Об утверждении Положения о муниципальной пожарной охране Порецкого района Чувашской Республики
Постановление «Об утверждении Положения о муниципальной пожарной охране Порецкого района Чувашской Республики»
В соответствии с Федеральным Законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994г. №69-ФЗ, Федерального закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя», Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»», закона Чувашской Республики от 24.11.2004г. №37 «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа», НПБ 202-96 «Муниципальная пожарная служба. Общие требования.», НПБ 101-95 «Нормы проектирования объектов пожарной охраны», в целях укрепления противопожарной службы и обеспечения противопожарной безопасности района п о с т а н о в л я ю:
1.Утвердить прилагаемое Положение о муниципальной пожарной охране Порецкого района Чувашской Республики.
2.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на 1-ого заместителя главы администрации Порецкого района по социальным вопросам -председателя комиссии по ЧС и ОПБ Галкина С.В.
Глава администрации
Порецкого района Ю.А. Скрипилин
Барыкин А.Е.
2-13-50
Приложение № 1
к постановлению главы
администрации Порецкого района
№ от « » октября 2006 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о муниципальной пожарной охране
Порецкого района Чувашской Республики.
1. Общие вопросы
1. В данном положении используются следующие понятия:
- Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушение и проведение возложенных на них аварийно-спасательных работ.
- Аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению и доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
- Первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
- Тушение пожаров – это действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
- Обеспечение пожарной безопасности – комплекс мер правового, социального, экономического и научно-технического характера, направленных на предотвращение и тушение пожаров.
- Муниципальная пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органами местного самоуправления подразделений, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных и неотложных работ.
- Частная пожарная охрана – силы и средства оперативного подразделения пожарной охраны, принадлежащие физическим или юридическим лицам на праве собственности.
- Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
- Добровольный пожарный – гражданин, являющийся членом общественной организации пожарной охраны и способный по состоянию здоровья принимать непосредственное участие на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны по профилактике и (или) тушению пожаров.
1.1 Настоящее положение определяет и устанавливает основу организации, финансирования, содержания и комплектования муниципальной пожарной охраны (далее - МПО), Порецкого муниципального района, организацию несения дежурства, взаимодействия с Чувашской республиканской противопожарной службой, подразделениями ведомственной пожарной охраны и службами жизнеобеспечения.
1.2. Положение о муниципальной пожарной охране разработано в целях обеспечения пожарной безопасности на территории Порецкого района на основании Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.08.1995г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя», Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»», закона Чувашской Республики от 24.11.2004г. №37 «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа»,
НПБ 202-96 «Муниципальная пожарная служба. Общие требования.», НПБ 101-95 «Нормы проектирования объектов пожарной охраны».
1.3. Положение является основным нормативным документом, определяющим вопросы организации, реорганизации и ликвидации подразделений МПО, и определяет их задачи, функции и права.
1.4. Положение обязательно для выполнения во всех подразделениях МПО, осуществляющих свою деятельность в области пожарной безопасности.
1.5. В своей практической деятельности работники муниципальной пожарной охраны руководствуются настоящим Положением, трудовым законодательством Российской Федерации, решениями и распоряжениями должностных лиц местного самоуправления, указаниями государственной противопожарной службы по вопросам организации и деятельности пожарной охраны.
1.6. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
1.7. Муниципальная пожарная охрана может создаваться одним или несколькими органами местного самоуправления и содержаться за счет средств бюджетов органов местного самоуправления и других незапрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
1.8. В систему муниципальной пожарной охраны входят подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные для профилактики и тушения пожаров в сельских поселениях Порецкого муниципального.
1.9. Дислокация подразделений МПО на территории района определяется в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ из расчета 1 работник МПО на 900 человек. Радиус обслуживания подразделения должен обеспечивать возможно минимальное время прибытия пожарного расчета к месту пожара или чрезвычайной ситуации в сельских поселениях.
