ИНФОРМАЦИЯ для родителей (законных представителей) по вопросам получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Обучение на дому, является формой реализации образовательных программ. Это право предоставляется детям-инвалидам и детям, нуждающимся в длительном лечении, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, с согласия или по инициативе родителей при наличии медицинского заключения. Такое обучение направлено на создание благоприятных условий для обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психического здоровья. Обучение на дому обеспечивается органами управления образованием и образовательными организациями. Порядок обучения детей-инвалидов на дому регламентируется Приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 10 декабря 2013 г. N 2318 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной образовательной организации Чувашской Республики и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях».
Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и обращение в письменной форме родителей (законных представителей). На основании представленных документов издается приказ об организации обучения на дому, которым утверждается расписание занятий, которое обязательно согласуется с родителями (законными представителями) обучающихся путем проставления росписи,определяется педагогический персонал для занятий с учеником, место проведения занятий.При назначении педагогических работников, работающих с детьми, нуждающимися в обучении на дому, преимущество отдается педагогическим работникам, работающим в данном классе.
Между школой и родителями (законными представителями) заключаются договоры об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам, в приложении которых содержится учебный план, разработанный с учетом реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Учебный план согласовывается с родителями (законными представителями) обучающихся.Обучающимся, нуждающимся в обучении на дому, предоставляются бесплатно учебники, учебная, справочная литература. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.
Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Исходя из этого, самый большой плюс обучения на дому заключается в хорошем усвоении материала.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК)и препятствующие получению образования без создания специальных условий. К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы. ПМПК принимать решения по выдаче заключений с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития. Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа - ПМПК.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ (ст. 79, п. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах проведенного обследования ребенка ( п. 6 Приказ Минтруда России от 13.06.2017 N 486н"Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм").
В рекомендациях ПМПК определяется образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ N 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ N 273); форма получения образования; необходимость периода динамического наблюдения; направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог); условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.).
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для организации обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в образовательных организациях, как в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (в образовательных организациях для детей с ОВЗ), в отдельных классах, группах (коррекционных классах, группах), так и совместно с другими обучающимися.
Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной образовательной программы (ООП) определенного уровня образования, с учетом индивидуальных образовательных потребностей и психофизических особенностей на период, определенный образовательной организацией самостоятельно, с возможностью ее изменения в процессе обучения.
Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ N 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Остальные обучающиеся при успешном прохождении государственной итоговой аттестации выдается документ об образовании, который подтверждает получение общего образования следующего уровня:
1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);
2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).
В муниципальных общеобразовательных организациях реализуются основные общеобразовательные программы. Кроме того, не все обучающиеся с ОВЗ, получающие общее образование, нуждаются в адаптации образовательных программ. Некоторым из них достаточно создать некоторые специальные условия, указанные в части 3 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ. При этом специальные условия должны быть созданы в любой образовательной организации, в которой есть обучающиеся указанной категории.Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное (нравственное) развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.