Секреты мастерства
Трудно ли быть учителем? На этот вопрос отвечает жизнь, оставляя в школьных стенах только тех педагогов, которые, несмотря на всю непростую специфику работы, на протяжении многих лет верны своему любимому делу. С мыслями о школе они просыпаются утром и засыпают вечером. И никакие семейные радости и горести не влияют на их отношение к ученикам. Лишь только пройден порог класса, как отступают все домашние заботы, мамы и папы превращаются в строгих и серьезных учителей, которых уважают и любят, которыми восхищаются и с которых стараются брать пример. В каждом учителе есть своя неповторимая золотая жилка, благодаря которой он становится особенным. К Ларисе Михайловне Глуховой дети тянутся по самой, казалось бы, обыкновенной причине: умеет она стать для ребят родным человеком, каким-то особенно «своим», близким. И общаются школьники с ней легко и свободно, и самые трудные программные темы превращает она в понятные и доступные; и задания на дом становятся не обременительными обязанностями, а развлечением. Где начинается учитель? Когда в девчушке и мальчишке подсознательно просыпается желание и потребность быть окружающим путеводной звездочкой.
Лариса Михайловна не припоминает такого рубежа в своей жизни. Детство промелькнуло незаметно, оставив шлейф светлых, добрых воспоминаний.
Так получилось, что в семье Сачковых Лариса осталась единственным ребенком. Наверняка родители возлагали на дочь большие надежды. Но совсем не родительские чаяния определили будущую жизнь девочки. Указующим перстом неожиданно стал случай... Лариса с интересом и увлеченностью относилась к математическим дисциплинам, невольно выделяя их среди других предметов. Теперь уже и не вспомнить, кто посоветовал тогда девочке-семикласснице выписать физико-математический журнал «Квант». Когда он впервые оказался в почтовом ящике Сачковых, Ларисина мама отдыхала в санатории. Девочка с любопытством перелистала страницы издания. Знала ли она тогда, что момент этот станет для нее судьбоносным? Лариса обнаружила объявление о приеме в заочную физико- математическую школу МГУ. Для поступления требовалось выполнить задания. И, поскольку в тот момент не с кем было посоветоваться, она приняла самостоятельное решение, выполнила необходимые задания и отправила их по указанному адресу. Приятной неожиданностью для всей семьи стало извещение о том, что школьница зачислена. В течение 3-х лет Лариса получала пакеты с заданиями и усердно училась. Родители приветствовали увлечение дочери. В 10-м классе им первым она показала удостоверение об окончании с отметкой «хорошо».
Завершая школу, выпускница отправила письмо с запросом о правилах приема в ВУЗы разных городов. Выбор пал на Горьковский педагогический институт. После вступительных экзаменов, где, кстати сказать, большую роль сыграло удостоверение заочной школы, Лариса была зачислена на математический факультет по специальности учителя математики, информатики и вычислительной техники.
Сегодня Лариса Михайловна вспоминает, как непросто было учиться. Но занималась она с удовольствием. Теперь на страницах прошлого остались те учебные дни, когда с утра и до вечера испытывалась студенческая настойчивость, упрямство, трудолюбие и терпение. Ответственную и серьезную девушку заметили уже в институте. На 4-м курсе предложили место в городской школе, где требовался учитель математики. Полтора года Лариса Михайловна набиралась опыта и смелости в Горьковской школе. С благодарностью вспоминает она первое время работы, давшее ей много полезного.
Несколько лет до этого не дожил отец, и мама осталась одна. Лариса Михайловна вернулась в родное село, где ее радушно приняли в учительский коллектив Порецкой средней школы. Никто из ребят, которых она учила математике и информатике, и не подозревал о том, что имеет дело с молодым специалистом. С первых дней педагог сумел наладить контакт с детьми, говорить на общем, понятном познавательном языке, поставить себя как старшего друга, строгого и принципиального. И вот уже 12 лет проработала она в районной школе. «Все эти годы было крайне интересно, - вспоминает Лариса Михайловна. - Мне не помнятся такие случаи, когда что- то не получалось. Кажется, и дети никогда надо мной не подшучивали, все было ровно и гладко». Действительно, уроки Ларисы Михайловны всегда необычайно интересны, насыщены. Никогда в ее кабинете ученику не становится скучно. И в простом общении она необыкновенно интересный человек. Ученики обожают ее за веселость, оптимистический настрой и глубоко уважают за умение быть требовательной и непредвзятой.
- В чем ваш секрет такого взаимопонимания с детьми?
- Никакого секрета нет, - отвечает Лариса Михайловна. - Каждый ребенок - индивидуальность, и нужно найти к нему индивидуальный подход. Все темы я объясняю по- своему, несмотря на некоторые расхождения с учебником. Никогда не задаю читать его дома, если нет необходимости заучивать правила, теоремы, законы, аксиомы и т.д. Очень часто привлекаю творчество школьников. Это вносит разнообразие, подогревает интерес. И действительно, учащиеся давно перестали удивляться, например, сочинениям об интегралах, сказкам о графиках, с удовольствием создают они своими руками геометрические фигуры, которые помогут сегодняшним малышам доступно изучить материал. А походы и экскурсии с любимым классным руководителем превращаются в увлекательные приключения. Ларису Михайловну буквально боготворят, как любимого педагога. За что? За то, что понимает с полуслова, живет с детьми одними интересами, шутит над их проказами и наставляет на путь истинный. Когда в силу ряда причин она решила отказаться от классного руководства, учащиеся стремглав примчались к ней домой уговаривать отменить свое решение. И Лариса Михайловна отзывается о своих чадах, как о родных. Всей душой переживает их неудачи и радуется успехам.
Неспроста она имеет немало Почетных грамот. В 1995 году стала призером районного конкурса «Учитель года», имеет диплом республиканского конкурса в номинации «Мастер- класс!». В прошлом году была вручена денежная премия Президента ЧР.
Переступая порог дома, Лариса Михайловна превращается в заботливую маму и жену. «Семья - мое хобби, - говорит она, - хоть дома у меня практически нет свободного времени. Таков уж удел учителей. Во многом помогают мама и муж. Их советы мне очень дороги.
Вся моя жизнь - школа. Я считаю себя счастливым человеком. Очень важно найти свое место в жизни. Я нашла свое.
- Хотите ли вы, чтобы ваши сыновья стали учителями?
- Об их будущей профессии я пока не задумываюсь. Люблю свою специальность, но сыновьям ее бы не посоветовала. Мне кажется, что учитель - не мужская профессия».
По-матерински, трогательно Лариса Михайловна прижала к себе плачущего младшего сына, качая его и успокаивая. Сейчас она мама. А завтра - независимая, строгая, но веселая и обаятельная, она снова откроет дверь в класс, где ее урока с нетерпением ждут ученики.