1.10. Положение может перерабатываться и дополняться с целью его совершенствования при изменении нормативных актов, с учетом приобретенного практического опыта в установленном порядке.
2. Основные задачи и функции МПО Порецкого района.
2.1 Организация и осуществление профилактики пожаров в сельских поселениях Порецкого района, а также в муниципальных организациях, находящихся в его собственности, в том числе осуществление первичных мер пожарной безопасности:
- спасение людей и имущества при пожарах в сельских поселениях на территории района;
- организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ подразделениями МПО в сельских поселениях района, в том числе в муниципальных организациях;
- участие в тушении пожаров на объектах в сельских поселениях других муниципальных образований в соответствии с планами привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
2.2. Объем и полномочия МПО по организации и осуществлению профилактики пожаров в сельских поселениях района определяются органом местного самоуправления в пределах ответственности в области пожарной безопасности, установленной законодательством Российской Федерации для органов местного самоуправления.
2.3. Основными функциями МПО являются:
- осуществление совместно с заинтересованными организациями подготовки проектов муниципальных правовых актов в области пожарной безопасности;
- разработка планов привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории сельских поселений и района, а также на межселенной территории;
- организация обучения населения и работников муниципальных предприятий мерам пожарной безопасности;
- осуществление иных мероприятий по профилактике пожаров в соответствии с муниципальными правовыми актами;
- разработка и согласование программы обучения населения мерам пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях, осуществления контроля за качеством подготовки;
- обеспечение реализации мер пожарной безопасности на объектах, являющихся муниципальной собственностью, в том числе посредством организации и проведения тендеров на выполнение работ и оказания услуг лицензиатами в области пожарной безопасности.
- установление порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории района;
- организация обучения населения мерам пожарной безопасности, агитация и пропаганда в области пожарной безопасности;
- организация взаимодействия по привлечению сил и средств для тушения пожаров в межселенных территориях.
3. Назначение и организация деятельности муниципальной пожарной охраны.
3.1. Муниципальная пожарная охрана создается решением собрания депутатов Порецкого района для предупреждения и тушения пожаров на территории района, спасения людей и имущества от пожаров.
3.2. Муниципальная пожарная охрана создается при наличии: пожарного депо или отделенного от других помещений гаражного бокса, исправной пожарной техники, оборудования, бытовых помещений, необходимых для круглосуточного несения службы работниками МПО, телефонной связи, в том числе на базе ранее существовавших добровольных пожарных дружин (ведомственная пожарная охрана) сельскохозяйственных кооперативных предприятий, товариществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.п.
3.3. Перечень населенных пунктов, в которых создается МПО, согласовывается с Государственным комитетом Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГКЧС Чувашии) и разрабатывается органом управления администрации Порецкого района.
3.4. МПО создается органом местного самоуправления, которому предоставляется право заключения коллективного договора, его должностное лицо несет ответственность за организацию и выполнение возложенных задач.
3.5. В наиболее пожароопасные периоды глава сельского поселения по решению сельского схода привлекает трудоспособное население не моложе 18 лет для поочередного дежурства при пожарном депо.
3.6. Для подразделения, с учетом положения о нем, разрабатываются и утверждаются следующие документы:
- штатное расписание;
- должностные инструкции;
- график дежурства;
- схемы, планы расположения на обслуживаемой территории поселения предприятий, общественных и жилых зданий, а также водоисточников и дорог;
- графики проведения проверок выполнения требований пожарной безопасности на объектах муниципальной собственности, а также обучение населения мерам пожарной безопасности;
- перечень пожарной техники и средств связи, а также порядок их эксплуатации;
- расписание занятий по профессиональной подготовке должностных лиц подразделения;
- документы предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров, взаимодействия с заинтересованными службами и другими подразделениями пожарной охраны.
Перечисленные и иные документы, регламентирующие организацию деятельности подразделения МПО, разрабатываются применительно к нормативным актам Государственной противопожарной службы.
