочная машина, попросту говоря, подземный грузовик, перевозящий в своем ковше 9 кубометров породы. Эта техника и должна была обеспечить соединение двух стволов. Проход вырубался сечением около 20 кв. метров. И вот остался последний метр между стволами.
…Нас, журналистов, кратко проинструктировали: “В бадье стоять смирно, руки по швам, не высовываться”. Расписались, что прошли инструктаж. От поверхности земли до бадьи – 8 метров по вертикальной металлической лестнице. Генеральный директор ОАО “ГиПор” С. Понькин, министр природопользования и земельных ресурсов республики С. Дринев, главный маркшейдер предприятия В. Болдырев и я с трудом помещаемся в посудине. Снизу дует легкий сквознячок. Через пару минут мы на глубине 51 метр под землей. Прохладно - в резиновых сапогах мерзнут ноги. Идем к площадке, где работают комбайн и доставочная машина, пробивающие дорогу к вспомогательному стволу. Под ногами – белый пушистый “снег” из гипса. На стенах всюду следы от мощных зубьев комбайна. А вот и он, гордость горняков. Комбайном управляют машинисты Ю. Федин и В.Юртаев. На погрузчике – А.Гурьев. Юрий поворачивает длинную шею “бульдога” к еще не выбранному пласту гипса. Зубья комбайна с хрустом вгрызаются в породу, она крошится на кусочки. Небольшой проем быстро увеличивается в размерах. Путь от основного ствола к вспомогательному открыт. В нем установлен лифт. Он и будет доставлять горняков в шахту и обратно.
- В любом деле должен быть запасной вариант, - разъяснил значение соединения двух стволов С.Понькин. – У нас его не было. Во время строительства шахты это еще допустимо. А вот при добыче без второго действующего ствола просто нельзя.
Сбойка позволила резко увеличить подачу в шахту свежего воздуха. По словам горняков, во время работы комбайна в искусственно вентилируемом пространстве пыль стояла столбом. Сейчас ее заметно меньше. И самое главное, значительно расширился фронт работ.
Скоро приступят к монтажу оборудования для добычи. Затем монтаж “пакетлифта” - конвейера для выдачи породы с глубины 51 метр. Вся эта подготовительная работа завершится в апреле. Тогда бадьи можно будет приберечь для будущего музея шахты.
Первая очередь рудника позволит выйти на добычу 400 тысяч тонн гипса в год. Проектная мощность – 1 миллион тонн. Заманчивы перспективы и по добыче ангидрита. По словам С.Понькина, этот минерал в России пока не добывается, а Порецкое месторождение – крупнейшее в Европе, по качеству полезного ископаемого не имеющее аналогов. Ангидрит широко применяется в строительстве, производстве минеральных удобрений. Для инвестора “ГиПора” он даже важнее и привлекательнее, чем гипс. Минерал залегает под первым же пластом гипса – его зеленовато-синие прожилки тут и там просматриваются на белоснежной стене шахты.
…Австрийский “бульдог” без устали крошит гипсовый камень. Главный маркшейдер В. Болдырев, горняк с 37-летним стажем, доволен – путь комбайну он указал точно. Маркшейдер – это, по сути, штурман в подземных глубинах. Точная проходка – его заслуга. Определяя расстояние между центрами стволов, Владислав Григорьевич “ошибся” всего-навсего на 5 миллиметров. Именно столько составила разница между его замером и данными космической геодезии, полученными с помощью спутников. А ведь пробивались к вспомогательному стволу не по прямой, а по полукольцу.



"Советская Чувашия"
12 марта 2004
00:00
Поделиться