2020.01.24 Верховный Суд Российской Федерации дал разъяснения о применении законодательства об ответственности за взяточничество
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2019 года № 59 внесены изменения в Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» и от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
При передаче взятки частями квалификация тяжести совершаемого деяния будет зависеть от её предполагаемого размера. Так, если взяткодатель намеревался передать, а должностное лицо получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое незаконное вознаграждение не составило указанного размера, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере.
Зачисление взятки на «электронный кошелек» является оконченным преступлением. При этом не имеет значения, получило ли должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или организации, реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему деньгами по своему усмотрению.
Расширено понятие «посредничество во взяточничестве и в коммерческом подкупе». Указано, что это не только непосредственная передача по поручению взяткодателя или взяткополучателя, а также по поручению лица, передающего или получающего предмет коммерческого подкупа, денег и других ценностей, но и иное способствование в достижении или реализации соглашения между этими лицами о получении и даче взятки либо предмета подкупа (например, организация их встречи, ведение переговоров с ними).
Кроме того, действие Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» распространено на госкомпании, ГУПы, МУПы, АО, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.
Также изменен примерный перечень специальных средств, применение которых при превышении должностных полномочий образует квалифицированный состав преступления (пункт «б» части 3 статьи 286 УК РФ).