Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Общие вопросы налогообложения физических лиц и основы взаимодействия с налоговыми органами

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Вместе со страховыми взносами и специальными налоговыми режимами они составляют систему налогов и сборов (иногда называют

«налоговой системой»).

Для исчисления и уплаты:

  • федеральных налогов и сборов следует использовать НК РФ;
  • региональных — применять установленные региональным законодательством налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ;
  • местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории «Сириус) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения:  налоговые   ставки,   порядок   и   сроки   уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. 
  • Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов  и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ

Налоги являются основными бюджетными доходами в Российской Федерации. Основной налог, который уплачивают физические лица — НДФЛ, который зачисляется в региональный и местный налог с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации. За счет налоговых доходов обеспечивается осуществление расходов без закрепления по видам расходов, однако целевыми являются только страховые взносы, которые формируют ФОМС и Социальный фонд России, который с 2023 года объединил ПФР и ФСС.

Среди налогов и сборов выделим те, которые уплачивают физические лица (ФЛ), индивидуальные предприниматели (ИП), т.е. они

являются плательщиками эти налогов и сборов. В некоторых случаях (НДС, акцизы) физические лица не являются налогоплательщиками, однако на них перекладывают бремя уплаты, т.к. косвенные налоги включаются в цену товара (работы, услуги) для конечного потребителя, который не является налогоплательщиком. В некоторых случаях физические лица являются налогоплательщиками, только если зарегистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей (например, НДПИ, торговый сбор и др.), нужно изучить соответствующую главу НК РФ.

Как правило, для исчисления налога определяется налоговая база, которая умножается на налоговую ставку. При расчете некоторых налогов учитываются налоговые вычеты и налоговые льготы для уменьшения налогового платежа.

В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Такие же положения действуют относительно страховых взносов. Ст. 45 НК РФ предусматривает возможность уплатить налог за иное лицо.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (ст. 18 НК РФ), а именно:

  • объект налогообложения (реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога;
  • налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения);
  • налоговый период (календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате);
  • налоговая ставка (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, могут быть установлены процентные, твердые и комбинированные налоговые ставки);
  • порядок исчисления налога (налог исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, в некоторых случаях с учетом налоговых вычетов самостоятельно налогоплательщиком, а в отдельных случаях — налоговым агентом или налоговым органом в отношении имущественных налогов с физических лиц);
  • порядок и сроки уплаты налога (уплата (перечисление) налога, авансовых платежей по налогам в бюджетную систему Российской Федерации осуществляется в качестве единого налогового платежа, самостоятельно налогоплательщиком или в установленных случаях налоговым агентом).

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении страховых взносов определяются в соответствии с главой 34 НК РФ плательщики и элементы обложения

Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Т.е. налогоплательщик получит доход уже за вычетом налога. Примеры уплаты налогов налоговыми агентами:

НДФЛ, НДС. У них такие же права, как у налогоплательщиков, но обязанности разные.

Плательщиками страховых взносов в основном являются работодатели, которые осуществляют выплаты и вознаграждения в пользу работников, при этом НДФЛ они уплачивают уже в качестве налоговых агентов.

Права налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов установлены в ст. 21 НК РФ, обязанности — в ст. 23 НК РФ (обязанности налоговых агентов — в ст. 24 НК РФ).

Среди прав — получение информации от налоговых органов, получение разъяснения от Минфина России, использовать налоговые льготы, обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Среди обязанностей — уплачивать законно установленные налоги, подавать налоговые декларации, выполнять законные требования налогового органа.

  

Заместитель главы по экономике,  АПК и финансам-

начальник финансового отдела                                                                                   Т.И. Галахова