4. Состав подразделений. Обязанности и права работников
муниципальной пожарной охраны.
4.1. Глава администрации Порецкого района назначает начальника муниципальной пожарной охраны района по согласованию с ГКЧС Чувашии.
4.2. Численность муниципальной пожарной охраны определяется в соответствии с настоящим положением, с учетом 4-х сменного дежурства работниками, а также необходимости подмены на период отпусков и болезни.
4.3. При отсутствии группы профилактики пожаров в подразделении МПО начальник подразделения сам осуществляет профилактику, привлекая к этой работе свободных от дежурной смены водителей.
4.4. Для организации круглосуточного несения дежурства в штат подразделения МПО входят:
- 1 начальник, выполняющий функции подменного водителя и 3 водителя пожарного автомобиля;
4.5. Для увеличения численности подразделения МПО допускается привлекать для несения службы добровольных пожарных в установленном порядке.
4.6. График сменности работы МПО устанавливается 24-часовой с утверждением руководителем подразделения.
4.7. В период отпусков, болезни и т.п. водителей и пожарных, их подмену осуществляет подменный водитель и пожарный.
4.8. Начальник МПО муниципальных образований назначается должностным лицом муниципального образования из числа наиболее подготовленных лиц, имеющих пожарно-техническую или иную специальную подготовку по профилю работы и согласовывается с начальником государственной противопожарной службы района.
4.9. В обязанности начальника МПО входят:
- знание места расположения потенциально опасных объектов, конструктивной особенности зданий и сооружений, а также пожарную опасность технологических объектов производства, технические и оперативно-тактические характеристики специальной техники, порядок ее использования, дислокацию подразделений пожарной охраны в подразделении;
- организация и проведение работы по проверке противопожарного состояния жилых домов в муниципальном поселении (поселениях), выявление недостатков и внесение предложений домовладельцам (квартиросъемщикам) по их устранению;
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном поселении (поселениях);
- тушение пожаров в муниципальном поселении (поселениях) в соответствии с планом привлечения сил и средств, утвержденным должностным лицом органом управления муниципального образования района;
- ремонт, обслуживание пожарной техники и оборудования, содержание их в постоянной готовности;
- знание руководящих документов, а также основных положений стандартов, норм и правил, содержащих требования пожарной безопасности;
- проведение с работниками МПО и привлекаемыми на дежурство гражданами занятий по изучению правил пожарной безопасности, имеющегося противопожарного инвентаря и оборудования пожарной техники, а также отработка приемам и методам тушения пожаров.
4.10. Начальник МПО является непосредственным начальником работников, в своей практической деятельности подчиняется начальнику отдела ГО и ЧС администрации Порецкого района, в оперативном отношении в вопросах организации пожаротушения – начальнику ГПС Порецкого района.
4.11. Начальник МПО является материально ответственным лицом.
4.12. Работники МПО обязаны незамедлительно сообщать в государственную противопожарную службу района о всех случаях поступившей информации о пожарах и загораниях, выезде на них, а также о выходе из строя пожарной техники.
4.13. Работники МПО, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.14. Использование штатных работников, пожарной техники и оборудования для выполнения работ не связанных с исполнением трудовых обязанностей не допускается.
4.15. Начальник МПО имеет право:
- вносить предложения главам сельских поселений, руководителям организаций по улучшению противопожарного состояния населенного пункта, содержание в исправном состоянии источников водоснабжения, проездов, подъездов, освещения улиц, сигналов оповещения населения, телефонной связи;
- вносит предложения домовладельцам и квартиросъемщикам по устранению нарушений требований пожарной безопасности;
- проверять в установленном порядке несение дежурства работниками;
- требовать от работников МПО выполнения должностных обязанностей;
- отстранять от несения дежурства работников за нарушения дисциплины и правил техники безопасности;
- применять в установленном порядке и в пределах своей компетенции поощрения и налагать дисциплинарное взыскание на личный состав МПО.
