Профилактика жесткого обращения с детьми
Рост насилия на сегодняшний день является доминирующей тенденцией для всего мира. Оно проявляется в самых различных формах и ситуациях. Насилие - это разрушительная сила, которая унижает, подавляет, эксплуатирует. В последнее время возросло насилие в семье, которое, как правило, проявляется как жестокое обращение с детьми и подростками.
Данное явление происходит в следующих группах семей: алкоголики и наркоманы, малообеспеченные семьи, семьи, в которых один из родителей или оба безработные. Потенциальными жертвами жестокого обращения в семье являются нежеланные, болезненные, с хроническими заболеваниями дети.
Существуют два подхода, объясняющие причины жестокости в семье: социальный и психологический. Социальный подход рассматривает жестокость в семье как принятую социокультурную обусловленность решения конфликта путем насилия. Причинами здесь выступают стереотипы семейных отношений, низкое социальное и материальное положение в семье, постоянные ссоры и проблемы, которые приводят к стрессам, а те — к жестокому обращению со своими домочадцами. Психологический подход объясняет причины жестокости наличием психологических заболеваний у членов семьи, отрицательного личного опыта родителей, пережитого ими в детстве, характерами личности, поведения ребенка или родителей, а также употреблением алкоголя и наркотиков.
Некоторые родители часто забывают, что есть множество других гуманных способов воспитания детей, отличных от телесного наказания. Если ребенок ведет себя неподобающе, родители не должны вести себя так же или бить ребенка, чтобы преподать ему урок. Они должны оставаться в здравом уме и пытаться объяснить своему чаду негативные последствия его поведения. Также необходимо избегать публичного порицания. Это подрывает силу духа ребенка, и он может впоследствии воспротивиться мнению родителей.
Дети, с которыми плохо обращаются, постоянно живут в страхе и мучениях. Пренебрежение родителей к своим детям имеет ужасные последствия. Это может стать даже причиной смерти. Дети сталкиваются с различными физическими и психологическими проблемами, такими как: неспособность к обучению, агрессивное или жестокое поведение, стеснительность. В будущем они могут начать употреблять алкоголь и наркотики.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест, обиду, чувство оскорблённости, жажду мести и компенсации, разрушение «нравственных тормозов», стремление к обману и изворотливости, агрессивное поведение, снижение самооценки, ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).
Окружающие не всегда решаются сообщать о подобных проблемах в милицию или комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, потому что им не хочется вмешиваться в дела других семей. Необходимо понимать, что подобные действия будут только во благо несчастному ребенку.
Каждый человек должен бдительно относиться к случаям жестокого обращения с детьми и при необходимости обращаться в соответствующие органы. Если на теле ребенка появляются порезы или ожоги, если ребенок выглядит голодным, грязным, не проявляет интереса и участия в играх с другими детьми - все это свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав района Бирюлево Восточное в связи с данной проблемой регулярно разрабатывает план мероприятий по участию в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с, уделяется внимание:
- пропаганде ответственного родительства;
- объединению усилий органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в организации мер профилактики проявления жестокости к детям;
- проведению массовых общественно значимых акций, в том числе с привлечением детей (конкурсы, фестивали, детские форумы и пр.).
- привлечению внимания населения к проблеме жестокого обращения с детьми и распространению информации о недопустимости проявления жестокого обращения с детьми, насильственных методов воспитания;
Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить ситуацию помогут следующие рекомендации:
Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.
Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал он сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.
Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
Требуя что-то от ребёнка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.
Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его?