2025.01.24 О некоторых вопросах ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии о легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем
В Российской Федерации правовой основой противодействия нелегальному обороту преступных доходов являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) и другие нормативные правовые акты.
Статьей 7 Федерального закона № 115-ФЗ определены обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за неисполнение которых предусмотрена административная и иная ответственность.
К таким организациям относятся кредитные и страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования); профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые брокеры; управляющие компании; инвестиционные фонды; паевые инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды, кредитные (в том числе сельскохозяйственные) потребительские кооперативы; микрофинансовые организации; общества взаимного страхования; негосударственные пенсионные фонды; ломбарды.
В обязанности организаций помимо прочего входит разработка правил внутреннего контроля, предоставление данных правил на согласование в соответствующий надзорный орган, включение в правила ряда положений, таких как:
- порядок по выявлению и документальному фиксированию подозрительных операций;
- порядок идентификации клиентов и выгодоприобретателей, оценки риска совершения клиентом организации операций, связанных с отмыванием, документального ее фиксирования;
- требования к обучению сотрудников организации в сфере противодействия легализации преступных доходов;
- требования, предусматривающие наличие анкетирования;
- требования к срокам обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов и выгодоприобретателей;
- требования к обязательному составлению сотрудником организации сообщения об операции при выявлении признаков операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации преступных доходов; - требования к должностным лицам об обязательном информировании руководства о выявлении подозрительных операций и сделок, подлежащих обязательному контролю, для решения вопроса о направлении сообщений о таких сделках в Росфинмониторинг.
В связи с неисполнением вышеперечисленных обязанностей для должностных и юридических лиц законодателем установлена административная ответственность по частям 1, 1.1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения или штрафа, который составляет от 10 до 200 тысяч рублей.
Помимо прочего, за нарушение требований Федерального закона № 115-ФЗ могут последовать такие негативные последствия, как отзыв (аннулирование) лицензии; проведение проверок Банком России, иными контролирующими органами; введение запрета на идентификацию клиентов, осуществляемую без их личного присутствия; ликвидация кредитного кооператива; исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организации.