4.16. Руководящему составу МПО необходимо проходить обучение на курсах повышения квалификации не реже 1 раза в 5 лет.
4.17. Подразделения МПО должны участвовать не реже 1 раза в год в пожарно-тактических тренировках в составе гарнизона пожарной охраны района.
5. Комплектование подразделений муниципальной пожарной охраны.
5.1. В МПО принимаются граждане Российской Федерации, имеющие среднее (полное) общее образование признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе пожарными и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам. Прием на работу лиц 60 лет и старше не производится.
5.2. К непосредственному исполнению обязанностей в МПО допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение в установленном порядке.
5.3. Порядок страхования работников МПО регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации.
5.4. Трудовой договор на работу в МПО регулируется трудовым законодательством Российской Федерации.
5.5. Порядок несения службы добровольных пожарных определяется начальником МПО по согласованию с руководителем подразделения ГПС района.
5.6. Рабочее время и время отдыха работников подразделений МПО определяется в соответствии с трудовым законодательством. Продолжительность рабочего времени работников МПО устанавливается из расчета 40 часов в неделю. В указанную норму входит время на инструктаж, несение дежурства, специальную подготовку, уход за пожарной техникой, сдачу и смену дежурства.
5.7. Для работников МПО режим рабочего времени и времени отдыха, а также время начала и окончания работы регулируется внутренним трудовым распорядком и отражается в трудовом договоре.
5.8. Работникам МПО представляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней.
5.9. Увольнение, пенсионное обеспечение осуществляется согласно действующему законодательству.
7. Форменная и специальная одежда.
7.1. Работники МПО при исполнении трудовых обязанностей должны носит установленную форменную одежду (для несения дежурства) и знаки различия.
7.2 . Форменная одежда выдается указанным работникам в бесплатное пользование на срок носки, по истечению которого форменная одежда переходит в собственность работника.
7.3. В случае повреждения или утраты форменной одежды работниками МПО при исполнении служебных обязанностей по не зависящим от них причинам (ликвидации аварий, пожара и др.) взамен выдаются новые предметы форменной одежды, при этом срок носки исчисляется со дня их выдачи.
7.4. Лица, уволенные из МПО независимо от причин увольнения, теряют право на получение форменной одежды, не выданной во время работы.
7.5. Специальная одежда (для тушения пожара и проведения АСР) должна иметь отличительные знаки и выдаваться работникам МПО в бесплатное пользование на установленный срок носки при выполнении трудовых обязанностей.
7.6. По истечении срока носки предметы специальной одежды сдаются на склад, взамен их выдаются новые. Предметы спец.одежды с истекшими сроками носки, но годные к носке могут использоваться подразделением МПО в качестве подменного фонда.
7.7. При выдаче форменной и специальной одежды рекомендуется руководствоваться:
- приказ МВД РФ от 12.08.1995г. №311 «О мерах по реализации постановлений Правительства РФ от 17.07.1995г. №720»;
- приказ МЧС РФ от 19.07.2002г. №354 «Об утверждении временных норм снабжения специальной одеждой и снаряжением личного состава государственной противопожарной службы МЧС России»;
- приказ МЧС РФ от 21.04.2003г. №202 «Об утверждении временных норм снабжения отдельными предметами вещевого имущества личного состава системы МЧС России».
8. Пожарная техника и аварийно-спасательный инструмент.
8.1. Для выполнения функций по спасению людей и тушению пожаров МПО в обязательном порядке оснащается пожарной техникой и оборудованием, аварийно-спасательным инструментом, средствами связи, средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения.
8.2. Количество и тип пожарных автомобилей определяется по согласованию с ГКЧС Чувашии.
8.3. При проведении аварийно-спасательных работ использовать сертифицированный аварийно-спасательный инструмент.
9. Финансирование и материально-техническое обеспечение муниципальной пожарной охраны.
9.1. Финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
Главный специалист по ГО и ЧС
администрации Порецкого района А.Е. Барыкин